Грамотное управление запасами предприятия - это сложный процесс. От грамотности выполнения данного процесса зависит не только бесперебойность и непрерывность поставок покупателям, но и возможность существенного уменьшения косвенных затрат предприятия. Ведь, чем меньше запасы предприятия, тем меньше затраты на аренду и обслуживание складских площадей, но, при этом, из-за увеличения частоты пополнения запасов необходимо закладывать больше средств на транспортные расходы. В данной работе мы проанализируем на конкретном, существующем, микропредприятии, какой вид управления запасами для них более выгодный с финансовой точки зрения, а также возможные варианты оптимизации расходов, связанных с управлением запасами предприятия.
Фирма N занимается обжаркой зелёного кофе, а также последующей его продажей. Кроме кофе данная организация занимается фасовкой и реализацией чая и сопутствующих товаров.
Площадь склада сырья составляет 30 кв. м. Площадь склада готовой продукции составляет 48 кв. м. Разница обусловлена тем, что на втором складе готовая продукция хранится в фасованном виде в потребительской упаковке (в той упаковке, в которой она будет отгружена будущим покупателям), в то время как на первом складе сырьё хранится в больших транспортировочных упаковках (джутовых мешках весом 60-70 кг). Ниже приведена таблица. в которой отображены приходы сырья на первый склад, а также транспортные расходы, связанные с данной закупкой за период 01.2022 - 12.2022 гг.
Таблица 1 - Приходы сырья и транспортные расходы первого склада за 2022 г.
|
Реализация |
Приход сырья |
Транспортные расходы в связи с приходом сырья |
Остаток на 31.12.2022 |
|
1256,3 Кг. |
|
Январь |
344,3 Кг. |
|
|
Февраль |
426,4 Кг. |
1494 Кг. |
32868 Руб. |
Март |
286 Кг. |
759 Кг. |
18519 Руб. |
Апрель |
244 Кг. |
|
|
Май |
265 Кг. |
|
|
Июнь |
308,6 Кг. |
|
|
Июль |
338,44 Кг. |
559 Кг. |
15372 Руб. |
Август |
296 Кг. |
|
|
Сентябрь |
318,6 Кг. |
|
|
Окрябрь |
365,2 Кг. |
2384 Кг. |
60315 Руб. |
Ноябрь |
354 Кг. |
|
|
Декабрь |
382,74 Кг. |
|
|
Разница в транспортных расходах, а именно непропорциональность относительно веса, связана с разными городами отгрузки, а также тем, что транспортная компания считает цену своих услуг не пропорционально весу и объёму груза, а иным методом. Его суть заключается в том, что у каждой транспортной компании есть “минимальная цена услуг доставки между терминалами разных городов”. В эту цену включены определённый объём и определённый вес груза. Если объём груза входит в допустимые значения для минимальной цены, а вес превышает её, то придётся доплатить. То же самое происходит в случае, когда, наоборот, вес в допустимых пределах, но объём превышает допустимые значения, либо и те, и другие значения превышают пределы.
У каждой транспортной компании есть определённое, выведенное расчетами, среднее значение плотности груза. Рассчитывается это для того, чтобы транспортная компания при перевозке объёмных, но не тяжёлых, грузов (например, пустотелые грузы) не несла убытки в связи с тем, что не может вместить в кузов дополнительный груз. Ещё одна причина неравномерности транспортных затрат связана с тем, что у транспортных компаний нет цены перевезённого 1 кг груза на 1 км. Чаще есть определённый диапазон веса по конкретной цене. Например, перевозка 10-80 кг груза будет стоить n рублей. И не важно, весит груз 15 кг или 79 кг. При одинаковом объёме груза его перевозка на аналогичное расстояние будет также одинаковой. [1], [3]
Но, что было бы, если бы данная компания решила расширить складские площади и увеличить объём единовременной закупки сырья? Проанализируем данную ситуацию ниже.
Предположим, что увеличение складских площадей будет ровно в 2 раза. В таком случае, площадь склада сырья составит 60 кв. м., а площадь склада готовой продукции составит 96 кв. м. Общая складская площадь увеличилась на 78 кв. м. и составила 156 кв. м. Оба склада находятся в одном помещении и разделены нашей организацией (арендатором). В связи с этим, цена аренды площадей разных складов не отличается. Организация находится на территории промышленной зоны, и их аренда составляет 650 рублей за 1 кв. м. в месяц. Следовательно, после расширения складских площадей стоимость общей аренды увеличится на 50 700 рублей. Также есть эксплуатационные расходы, которые составляют 90 рублей за кв. м. В эту стоимость входит освещение, уборка помещений, поддержание ремонта и другие расходы. Стоимость эксплуатационных расходов увеличится на 7 020 рублей. Также посчитаем единоразовую стоимость ремонта в новых арендуемых площадях и установку дополнительного оборудования (например, стеллажей и установки климатического контроля для поддержания микроклимата в помещениях). [5] Проанализировав данные моменты, мы выяснили, что для таких работ единоразово придётся заплатить 350 000 рублей. Следовательно, стоимость ежемесячных постоянных затрат увеличится на 57 720 рублей, а также единоразово придётся заплатить 350 тысяч рублей. [5], [6]
Далее проведём анализ расходов, связанных с покупкой и транспортировкой сырья в новых объёмах. При разговоре с поставщиком была достигнута договорённость о дополнительной скидке в размере 3% в связи с крупными единоразовыми покупками, без обязательств увеличения общего объёма закупок. Средняя цена сырья по данной номенклатуре (кофе) составляет 1 200 рублей за 1 кг. Следовательно, отталкиваясь от объёма продаж за прошлый месяц, который составил 5 196 кг, сумма скидки будет равна 187 056 рублей в годовом объёме покупки сырья, что в среднем составляет 15 588 рублей в месяц. [2]
Следующий пункт потенциальной экономии заключается в том, что при уменьшении количества закупок сырья до 2 или 1 раза в год, есть возможность заказывать транспортные услуги не формата “составной груз” (LTL), который по всем ценам транспортных услуг дороже, а аренда полного авто (FTL), который при полной загрузке кузова будет выгоднее, чем LTL. Также можно перейти на услуги транспортных компаний, которые занимаются перевозкой груза не авто транспортом, а железнодорожным. Дело в том, что при системе закупок сырья, которую применяет организация сейчас, не выгодно пользоваться железнодорожными перевозками, потому что у них другая система расчета стоимости услуг. У них на цену больше влияет объём, в то время как в автоперевозках на цену больше влияет вес. Следовательно, при таком малом объёме сырья, но при этом значительном весе, невыгодно пользоваться услугами железнодорожных перевозок, в то время, если объём будет больше, то стоимость перевозки груза из расчета “на 1 кг” будет выгоднее. Этот параметр также связан с “минимальными ценами и диапазонами груза” и, так называемой, “системой расчёта цены по лотам”, о которой мы писали выше. По нашим расчётам, на этом пункте можно сэкономить в среднем 50 000-70 000 рублей в год. Возьмём усреднённое значение 60 000 рублей в год, что составит в среднем 12 000 рублей в месяц. [3], [4]
Вывод: при данных объёмах закупки сырья и реализации готовой продукции, организации не выгодно увеличить площадь складов в данный момент и менять систему управления запасами. Однако, такой момент будет выгоден, когда объём закупки сырья и реализации готовой продукции будет в 3,7 раза выше чем сейчас. Для этого необходимо наращивать объёмы продаж и увеличивать количество клиентов.
Список литературы
- Транспортная компания “ПЭК” [Электронный ресурс] // - Режим доступа: https://pecom.ru/
- Сборные перевозки [Электронный ресурс] // - Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B1%D0%BE%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BE%D0%B7%D0%BA%D0%B8
- FTL и LTL перевозки: чем отличаются транспортные услуги [Электронный ресурс] // - Режим доступа:https://wareteka.com.ua/blog/ftl-ltl-perevozki-faq/
- ЖелДорЭкспедиция [Электронный ресурс] // - Режим доступа: https://www.jde.ru/
- Промышленные климатические установки [Электронный ресурс] // - Режим доступа: https://vetran.ru/katalog/klimaticheskoe-oborudovanie/klimaticheskie-ustanovki/
- SFT Traiding [Электронный ресурс] // - Режим доступа: https://sft-trading.ru/