Цифровая трансформация процесса предоставления в социальной сфере

Цифровая трансформация процесса предоставления в социальной сфере

Авторы публикации

Рубрика

Экономика и управление

Просмотры

7

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 22 (120), Июнь ‘23

Дата публикации 06.06.2023

Поделиться

В статье рассматривается цифровая трансформация процесса предоставления в социальной сфере.

В последние десятилетия повсеместно в мире внедрение современных цифровых технологий выступает основным фактором, обеспечивающим модернизацию различных сфер жизни. Эта общемировая тенденция актуальна для Российской Федерации, где значение процессов цифровизации для развития экономической, политической и общественной сферы находит свое выражение в нормативных правовых актах, национальных проектах и в выступлениях руководителей государства.

Цифровизация (Цифровое развитие) - процесс организации выполнения в цифровой среде функций и деятельности (бизнес-процессов), ранее выполнявшихся людьми и организациями без использования цифровых продуктов. Цифровизация предполагает внедрение в каждый отдельный аспект деятельности информационных технологий.

В настоящее время в Российской Федерации активно и достаточно успешно реализуются процессы цифровой трансформации коммерческого сектора, предполагающие принципиальное изменение бизнес-моделей за счет использования новых цифровых инструментов и технологий (искусственного интеллекта, интернета вещей, больших данных, биометрии и др.).

Ситуация с пандемией коронавируса привела к ускорению перехода на цифровые технологии и онлайн-сервисы и соответствующему изменению моделей оказания услуг и потребительских моделей поведения.

С развитием и освоением цифровых технологий связываются возможности достижения ключевых целей социально-экономического развития Российской Федерации, что подтверждается существенным государственным финансированием данных технологий, а также корреляцией отдельных программ в рамках национальных проектов «Цифровая экономика», «Демография», имеющих самое прямое отношение к повышению качества жизни человека, выполнению государством своих социальных гарантий.

Актуальным направлением деятельности, требующим создания определенной стратегии, выработки механизмов осуществления данного процесса и его реализации, является цифровизация социальной сферы. Цифровые технологии стали новой основой прогрессивных преобразований в социальной сфере, открыли возможности ускоренного создания и предоставления разнообразных услуг.

Бурно развивается цифровизация образования, расширяющая возможности для обучения гражданам, проживающих в отдаленных населенных пунктах. Автоматизация учебного процесса происходит не только в высшем и среднем специальном образовании, но и на уровне средней образовательной школы.

Цифровизация социального обслуживания (как отрасли) включает автоматизацию деятельности: разработку и внедрение автоматизированных информационных систем, позволяющих производить учет и анализ информации в цифровой форме об оказанных услугах, о получателях услуг, затраченных ресурсах, строить прогноз потребностей социальных групп в социальных услугах, а также внедрение алгоритмизированных электронных услуг в сфере социального обслуживания для граждан (подача документов для получения социальных услуг, получение документов и справочной информации, запись на прием в социальную службу). Помимо технической, не менее важна другая сторона цифровой трансформации: это новый тип отношений, складывающийся между государственными органами и организациями в работе с гражданами, базовым принципом которого является клиентоцентричность.

Приоритеты развития цифровизации социальных услуг изложены в Концепции цифровой и функциональной трансформации социальной сферы, относящейся к сфере деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации 20 февраля 2021 г. № 431-р.

Цифровизация социальной сферы предполагает изменение процессов, организационной структуры, осуществляемых функций, принципов принятия решений и взаимодействия организаций с гражданами и юридическими лицами, повышение качества предоставляемых услуг, снижение издержек на их предоставление за счет создания единой централизованной цифровой платформы в социальной сфере (далее - единая цифровая платформа), автоматизирующей деятельность Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации и федеральных учреждений медико-социальной экспертизы, расширения состава цифровых сервисов для граждан и организаций, обеспечения надежной и безопасной, современной информационно-технической инфраструктурой.

Регионами Российской Федерации принимаются меры, направленные на адаптацию социальной сферы к новым цифровым реалиям с учетом возможностей новых цифровых технологий, лучших отечественных практик государственного управления и растущих ожиданий граждан относительно качества оказания государственных и муниципальных услуг, в том числе обеспечивается возможность граждан получать услуги удаленно, посредством единого портала без необходимости посещения организаций; в автоматическом режиме без участия должностных лиц государственных органов; проактивно и комплексно исходя из возникающих жизненных ситуаций; персонифицировано (с учетом критериев фактической нуждаемости).

Особенно активно развивается беззаявительное предоставление гражданам видов государственной поддержки, которые полагаются  в соответствии с законодательством после наступления той или иной жизненной ситуации: инвалидность, рождение ребенка, достижение пенсионного возраста, др.

Таким образом, повсеместное распространение цифровизации преобразует социальную сферу, обуславливая появление качественно новой среды предоставления социальных услуг, в рамках которой цифровые технологии не просто «сопровождают» и оптимизируют процессы и управленческие функции, а изменяют само содержание действий, создают их новое видение, новые модели деятельности, предполагающие активность населения и информационную открытость ресурсов органов управления социальной защиты населения и подведомственных им организаций и учреждений.

Список литературы

  1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 20.02.2021 N 431-р (ред. от 07.06.2021) <Об утверждении Концепции цифровой и функциональной трансформации социальной сферы, относящейся к сфере деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, на период до 2025 года> // [Электронный ресурс] – СПС «Консультант Плюс» ;
  2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 06.11.2021 N 3044-р. <О стратегическом направлении в области цифровой трансформации социальной сферы, относящейся к сфере деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации> // [Электронный ресурс] – СПС «Консультант Плюс»;
  3. Доклад «Дети в трудной жизненной ситуации: цифровые решения в организациях социальной поддержки» // URL: https://fond-detyam.ru/biblioteka/ezhegodnye-doklady.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее