“Методы диагностики готовности образовательной организации к реализации инновационной деятельности”

“Методы диагностики готовности образовательной организации к реализации инновационной деятельности”

Авторы публикации

Рубрика

Педагогика

Просмотры

6

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 21 (119), Июнь ‘23

Дата публикации 03.06.2023

Поделиться

В статье рассматриваются основные направления инновационной деятельности в системе среднего профессионального образования на современном этапе развития образования, методы диагностики готовности образовательной организации к успешной реализации своего инновационного потенциала.

Образование Российской Федерации на протяжении достаточно длительного периода находится в состоянии системного реформирования, это является своеобразным ответом на происходящие изменения в социальной, экономической, политической структурах. Как отмечает А. Турен,[1] современное общество развивается не от общей идеи, все метасоциальные принципы единства общественной жизни заменены свершениями человеческого труда, его свободы и от трансцендентных принципов, и от коммунитарных правил, «В действительности можно отстаивать идею, что после периода интенсивной и творческой критики индустриальной культуры мы стоим сегодня на пороге новых форм технической деятельности, составляющих постиндустриальное общество, каковое является также сверхиндустриальным. Так что мы снова пришли к тому, чтобы рассматривать в качестве управляющих сил нашей общественной жизни ее творческую способность…».[1] Возникает вопрос, как процесс внедрения инноваций сделать простым и эффективным, так как в образовательном пространстве существует ряд барьеров, которые требуют особого внимания. Именно поэтому, для нас крайне важно понимать, что нужно для эффективного внедрения инноваций в образовательный процесс.

Обратимся к понятиям инновации, инновации в средне профессиональном образовании, диагностика. Исследования, посвященные  инновациям в педагогике, встречаются в работах ряда авторов: В.И. Загвязинского, В.Е. Юсуфбековой, И.А. Якиманской, А.В. Хуторского,Н. П. Дронишинец и Л.С. Подымовой, В.А. Сластенина,  др. Термин инновации довольно широко используется в различных областях знаний и практической деятельности. Происхождение термина инновация: innovation (обновление) и innovare (обновлять), от английского слова в переводе означающее - нововведение». На наш взгляд, инновации и нововведения являются тождественными понятиями, т.е. внедрение чего-то нового, ранее не существовавшего, либо примененного для достижения иных целей и задач. Дронишинец Н. П. и Булдакова Л. Б., справедливо делают акцент, что «…понятие «инновация» носит междисциплинарный характер…»,[2с.412] отсюда ее вариативность и возможность подстроить под необходимый процесс. По мнению Тетериной Н.Н., инновации являются внедренным новшеством, обеспечивающим повышение эффективности процессов и качества продукта в образовании. С точки зрения Хуторского А.В.[...]инновация, имеет несколько обязательных элементов создание  новшества, внедрение и освоение,  применение и распространение. Подымова Л.С., Сластенин В.А., дают следующее определение нововведению, как процессу комплексного целенаправленного создания, трансляции и постоянного использования новшества, которое отражает интересы общества, образовательной организации, участников образовательного процесса и несет качественные изменения системы и способов ее эффективной работы,  т.е. нововведение качественно меняет структуру и направления развития, как личности, так и явления, процесса. [11, с.12] Н.И. Лапин отмечает, также, что понятия нововведение и инновация тождественны и характеризуются, как комплексный процесс создания, распространения и использования новшества, в целях удовлетворения общественной потребности, т.е. новшество отражает процесс общественных изменений происходящих в обществе.[5, c.6-7]

Таким образом, инновации позволяют взглянуть под иным углом на уже, казалось бы, сложившиеся нормы, связи, роли, которые при этом являются динамичными по своей сути и меняются, как под влиянием внешних, так и внутренних условий.  А специфической функцией инноваций  Пряжников Н.С., Н. И. Лапин, Э. Роджерс, Касатая И.Л., называли происходящие изменения, сам процесс внедрения инноваций. Далее остановимся на основных направлениях инновационной деятельности в СПО. Дудырев, О.А. Романова, А.И. Шабалин, И.В. Абанкина [9] выделили следующие направления развития системы средне профессиональных учреждений на современном этапе:

- Учет региональных особенностей [9] запрос местных экономик и инновационного потенциала образовательных учреждений, так отмечается, что «Следствием передачи организаций СПО субъектам Российской  Федерации стало резкое усложнение модели управления»,[9,c.247] поскольку основные управленческие, административные, финансовые ресурсы находятся на региональном уровне, за федеральным центром остается определение общего направления развития. Данный факт формирует, с одной стороны, неповоротливость и в связи с этим замедленный характер  процессов реформирования в системе СПО, а с другой - дает возможность учета реальных потребностей местных экономик. Так «Отвечая на изменения  в  структуре  занятости,  система  СПО  сократила  объемы подготовки для обрабатывающей промышленности и в гораздо большей степени сориентировалась на подготовку рабочих и специалистов среднего звена в области сервиса, информационных технологий, торговли, медицины».[13,c.249]

