Электронные приборы на борту воздушного судна, их преимущество перед аналоговыми

Электронные приборы на борту воздушного судна, их преимущество перед аналоговыми

Авторы публикации

Рубрика

Электротехника

Просмотры

128

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 20 (118), Май ‘23

Дата публикации 24.05.2023

Поделиться

Электронные приборы на борту воздушного судна оказывают непосредственное влияние как на управление полётом, так и на его безопасность в целом. С развитием приборостроения в авиации стали всё чаще использовать электронные (цифровые) приборы. В этой статье мы рассмотрим преимущества этого перехода (его влияние на управление полётом и на нагрузку на пилота), основные преимущества электронных приборов перед аналоговыми и приведём примеры основных электронных приборов, устанавливаемых на борту современных воздушных судов.

Основные преимущества электронных приборов перед аналоговыми

  • Точность работы

Электронные приборы способны более точно измерять параметры движения воздушного судна и отображать их так, чтобы свести визуальную погрешность снятия показаний с прибора к минимуму.

  • Удобство использования

Повышенное удобство электронных приборов связано в основном с их возможностью интеграции как между собой, так и с системами автопилота, электродистанционной системой управления самолётом, системами навигации, информирования, аварийными системами и так далее.

  • Возможность интеграции и совместимости

Интеграция цифровых приборов позволяет объединять несколько аналоговых приборов в одном, достаточно упрощая тем самым пилотирование воздушного судна (пилоту теперь нужно следить лишь за разными параметрами одного прибора, не разбрасывая своё внимание на несколько аналоговых).

Более того, благодаря возможности интегрировать цифровые приборы с аварийными системами воздушного судна пилоту становится гораздо проще выявлять и устранять отказы, возникающие на борту.

  • Расширенные возможности отображения

Помимо возможности интеграции и отображения аварийных отказов электронные приборы могут представлять в удобном для пилотов виде информацию по трафику и рельефу местности, погодную информацию, а также информацию о состоянии всех систем воздушного судна, что, несомненно, может помочь при всевозможных отказах.

Такие возможности помогают достаточно сильно сократить нагрузку на пилота, помочь ему в принятии важных для безопасности полёта решений и сократить время на их принятие, что важно в экстренных ситуациях.

  • Безопасность и надежность

Помимо снижения нагрузки на пилота, что немаловажно для безопасного выполнения полёта, электронные приборы позволяют повысить ситуационную осведомлённость экипажа, потеря которой является одним из первичных факторов, из-за которого происходят авиационные инциденты. Благодаря системам интеграции пилоту необходимо контролировать параметры, отображённые не на разных аналоговых приборах, а всего лишь на нескольких цифровых мультифункциональных дисплеях. Более того, надёжность таких приборов гораздо выше, их показания точнее и удобнее для восприятия, а погрешность сведена к минимуму.

Примеры электронных приборов, устанавливаемых на борту современных воздушных судов; их основные функции и помощь при выполнении полёта

PFD (Primary Flight Display) — первичный индикатор полёта. PFD отображает наиболее важные для управления воздушным судном параметры, а именно: параметры авиагоризонта, воздушную и вертикальную скорость, высоту, крен, скольжение и многие другие. Объединяя в себе несколько приборов, PFD позволяет лучше сконцентрироваться на параметрах полёта и в случае внештатной ситуации быстрее среагировать на отказ оборудования.

ND (Navigation Display) — навигационный дисплей, объединяющий в себе информацию о маршруте полёта, аэропортах, трассах, точках, схемах выхода, прилёта и захода на посадку. Совместно с FMS позволяет обеспечить точную навигацию в полёте. Может быть интегрирован с авиационной бортовой радиолокационной системой (БРЛС), включающей в себя метеонавигационные локаторы, РЛС обзора земной и водной поверхности.

MFD (Multi-Function Display) — многофункциональный дисплей, объединяющий в себе навигационный модуль, а также параметры состояния основных бортовых систем воздушного судна. Позволяет быстрее и эффективнее управлять полётом как в случае стабилизированного полёта, так и при внештатных ситуациях.

ECAM (Electronic Centralized Aircraft Monitoring) — электронная система централизованного контроля самолёта, позволяющая контролировать важные для полёта системы: электропитание, двигатели, гидравлику, топливную систему и многие другие. Даёт возможность быстро обнаружить неисправность и правильно отреагировать в случае того или иного отказа, чем повышает безопасность выполнения полёта.

FMS (Flight Management System) — система управления полёта, является важнейшим компонентом авионики современных воздушных судов. Снижает нагрузку на экипаж, позволяет быстро и точно руководить полётным планом.

Данные и многие другие цифровые приборы позволяют снизить нагрузку на экипаж, повысить эффективность и безопасность выполнения полётов.

Итоги.

Таким образом, переход от аналоговых приборов к цифровым может действительно существенно повлиять на безопасность полётов в авиации. Электронные приборы отображают более точные параметры, благодаря интеграции с различными системами на борту воздушного судна они помогают существенно снизить нагрузку на экипаж, а также повысить ситуационную осведомлённость, что может положительно сказаться на уровне безопасности полёта.

Список литературы

  1. Андронов А.С., Перемышленников В.В., Вишнев А.В. Проблемы и методы решения определения местоположения воздушных судов в труднодоступных районах. // Решетневские чтения, 2015. С. 405.
  2. Антонец Е.В., Кочергин В.И., Федосеева Г.А. Приборное оборудование воздушных судов и его лётная эксплуатация: учебное пособие, 2014.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 3 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее