Психологический феномен профессионального выгорания и суицидальный риск рассматривались различными авторами по-разному. В зависимости от специфики деятельности сотрудников можно выделить различные классификации их проявлений. Но главным показателем для психолога является отсутствие показателей, негативно влияющих на профессиональную деятельность, к ним мы можем отнести выгорание и суицидальный риск.
Под синдромом профессионального выгорания мы понимаем – комплекс особенных психических и психологических проблем, появляющиеся у индивида в связи с его профессиональной деятельностью. Этот феномен свойственен в основном людям помогающих профессий, так как эти индивиды занимаются самоотверженной работой, из-за которой и возникают симптомы, приводящие к выгоранию.
Так, по О. Ю. Демченко к факторам, способствующим выгоранию у сотрудников пожарно-спасательных отрядов можно отнести: эмоционально перенасыщенные коммуникации; повышенные требования профессией к компетентности; повышенная ответственность за свою профессиональную деятельность; уровень независимости и самостоятельности сотрудников; высокая цена ошибки [2].
Отечественная ученая М. Ю. Якушева указывает: «Для суицидального поведения обязательно должны быть включены такие факторы как: наследственность, вредные воздействия окружающей среды, эмоциональное истощение и перегрузки» [3].
Суицидальный риск – степень, вероятности, возникновения факторов, побуждающий индивида к суициду, а также формирующий фактор суицидального поведения и суицидальных действий [1].
Исходя из специфики трудовой деятельности сотрудников пожарных-спасателей, мы можем предположить, что существует значимая взаимосвязь между профессиональным выгоранием и склонностью к суицидальному риску у пожарных-спасателей, а именно: чем ниже редукция личных достижений, тем ниже склонность к суицидальному риску.
В исследовании приняли участие 30 человек. Из них 100 % испытуемых мужского пола (30 мужчин). Все испытуемые принадлежат возрастному периоду 26-46 лет. Для получения данных о выраженности у респондентов профессионального выгорания мы использовали «Диагностику профессионального выгорания» (К. Маслач, С. Е. Джексон, в адаптации Н. Е. Водопьяновой), также для определения склонности к суицидальному риску нами применялись «Опросник суицидального риска» (Т. Н. Разуваева) и «Анкета оценки суицидального риска военнослужащих» (П. И. Юнацкевич).
Исходя из результатов корреляционного анализа данных можно отметить обратные связи профессионального выгорания со склонностью к суицидальному риску (p ≤ 0,01). А именно, между «редукцией личных достижений» и «несостоятельностью». Мы можем предположить, что ввиду снижения значимости и мотивации к совершению профессиональных достижений, сотрудник может начать упрощать свою деятельность и выполнять более лёгкие трудовые задачи, которые наверняка будут выполнены им качественно и эффективно, таким образом увеличивая веру в свою компетентность. Следовательно, чем выше «редукция личных достижений», тем ниже «несостоятельность».
Кроме того, «редукция личных достижений» также сильно и отрицательно связана с «уникальностью», «аффективностью», «временной перспективой» и «социальным пессимизмом» (p ≤ 0,05), а именно чем выше «редукция личных достижений», тем ниже «уникальность», «аффективность», «временная перспектива» и «социальный пессимизм». Мы предполагаем, что чем больше сотрудник теряет интерес к работе, к социальным контактам в коллективе, с недовольством и обесцениванием реагирует на собственные профессиональные успехи, тем больше он склонен: решать проблемные рабочие ситуации и оценивать ситуацию с помощью интеллектуального контроля; обладать адекватной самооценкой, не гиперболизируя свои способности до уровня исключительности; затруднениям в конструктивном планировании, ввиду возникновения страха поражений в будущем; не иметь враждебных установок к окружающим.
Таким образом, наша гипотеза о существовании значимой взаимосвязи между редукцией личных достижений и склонности к суицидальному риску не подтвердилась, однако нами были установлены другие интересные закономерности. Во-первых, выгорание может предупреждать развитие суицидального риска, как в случае с редукцией личных достижений мы обнаружили снижение суицидальных склонностей по следующим шкалам: «аффективность», «несостоятельность», «уникальность», «социальный пессимизм» и «временная перспектива». А также шкалы «эмоционального истощения» и «деперсонализации» обратным образом влияют на показатели шкалы «склонности к суицидальному риску».
Во-вторых, выгорание, а именно стадии эмоционального истощения и деперсонализации, может усиливать развитие склонности к суицидальному риску, например, мы обнаружили средние и высокие значения шкал «аффективность», «демонстративность», «уникальность» и «социальный пессимизм» у пожарных.
Список литературы
- Давыдов, А. А. Самоубийства, пол и золотое сечение / А. А. Давыдов. – Текст : электронный // Социологические исследования. – 1991. - № 8 (12). – С. 99-103. – URL: (дата обращения: 14.03.2023).
- Хлоповских, Ю. Г. Синдром профессионального выгорания в деятельности спасателя МЧС: причины, особенности и способы поведения / Ю. Г. Хлоповских, А. В. Кравцов. — Текст: непосредственный // Пожарная безопасность: проблемы и перспективы. — 2015. — № 1 (6). — С. 279-284.
- Якушева, М. Ю. Суицидальное поведение: перспективы превентивной диагностики / М. Ю. Якушева. - Текст : непосредственный // Тюменский медицинский журнал. – 2014. - №3. – С. 60-61.