Онлайн-исследование как новый этап развития психологии

Онлайн-исследование как новый этап развития психологии

В данной статье рассматривается новый этап развития прикладной психологии – исследования посредством Интернета. Автор акцентирует внимание на особенностях проведения онлайн-исследования, правилах организации, достоинствах и недостатках данного формата.

Авторы публикации

Рубрика

Психология

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 16 (18), июнь ‘21

Поделиться

Интернет – всемирная «паутина», где мы можем найти любую информацию, удовлетворяющую нашим гносеологическим потребностям. Но последние годы мы можем наблюдать тенденцию перехода почти всех сфер жизни из реального мира в виртуальный. Например, нам не надо приходить в банк, чтобы оплатить счет; не надо стоять в очереди в продуктовом магазине; или даже приходить на работу в офис. Все это мы делаем с помощью Интернета: удаленная работа, дистанционное обучение, доставка продуктов и прочих бытовых вещей, обмен письмами, мобильный банк и так далее. И стоит признать, что подобные онлайн-сервисы экономят наше время и силы, ведь мы живем в динамично развивающемся мире и эпоху избытка информации. Даже психология нашла свое место в онлайн-мире. Существует множество психологических сайтов, зайдя на которые мы имеем возможность пройти психологический тест и сразу же получить обработанные результаты, что позволяет нам узнать чуть больше о своей личности. Тем более, спрос на самопознание растет, так как развивается психологическая культура. Но такие частные случаи самоисследования относятся, скорее, к житейскому уровню психологии, ведь результаты проверенных онлайн-методик индивидуальны.

Что же тогда касается научного полноценного исследования? Можно ли его провести в Интернет-среде и будет ли оно таким же эффективным, как офлайн исследование? На этот счет существует большое количество мнений, так как психология в Интернете активно изучается современными психологами.

Так, Чучкова Г.С. считает, что «Интернет, служащий универсальным средством коммуникации и объединения людей в сообщества, сам может выступать инструментом исследования.<…> Учитывая постоянное увеличение аудитории пользователей Интернета в мире в целом, можно прогнозировать быстрый рост популярности научных исследований, организуемых на базе WWW».

Войскунский А.Е., кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, пишет, что психологические исследования на сегодняшний день развиваются во всех направлениях психологии. И данное направление исследовательской деятельности, то есть психологические онлайн-исследования, стоит называть психологией Интернета, или киберпсихологией.

Кулинкович Т.О. говорит о перспективах исследований в сети: они кажутся неограниченными, а их преимущества по сравнению с привычными методами выдвигают такие исследования на качественно новый уровень. Однако специфика организации и проведения психологических онлайн-исследований требует тщательного изучения и анализа.

 Анализируя вышесказанное, мы можем прийти к выводу, что онлайн-исследования считаются отдельным направлением психологии, которое имеет характерные особенности и требует соответствующих правил проведения.

В связи с удобством использования сети Интернет, исследования в данном формате имеют ряд преимуществ, о которых говорит Жичкина А.Е.:

  • Экономия: времени, средств, человеческих ресурсов. Данный фактор является главным при принятии решения о проведении исследования в Интернете.
  • Возможность привлечь большее число испытуемых, что сделает результаты статистически более достоверными и точными.
  •  Расширение выборки по сравнению с традиционными формами, что позволяет снизить влияние культурно-специфичных факторов и дает возможность с большей уверенностью обобщать результаты исследования.
  • Легкость изменения методического инструментария на этапе его разработки и апробации. Например, внесение корректировок в Google-формах.
  • Снижение влияния исследователя.
  • Респонденты в Интернете более откровенны и искренни, что снижает вероятность искажения данных под воздействием фактора социальной желательности.
  • Появление дополнительных возможностей программного контроля за выполнением задания, что позволяет решить проблему неполных ответов и последовательности выполнения заданий. Например, в тех же Google-формах опрос не отправится на проверку, пока респондент не ответит на все вопросы.

Наряду с этим у онлайн-исследований имеются и недостатки, которые связаны с анонимностью пользователя в сети Интернет, что может привести к искажению данных.

Жичкина А.Е. определяет несколько способов уточнения данных:

  1. Одновременное проведение исследований традиционными способами и в сети Интернет с последующим сравнением их результатов.
  2. Сравнение результатов, полученных в сети Интернет, с теоретическими представлениями и данными других исследований.

Также к определенным минусам Интернет-исследований можно отнести:

  1. Влияние пользовательской аппаратно-программной базы (монитор, браузер и т.д.) на восприятие стимульного материала. Такую особенность нужно учитывать при обработке результатов.
  2. Отсутствие возможности у респондента задать исследователю вопрос о выполнении заданий, что может приводить к неверному их пониманию, и, соответственно, к искажению результатов. Данную проблему можно решить путем составления четкой и доступной для понимания инструкции.

В целях сохранения точности результатов процедура онлайн-исследований имеет несколько важных, обязательных к соблюдению, правил:

  • Наличие у респондента устойчивого интернет соединения. Это поможет сохранить результаты, время и психологическую силу исследуемого. Так, имея плохое соединение, система со стимульным материалом будет «зависать», что приведет к потере времени на ожидание, потере результатов и эмоциональному упадку респондента.
  • Наличие у исследователя эффективной технологии, которая проверена на практике и способна предоставить достоверные данные.
  • Наличие технологии привлечения респондентов к участию. Сам факт наличия, например, анкеты не приведет к массовому ее заполнению. Необходима технология мотивации к прохождению исследования. Одним из эффективных способов является рекрутинг на популярных форумах и в социальных сетях.

Тем не менее, онлайн-исследования схожи с традиционными исследованиями: они также имеют объект, предмет, цель, задачи, гипотезы и этапы проведения.

Список литературы

  1. Шкурин Д.В. Сравнительная оценка качества данных офлайн- и онлайн-опросов //Дискуссия. 2015. №8(60).С. 101-103.
  2. Жичкина А.Е. О возможностях психологических исследований в сети Интернет. //Психологический Журнал. 2000. том 21, № 2. С. 75-78.
  3. Кулинкович Т.О. Человек. Культура Общество: Тезисы докладов I Междунар. на-учн. конф. студентов и аспирантов. Минск, 21 – 22 мая 2004 г. / Отв. ред. А. А. Легчилин. – Мн.: БГУ, 2004. - с.166-169
  4. Одиночкина Е.В. Методы психологического исследования/ Е.В. Одиночкина. - Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине. – Гомель, Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины. – 2019 г. – 152 с.
  5. Чучкова Г.С. Проблемы организации и проведения психологического опроса и тестирования в интернете / Вестник Томского государственного университета. – 2007. – № 301. – с. 182-185.

Предоставляем бесплатную справку о публикации,  препринт статьи — сразу после оплаты.

Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary