В докладе «Глобальные тренды в тюремной системе 2022 г.» отмечается, что в мире насчитывается более 261 тыс. детей, лишённых свободы, среди которых также имеются и несовершеннолетние-инвалиды.
Данная статистика свидетельствует о чрезмерной криминализации деяний несовершеннолетних, в том числе инвалидов, одной из обуславливающих причин которой является отсутствие должного регулирования оснований лишения свободы данной категории лиц на международном уровне. Следует отметить, что в таком специальном источнике, как Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних[2], закреплено, что несовершеннолетние могут быть лишены свободы в случаях отсутствия иной меры воздействия при совершении ими серьезных противоправных деяний с применением насилия либо повторном совершении иных серьезных правонарушений (подп. «c» правила 17.1). Данное положение имеет ограничительный характер, в связи с тем, что:
- связывает лишение свободы с отсутствием меры воздействия. Целесообразнее было бы скорректировать данный подпункт правила 17.1, связав применение такой меры воздействия, как лишения свободы в случае, если в отношении лица не может быть принята иная мера воздействия, исходя из характера и степени общественной опасности преступления;
- распространяет свое действие на серьезные противоправные деяния с применением насилия против другого лица или неоднократного совершения иных серьезных правонарушений, т.е. относительно иных серьезных деяний, не связанных с насилием над другим лицом, акцентируется внимание на неоднократность их совершения и только в этом случае применения к ним лишения свободы, однако необходимо заметить, что степень общественной опасности иных серьезных противоправных деяний зачастую может быть выше, чем у правонарушений с применением насилия. Исходя из этого, следовало бы закрепить в данном подпункте лишь указание на серьезные деяния, не связывая данные деяния с неоднократностью, с применением насилия и установить перечень таких правонарушений, чтобы минимизировать чрезмерную криминализацию государствами деяний данной категории лиц.
Следует отметить, что не следует рассматривать лишение свободы лишь как содержание в пенитенциарном учреждении, к примеру, в деле «Блохин против России» содержание несовершеннолетнего, имевшего синдром дефицита внимания, гиперактивность, в центре содержания несовершеннолетних правонарушителей было признано равносильным лишению свободы (п.152).
Необходимо отметить, что в определенных случаях в отношении несовершеннолетних-инвалидов нарушается не только право на свободу при помещении их в места лишения свободы, основной причиной которой зачастую становится инвалидность, но и иные права: право на образование; надлежащие условия содержания; право на труд. Интерес для данной работы имеет право на труд, а именно международно-правовой механизм реализации данного права несовершеннолетним-инвалидом, лишённым свободы, направленный не только на создание условий реализации данным лицом наравне с иными, но и на минимизацию нарушений права на труд.
Прежде всего, необходимо рассмотреть такую составляющую данного механизма как содержание права на труд. Под правом на труд следует понимать неотчуждаемое право, включающее в себя право лица зарабатывать себе на жизнь трудовой деятельностью, на которую он свободно соглашается (включая осуществление труда с согласия опекуна, попечителя, законного представителя) и которую он свободно выбирает, исходя из своих способностей (в том числе физических, интеллектуальных, сенсорных, психических).
Относительно реализации данного права несовершеннолетними-инвалидами необходимо отметить, что в специальных международных актах осуществляется лишь общая регламентация права на труд несовершеннолетних в местах лишения свободы. Должным образом не урегулированы составные элементы данного права именно несовершеннолетних-инвалидов, то есть не установлен минимальный стандарт времени отдыха, рабочего времени, особенности условий охраны и оплаты труда (так как несовершеннолетние-инвалиды достаточно часто из-за нарушений здоровья не могут выполнять такой же объем работы, как иные осужденные, что в рамках оплаты труда ставит их в неравное положение). В связи с этим следовало бы уточнить имеющие положения или принять специальный акт, регулирующий содержание права на труд данной категории лиц, а также их правовой статус.
Относительно правового регулирования международно-трудоправового статуса несовершеннолетнего-инвалида, лишённого свободы, осуществленного в рамках регламентации трудового статуса несовершеннолетних, не позволяется должным образом учесть специфику их статуса, что является барьером при реализации ими права на труд и ставит их в неравное положение с несовершеннолетними, не имеющими инвалидности, и как следствие требует для устранения этого совершенствование ее элементов: детализация с учетом специфики их статуса существующих прав, закрепление новых (к примеру, право на получение соответствующих выплат в случае несоздания исправительным учреждением условий для реализации несовершеннолетним-инвалидом права на труд), минимизация объема обязанностей (например, относительно исполнения установленной нормы труда), ответственности и повышение юридических гарантий в сфере трудовой деятельности.
Исходя из вышесказанного, необходимо отметить, что отсутствие надлежащего международно-правового регулирования оснований лишения свободы несовершеннолетних-инвалидов приводит к чрезмерной криминализации их деяний, в период отбытия за которое их право на труд нарушается в связи неурегулированностью с учетом имеющихся нарушений здоровья их правового статуса, содержания права на труд и нестремлением, невозможностью (в связи с отсутствием обязательства в международных источниках по созданию специальных рабочих мест, недостатком финансирования на реализацию данной цели, стигматизацией [3,c.131] со стороны исправительных учреждений о нежелании, невозможности их трудится) исправительных учреждений способствовать реализации данного их права.
К тому же для того, чтобы право на труд несовершеннолетнего-инвалида, лишённого свободы, реализовывалось, необходимо совершенствовать существующую систему реализации несовершеннолетним-инвалидом, лишённым свободы, права на труд(рис.1).
Рисунок 1. Составные элементы международной и национальной системы реализации несовершеннолетним-инвалидом, лишенным свободы, права на труд
Прежде всего необходимо рассмотреть такую ее составляющую, как конвенционный режим компетенции международных органов. Например, необходимо расширить полномочия Комитета по правам инвалидов, Комитета по правам ребенка путем применения ими мер ответственности(компенсации морального вреда, возмещения расходов и т.д.) при вынесении соображений, рекомендаций по индивидуальной жалобе; проведения инспекций мест лишения свободы при злостном нарушении права на труд несовершеннолетних-инвалидов; вынесение рекомендаций с разделением на категории нарушений здоровья (физические, сенсорные, интеллектуальные и т.д.) по обеспечению (в том числе после проведенных инспекций) реализации права на труд данной категорией лиц.
Однако для того, чтобы обеспечить эффективную международную, национальную систему реализации права на труд несовершеннолетним-инвалидом, лишённым свободы, необходимо не только совершенствовать существующий конвенционный режим международных органов, но и создать механизм (нормативный, организационный) на международном, национальном уровне с закреплением за ним полномочий по контролю за исполнением международными организациями, государственными органами полномочий по обеспечению реализации, осуществлению, защите (в том числе самозащите) права на труд несовершеннолетними-инвалидами, лишёнными свободы, и привлечению их к ответственности при ненадлежащем выполнении либо при невыполнении ими возложенных на них обязанностей. Также необходимо предоставить такому механизму полномочия по обнаружению, расследованию, предупреждению нарушений данного права этой уязвимой категории лиц.
Исходя из вышесказанного следует сделать вывод, что для того, чтобы обеспечить реализацию несовершеннолетними-инвалидами, лишённым свободы, права на труд, необходимо совершенствовать международно-правовой механизм реализации данной категорией лиц права на труд.
Список литературы
- Global Prison Trends 2022.URL: https://cdn.penalreform.org/wp-content/uploads/2022/05/GPT2022.pdf (дата обращения: 19.05.2023 г.)
- Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних. Принята резолюцией 40/33 ГА ООН 29 ноября 1985. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/beijing_rules.shtml (дата обращения: 25.05.2023 г.)
- Santilli S., Ginevra M. C., Nota L. Colleagues’ Work Attitudes towards Employees with Disability //European Journal of Investigation in Health, Psychology and Education. – 2023. – Т. 13. – №. 1. – С. 130-140