Рис. 1.  Направления инновационного развития среднего профессионального образования на современном этапе

азработка единых инструментов оценивания профессиональных «компетенций XXI века», без участия специалистов по направлению подготовки, в рамках единого портфолио, которое отражает профессиональные и личностные качества выпускника.

азвитие мер стимулирования ранней занятости студентов, раннее профессиональное самоопределение для поддержания рынка рабочей силы в стране. Формирование понимания студентов и выпускников о национальной системе квалификации и об уровнях «Национальной рамки квалификации», которая, «…имеет целью сопряжение сфер труда и образования.  Она  представляет  собой  обобщенное  описание  квалификационных  уровней  и  основных  путей  их  достижения».[12] Как отмечают М. Добрякова, Н. Зиил, Д. Мосс, компетентность, это единый набор знаний, навыков и деятельностных установок, которые используются человеком в определенной ситуации, с целью решения конкретных задач, для достижения определенной заранее поставленной цели, к универсальным компетенциям относят, «…знания включают факты, цифры, идеи, теории, которые уже известны и способствуют пониманию данной задачи или предмета; навыки — это способности совершать конкретные действия и использовать имеющиеся знания для достижения результатов; деятельностные  установки —  принципы,  влияющие  на то,  как  человек реагирует на идеи, людей и ситуации.[12,c.38]Часть экспертов включают ценности и мотивацию. А.П. Садохин отмечает, что различия между способностью и компетентностью заключается в то, что компетентность отражается в терминологии, олицетворяющей накопленный педагогический опыт, как готовую систему знаний.[11,c.125-139] 

-Развитие связи учреждений среднего профессионального образования и потенциальных работодателей, поскольку для достижения качественной подготовки специалиста необходима не только организация практик, но и формирование материально- технической базы в самом образовательном учреждении[5].

-Модернизация в общеобразовательной системе СПО, внедрение новых педагогических методик, индивидуализация процесса обучения, формирование естественной связи с ЕГЭ, для обеспечения сопоставимости образовательных результатов выпускников школ и колледжей.

овышение мастерства педагогического состава, складывание системы управления через взаимодействие администрации и педагогов колледжа, система диалога. [6]

альнейшее внедрение вариативности рабочих программ и профильности обучения, «Профильность же в условиях системы СПО была направлена  на  адаптацию  содержания  образования  старшей школы применительно к контекстам будущей профессиональной деятельности выпускников колледжей»[13,c.149],повышение мотивации студентов за счет выборности изучаемых предметов, наличие вариативной части.

Таким образом, определив основные направления инновационной деятельности в системе СПО, остановимся на методах диагностики готовности образовательной организации к реализации инновационной деятельности. Так, по определению Максимовой В.Н., под диагностикой стоит понимать компонент структуры образовательной программы, с целью коррекции педагогического пространства, отбора программ, основных направлений деятельности, коррекции педагогической активности и т.д.[7] Моисеев В.Б., дополняет, что это процедура определения уровня готовности к какому либо виду деятельности. [8] Конечной целью диагностики образовательной организации, является коррекция образовательной среды созданной в организации, для более эффективного внедрения инноваций в образовательный процесс.  Вопросами диагностики образовательной организации с целью внедрения инноваций занимались Якиманская И.А., Козаева Г.Р., Мангилева Н.Н., Лыкова И.А., Кожевникова В.В., Мерзликина И.В., Ковалев Е.В. И т.д. Мы остановимся на методике Козаевой Г.Р., которая предполагает выявление, комплекса критериев необходимых для оценки готовности образовательной организации к реализации инноваций:

1)Формирование системы оценки психологического климата в коллективе. Основывается на оценивании таких качеств педагога как: ответственность, сплоченность, коллективизм и т.д.

2)Оценивание уровня и основных мотивов педагога к участию в инновационных процессах в образовательной организации: осведомленность об инновационных изменениях в системе СПО, направления развития через инновационный потенциал образовательной организации, видение профессионального развития, оценка личного потенциала к реализации инноваций.

3)Определение уровня владения педагогическими работниками современными образовательными технологиями.

4)Уровня вовлеченности администрации образовательной организации (методиста, психолога) в развитие инновационного потенциала, как педагога, так и учреждения в целом.

5)Оценка компетенций педагога и его готовности к участию в инновационной деятельности (диагностика с целью составления рамок “индивидуальных компетенций”).

Все выделенные критерии позволят при их комплексном рассмотрении определить, основные направления движения коллектива, их мотивацию, как коллектив в целом относится к вопросу реализации инноваций в образовательной организации. Нами была организованна диагностика образовательной организации ГБПОУ “Пермский колледж предпринимательства и сервиса”, в процессе проводились анкетирования, опросы, например: “Оценка компетенций педагога и его стремления к инновационной деятельности”; Анкета “Психолого-педагогическая ситуация в коллективе”; “Инновационный потенциал профессионального развития педагогов”; “Степень участия администрации колледжа в процессе внедрения инновационной деятельности”. Пришли к следующим выводам:  в организации имеется ряд проблем, которые препятствуют активному развитию инновационного потенциала, но при этом выявлен достаточно высокий потенциал. Были определены инновационные цели организации: развитие системы взаимодействия коллектива и административного персонала колледжа; развитие системы стимулирования профессионального развития педагогов; развитие инновационных направлений; осуществление мониторинга образовательного процесса; развитие системы коррекции развития образовательной среды.

Таким образом, отметим, что благодаря комплексной диагностике образовательной организации, возможно более эффективно простроить методическую работу внутри коллектива, что способствует внедрению основных направлений инновационного развития в средне - профессиональном образовании до 2030 года.

Список литературы

  1. Ален Турен.. Возвращение человека действующего.. Очерк социологии. — М.:: Научный мир, 1998 — 204 с
  2. Долгих М. Н., Мирсаетова А. А., Тесленко И. В. Тенденции развития государственно-частного партнерства в системе среднего профессионального образования Свердловской области // Фундаментальные исследования. 2015 № 8 2 С. 407–412. URL: www.rae.ru/fs/
  3. Дронишинец Н. П., Булдакова Л. Б. Сущность и содержание понятия «инновации в образовании» и их классификация // XVII Международная конференция памяти профессора Л. Н. Когана «Культура, личность, общество в современном мире: Методология, опыт эмпирического исследования», 20-21 марта 2014 г. Екатеринбург: УрФУ, 2014.
  4. Indajang K. et al. Эффективность деятельности учителя с точки зрения аспектов лидерства, организационной культуры и компетентности учителя //Материалы 2-й ежегодной конференции по смешанному обучению, образовательным технологиям и инновациям (ACBLETI 2020). – 2021. – Т. 56052.https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-innovatsionnogo-potentsiala-pedagogicheskoy-deyatelnosti-kak-neobhodimoe-uslovie-osuschestvleniya-modernizatsii
  5. Лапин Н.И. Социальный механизм инновационных процессов/ Отв.ред. Р.В.Рывкина. - М.: АН СССР, Сиб. отд-ие, 1989- 302 с.
  6. Лыкова И.А., Кожевникова В.В., Мерзликина И.В., Ковалев Е.В. Методы изучения готовности образовательных организаций к инновационной деятельности // Ученые записки ОГУ. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2020. №3 (88). URL:https://cyberleninka.ru/article/n/metody-izucheniya-gotovnosti-obrazovatelnyh-organizatsiy-k-innovatsionnoy-deyatelnosti (дата обращения: 03.06.2023).
  7. Максимова В.Н. Акмеология: новое качество образования. - СПб., 2002. С. 64
  8. Моисеев В.Б. Информационные технологии в системе высшего образования. - Пенза, 2002. С. 93-94
  9. Молодые профессионалы для новой экономики: среднее профессиональное образование в России [Текст] / Ф. Ф. Дудырев, О. А. Романова, А. И. Шабалин, И. В. Абанкина ; под ред. Ф. Ф. Дудырева, И. Д. Фрумина ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики», Ин-т образования. — М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2019
  10. Педагогика: инновационная деятельность / В. А. Сластенин, Л. С. Подымова. - М. : Магистр, 1997
  11. Садохин А.П. Межкультурная компетентность: понятие, структура, пути формирования // Журнал социологии и социальной антропологии. 2007. Т. X, № 1.
  12. Хуторской, А.В. Педагогическая инноватика / А.В. Хуторской. - М., 2008.
  13. Универсальные компетентности и новая грамотность: от лозунгов к реальности / под ред. М. С. Добряковой, И. Д. Фрумина ; при участии К. А. Баранникова, Н. Зиила, Дж. Мосс, И. М. Реморенко, Я. Хаутамяки ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2020.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее