ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЫНКА ЭЛЕКТРОННОЙ ТОРГОВЛИ В РОССИИ

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЫНКА ЭЛЕКТРОННОЙ ТОРГОВЛИ В РОССИИ

Авторы публикации

Рубрика

Экономика и управление

Просмотры

223

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 20 (118), Май ‘23

Дата публикации 27.05.2023

Поделиться

В секторе электронной торговли конкуренция значительно выше, нежели в традиционной. В статье рассмотрена основная проблема отставания электронной торговли в России от зарубежных стран. Традиционные розничные магазины переводятся в сеть, расходы покупателей в онлайн-торговле увеличиваются на покупку товаров и услуг в электронном режиме. Оборот рынка интернет-торговли в России ежегодно растет. В ходе данного исследования были выявлены факторы, сдерживающие развитие рынка электронной торговли. Проведен анализ проблем, разработан и представлен комплекс мероприятий для повышения товарооборота и расширения объема продаж.

Введение

В России электронная коммерция отстает от зарубежных показателей, как по объему рынка, так и по организации внутри. Чтобы уменьшить этот разрыв, необходимо выявить факторы, препятствующие развитию онлайн-бизнеса в России. 

Рынок электронной торговли в нашей стране существенно отстает от зарубежного рынка по таким показателям, как:

  • Посещаемость сайта;
  • Уровень сервиса;
  • Товарооборот;

Несомненно, оборот интернет-торговли в России ежегодно увеличивается достаточно высокими темпами, т.к. электронная среда предоставляет возможности для продвижения товаров. Для того, чтобы повысить темпы развития рынка электронной торговли в нашей стране необходимо:

  1. Разработка новых видов продукции и повышение конкурентоспособности уже выпускаемой за счет таких факторов, как качество, актуальность, доступность
  2. Разработка комплекса мероприятий, направленных на доведение продукта до потребителя (оптимальная схема доставки, организация хранения/транспортировки/обработки груза)
  3. Поиск новых видов рекламы
  4. Уменьшение себестоимости продукции без потери качества

Самой актуальной проблемой на рынке электронной торговли является отставание онлайн-ритейла в России от зарубежных стран. Целью электронной торговли в нашей стране является повышение товарооборота, расширение объема продаж. В рознице достаточно много инструментов (сквозная аналитика, сервис рекомендаций, аналитика продаж), чего нельзя сказать о стандартных платформах для оптовых онлайн-продаж которое осложняется особенностями российского документооборота и учета.

Доля онлайн-коммерции заняла 10,9% в общем обороте российской розницы за первое полугодие 2022 года. Общая выручка всего сегмента достигла 1,6 трлн. рублей. Впервые показатель e-commerce превысил отметку в 10% в этом году. [3]

Для сравнения, за весь 2021 год доля e-commerce в общем обороте составила 6,1%. 

Россия в 2022 году приблизилась к уровню наиболее развитых стран с точки зрения онлайн-продаж, таких как Китай и США, где показатель e-commerce составляет 29,9% и 13,9% соответственно.

Рисунок 1. Показатель e-commerce России в общем обороте

Рынок онлайн-торговли продемонстрировал резкий рост в марте 2021 (причиной которого стало: нахождение населения на карантине; невозможность похода в магазины из-за режима самоизоляции). Объем e-commerce на российском рынке в апреле увеличился на более чем 1,5 раза по сравнению с февралем, достигнув отметки в 316,3 млрд. рублей. Рост продолжился в мае, но снизился на 9,3% до 313,9 млрд. рублей. Затем в июне было зафиксировано дальнейшее снижение до 277,9 млрд. рублей, что на 11,4% меньше, чем в предыдущем месяце. [8]

Рисунок 2. Рынок электронной торговли (в млрд. рублей)

Основная часть

Основные преимущества и недостатки рынка электронной торговли для бизнеса. [7]

Преимущества:

  1. Сокращение расходов является результатом онлайн-торговли, которая снижает трансакционные издержки, складские, логистические и учетные расходы. Это также помогает решить проблемы географического расположения, вызванные большими расстояниями.
  2. Онлайн-торговля создает возможности для прямых контрактных отношений между продавцами и покупателями, что облегчает появление новых участников на растущих рынках.
  3. Низкий барьер входа на рынок является одним из преимуществ электронной торговли.
  4. Технология электронной торговли способствует прозрачности рынка, поскольку продавцы и покупатели могут быстро получать информацию об условиях поставки, качестве товаров, стоимости и конкуренции.
  5. Электронная торговля помогает предотвратить криминализацию рыночных процессов, уклонение от налогов и утечку капитала за рубеж.

Недостатки:

  1. Секторальные ограничения. Существует целый ряд ограничений, препятствующий продаже продовольственных продуктов, мебели, крупногабаритных товаров и т.д.
  2. Дорогостоящие вложения для оптимизации электронной торговли. Создание, продвижение, обучение персонала, оптимизация логистики и прочее – все это требует немалых вложений. 
  3. Отсутствие стабильности. Электронный бизнес наиболее неустойчив, в сравнении с традиционным. Успехи интернет-бизнеса могут напрямую зависеть от сезонного спроса или иных факторов.
  4. Высокие риски для имиджа.

 

Основные преимущества и недостатки рынка электронной коммерции для покупателей. 

Преимущества:

  1. Экономия времени. У покупателя есть возможность выбора и приобретения товара на дому.
  2. Уменьшение расходов. Из-за минимальных расходов у онлайн-магазинов происходит уменьшение цены для покупателей.
  3. Дополнительные возможности для сравнения товара с товарами у конкурентов по различным характеристикам (цена, доставка продукции, качество)
  4. Система отзывов. Покупатель имеет возможность получить информацию от реальных покупателей данного товара, которые уже приобрели его, и сделать вывод о надобности продукции.
  5. Покупка цифровых товаров. Получение новых недоступных ранее услуг/продуктов, таких как электронные книги, аудио- и видеофайлы и прочее.

Недостатки:

  1. Конфиденциальность. Для проведения онлайн-транзакций немалое количество интернет-магазинов запрашивают контактные данные, адрес электронной почты, что может привести к негативным последствиям.
  2. Трудности с доставкой. 
  3. Невозможность тактильного анализа товара.
  4. Недостаточная защита от кибер-мошенничества. Недостаточность решения проблемы защиты информации в Интернете отталкивает покупателей. 
  5. Риск несоответствия параметров покупки.

Крупнейшей категорией на рынке электронной торговли стали одежда и обувь, достигшая 30,2% от внутреннего рынка. Второй по крупности категорией является цифровая и бытовая техника (29,5%). На третьем месте оказались продукты питания с долей 14,1%

Рисунок 3. Крупнейшие категории товаров на рынке электронной торговли.

Структура покупок по категориям товаров на внутреннем рынке во время пандемии за первое полугодие 2022 года. [1]

Рисунок 4. Крупнейшие категории товаров на рынке во время пандемии. Внутренний рынок.

Заметное сокращение объема трансграничной торговли – одна из главных особенностей прошедшего периода. Причины, которые на это повлияли:

  • Закрытые границы
  • Искусственный lockdown

В первом квартале 2022 года границу пересекли 71,9 млн. посылок, а за первый квартал 2021 года было зафиксировано 92,2 млн. посылок. За первые полгода 2021 года доля трансграничной торговли сократилась до 16% (268 млрд. рублей) с 29% в предыдущем году (586 млрд. рублей). [4] Выросли таможенные сборы, так как порог беспошлинной онлайн-торговли был снижен. Главным поставщиком товаров остается Китай, который причисляет к себе более 90% всех почтовых отправлений, за ним следуют Великобритания, Финляндия, страны Евросоюза и США. Наибольшая доля покупок совершается в локальных интернет-магазинах, составляя 84% (1,386 трлн. рублей) по сравнению с 71% (1,446 трлн. рублей) при общих итогах прошлого года. [6]

Рисунок 5. Объем розничных онлайн-продаж по месяцам, млн. рублей.

В апреле 2022 года открылось в полтора раза больше новых онлайн-магазинов, чем в апреле 2021 года. С начала режима самоизоляции в апреле 2020 года оборот крупнейших онлайн-ритейлеров увеличился почти на четверть по сравнению с мартом (на 24%) и на 36% по сравнению с апрелем прошлого года. Причиной тому стал уход населения в онлайн-ритейл из-за пандемии. [5]

CAGR (средний рост интернет-торговли) за период 2019-24 составит 33,2%. За эти годы рынок продаж материальных товаров через интернет вырастет до 7,2 трлн. рублей (с 1,7 трлн. рублей). [2]

Рисунок 6. Электронная торговля в России, прогноз до 2024 года.

Данный прогноз развития электронной торговли в России до 2024 года не учитывает продажи услуг, контента и лотерей, а также покупки гражданами России в интернет-магазинах без российского представительства и покупки в российских магазинах гражданами других стран. Проанализированы положительные и отрицательные факторы, оказывающие влияние на интернет-торговлю в условиях кризиса, и прогнозируется ее рост на 26,6% (CAGR) до 5,6 трлн. рублей за период 2021-2024 годов при естественном развитии, но с учетом инвестиций от крупнейших игроков в эту сферу. Кроме того, факторы кризиса ожидается, что приносят дополнительные 1,6 трлн. рублей в онлайн-продажи за последующие 5 лет.

Причины, повлиявшие на дополнительный рост онлайн-продаж за период 2021-24 года

  1. Новые онлайн покупатели. За период изоляции интернет-покупки начали совершать не менее 10 млн. человек (за 3 месяца)
  2. Карантин. Потребители на самоизоляции вынуждены совершать покупки через интернет, сократив походы в магазины.
  3. В месяцы после карантина наблюдалось увеличение частоты покупок.
  4. Часть сотрудников 19 перешла на удаленную работу, что привело к перемещению из крупных городов и способствовало росту интернет-торговли.
  5. Онлайн-продажи продуктов бытового спроса выросли на 4,3% за первую половину 2021 года и ожидается дальнейший рост. Это обеспечило более 150 млрд рублей онлайн-выручки, превысив прогноз на 2020 год. 

Хотя доля онлайн-покупок в данной категории мала по сравнению с другими странами, небольшой рост eGrocery в прошлом году оказал значительный эффект.

К негативным факторам относится снижение покупательской способности жителей России.

Исходя из прогноза на 2021-2024 годы ускорение роста рынка электронной торговли будет продолжаться при условии продолжения пандемии в течение нескольких лет. Онлайн продолжит набирать обороты за счет того, что россияне начнут совершать еще больше покупок в интернете. 

Именно пандемия помогла игрокам онлайн-рынка увеличить объем продаж и дала дополнительный стимул для внедрения новых решений в довольно короткий срок. Крупнейшие игроки привлекают все новых покупателей и стараются удержать старых, сделав при этом процесс онлайн-заказа более комфортным, а цены – конкурентоспособными.  

Так как на рынке онлайн-торговли конкуренция намного выше, чем на традиционном рынке, то новых покупателей привлечь очень сложно. Многие из них обращают внимание на отзывы, некоторым просто советуют знакомые, но критериев выбора магазина намного больше.

Рисунок 7. Критерии выбора интернет-магазина в процентах.

Для решения проблемы отставания рынка электронной торговли в России от зарубежных стран, целью которой является повышение товарооборота и расширение объема продаж необходимо:

  1. Необходимо разработать программу лояльности, включающую в себя бонусную систему или систему скидок, которая будет учитывать различные параметры, такие как стоимость и категория товара. Такие программы наиболее эффективны для интернет-магазинов с высоким уровнем продаж.Обязательная система отзывов. 
  2. Обратная связь повышает позитивное восприятие покупателей на продукцию интернет-магазина.
  3. Таргетированная реклама. С помощью нее производится поиск целевой аудитории в соответствии с заданными параметрами людей, которые могут интересоваться рекламируемым товаром или же услугой. Сейчас таргетированная реклама очень популярна на рынке электронной коммерции.
  4. Информативный сайт с высоким уровнем иллюстрированности. Большой объем информации, возможность визуализировать товар положительно влияет на продажи интернет-магазина.
  5. Структурированность сайта. Облегчает нахождение товаров в определенной категории. 
  6. Комплексность подхода. Разнообразный выбор продукции приведет к повышению привлекаемости сайта.

Данные предложения приведут к популяризации онлайн-ритейла, увеличению дохода интернет-магазинов, уменьшению расходов потребителей, расширению выбора товаров или услуг, минимизации издержек, повышению маржинальности бизнеса, увеличению товарооборота.

В результате исследования выявлены основные тенденции развития рынка электронной торговли в России. Выявлено, что рынок электронной торговли в России развивается динамично, является перспективным и высококонкурентным, в связи с чем повышается необходимость в разработке методов повышения товарооборота, расширения объема продаж.

Список литературы

  1. https://e-pepper.ru/news/akit-rossiyskiy-ecommerse-v-pervoy-polovine-2020-goda.html
  2. https://datainsight.ru/DI_eCommerce2020_2024
  3. https://www.rbc.ru/rbcfreenews/5f592c909a79471b55995534
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее