Российское станкостроение в санкционный и постсанкционный периоды

Российское станкостроение в санкционный и постсанкционный периоды

Авторы публикации

Рубрика

Экономика и управление

Просмотры

62

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 19 (117), Май ‘23

Дата публикации 22.05.2023

Поделиться

Обеспечение национальной безопасности страны, в том числе в период беспредельного санкционного давления Запада на Россию, ухода зарубежных станкостроительных компаний с российского рынка во время проведения специальной военной операции обусловило необходимость формирования отечественных компетенций в станкостроительном производстве. Для Российской Федерации, являющейся одним из мировых лидеров в изготовлении продукции оборонно-промышленного комплекса данная отрасль закладывает особую стратегическую значимость. Высокоточное российское производство оборудования, защищенного от возможного внешнего влияния, способствует обеспечению развития многих других отраслей страны, в значительной степени снижает риск возникновения угрозы технологической безопасности, остающейся при эксплуатации импортных компонентов.

На современном этапе развития Российской Федерации нам пришлось столкнуться с безудержным противостоянием со стороны Запада, которое проявляется в их стремлении дестабилизировать российское общество и не допустить суверенного развития нашей страны. В этих непростых условиях России удается избегать негативных последствий, которые могли бы быть из-за проводимой деструктивной политики стран Запада, а также укреплять и наращивать отечественный потенциал в тех отраслях, которые необходимы для самостоятельного и независимого от внешних факторов развития страны.

Среди них можно выделить станкоинструментальную отрасль, которая обозначается российским правительством в качестве приоритетной, так как от нее зависит не только обороноспособность страны, но и уровень развития всех отраслей экономики.

Сегодня отрасль находится в непростой ситуации. Одной из причин этого является долголетнее преобладание на российском рынке импортной продукции. Среди других проблем можно выделить следующие: (см. рис.1).

Рисунок 1. Проблемы, сдерживающие развитие станкостроения в РФ [1]

 

Для преодоления возникшей проблемной ситуации, препятствующей достижению намеченных планов и успехов в развитии импортозамещающих технологий в станкоинструментальной сфере, целесообразным представляется реализация следующего комплекса мер: (см. рис. 2).

Рисунок 2. Комплекс мер, способствующих развитию отечественного станкостроения [1]

 

Также в целях развития отечественного производства станкоинструментальной продукции, укрепления технологического суверенитета и обеспечения безопасности страны Президент РФ, Правительство РФ, федеральные органы исполнительной власти РФ, а также ее субъектов в пределах своей компетенции предпринимают необходимые действия по стимулированию деятельности в отрасли и решению проблемных вопросов.

Так для обеспечения вышеперечисленных целей 5 ноября 2020 года была утверждена Стратегия развития станкоинструментальной промышленности на период до 2035 года. [1].

Программно-целевой метод управления законодательно закрепил высокую стратегическую значимость станкоинструментальной отрасли, обозначил перечень основных групп производства станкоинструментальной продукции (см. рис. 3).

Рисунок 3. Перечень основных групп производства станкоинструментальной продукции [1]

 

Помимо этого, в данном документе приведены целевые значения ключевых показателей в контексте возможных сценариев (инновационного, базового, консервативного), обеспечивающих результативность эффективной реализации стратегии. (см. рис. 4 и рис. 5).

Рисунок 4. Объем российского производства станкоинструментальной продукции [1]

Рисунок 5. Доля импорта в потреблении станкоинструментальной продукции [1]

 

Исходя из представленных данных можно сделать вывод, что несмотря на текущий уровень недостаточного внутристранового развития станкоинструментальной отрасли и высокой доли преобладания импортного оборудования, Российская Федерация формирует новые тенденции. Они заключаются в формировании собственного объема производства станков и инструментов. Согласно целевым показателям в рамках возможных трех сценариев наблюдается постепенное развитие отрасли, снижение импортозависимости в сегменте ключевых комплектующих для станков, уход от импортного потребления станкоинструментальной продукции.

В рамках этой концепции неотъемлемым элементом на пути повышения конкурентоспособности отечественной продукции в станкоинструментальной отрасли является постоянное совершенствование существующей системы посредством своевременного регулирования и поддержки со стороны государства.

Во время обращения с Посланием к Федеральному Собранию Президент РФ В. В. Путин отметил важность существенного расширения технологических возможностей российской экономики, а также обеспечения развития национальной промышленности.[2]. В качестве уже действующих мер Президент обозначил инструмент промышленной ипотеки, суть которого заключается в возможности предприятий получить льготный кредит на модернизацию промышленного производства или на покупку недвижимости для создания такого производства.  Получить услугу могут резиденты РФ - индивидуальные предприниматели и юридические лица. Кредит предоставляется компаниям, чья деятельность ведется по направлениям, входящим в раздел “С” ОКВЭД [5]. Условия промышленной ипотеки: (см. рис.6).

Рисунок 6. Условия предоставления промышленной ипотеки [4]

 

В числе других мер - новое направление работы промышленных кластеров со сниженной для компаний-резидентов фискальной и административной нагрузкой. Спрос таких компаний на инновационные решения поддерживается за счет долгосрочных заказов и субсидий от государства. Для подготовки специалистов, необходимых для работы в станкоинструментальной и других отраслях В. В. Путин подчеркнул проект “Профессионалитет”, в рамках которого в тесной связи выстраивается взаимодействие работодателей с учреждениями среднего профессионального образования, создаются образовательно-производственные кластеры.

Председатель Правительства России М. В. Мишустин при представлении Государственной Думе ежегодного отчета о результатах деятельности Правительства также выделил снижение зависимости от импортного оборудования, комплектующих и программного обеспечения, в том числе в станкостроении, как важнейший приоритет деятельности на данном этапе. [3].

Для этого предлагается широкий перечень инструментов поддержки. М. В. Мишустин отметил, что одним из наиболее значимым инструментом в этой сфере выступает Фонд развития промышленности. Фонд развития промышленности осуществляет льготное финансирование проектов, направленных на импортозамещение, разработку новаторских решений, лизинг оборудования для производства в том числе в сфере станкостроения. Объем предоставления льготного кредита составляет от 5 млн до 5 млрд рублей по ставкам 1% и 3% годовых на срок до 10 лет, кроме этого, фонд развития промышленности предоставляет совместное финансирование при участии региональных фондов, где доля федеральных средств составляет 90% по отношению на 10% региональных средств. Более подробно ознакомиться с предлагаемыми мерами поддержки фонда, подобрать подходящую программу в соответствии с целью проекта и отраслевым направлением производственной деятельности можно при помощи конструктора займов, который представлен на интернет-сайте. (см. рис.7).

Рисунок 7. Конструктор займов для финансирования проектов [6]

 

Следующей ключевой мерой, способствующей возрождению отечественного станкостроения, стала обновленная госпрограмма Министерства промышленности и торговли России “Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности”.         В текущем и последующем году финансовая часть проекта значительно увеличена по сравнению с прошлым 2022 годом. (см. рис. 8).

Рисунок 8. Финансовое обеспечение госпрограммы на 2022-2024 гг. [8]

 

Конечным ожидаемым результатом в направлении отечественного станкостроения является сокращение зависимости экономики РФ от импорта в критически важных для устойчивого развития продуктов, оборудования и технологий до уровня импортозависимости 50 % и менее.

Региональные меры поддержки тоже нашли отражение в поддержке станкоинструментальной отрасли. Так комитетом донского парламента по экономической политике был предпринят очень обдуманный и значимый шаг - обращение на федеральный уровень, в котором предлагается расширить практику применения инвестиционного кешбэка.[7]. Механизм заключается в поддержке инвестиционных проектов посредством компенсации части капитальных затрат инвесторам со стороны государства после ввода в эксплуатацию новых заводов и фабрик. В первую очередь предполагается распространить эту практику на новые импортозамещающие производства во всех отраслях промышленности, где в приоритетном порядке требуется заместить иностранную продукцию, среди которых - станкостроение.

Что касается развития станкоинструментальной отрасли в России в постсанкционный период, то должны учитываться те аспекты, которые в настоящее время публично озвучиваются высшим руководством РФ, а именно делается заявление о том, что санкции никогда не будут отменены в отношении России со стороны объединенного Запада.[9]. Необходимо выстраивать такие пути развития станкостроения, которые обеспечат самостоятельное и полностью суверенное существование отрасли, будут нацелены на сотрудничество с дружественными России странами.

Подводя итоги, мы можем говорить о том, что вектор развития станкоинструментальной отрасли в России на протяжении последних лет был выбран верно и дает свои положительные результаты, которые проявляются в международно-признанном факте бездействия западных санкций, примененных к РФ. Также выбранный путь отечественного становления отрасли обеспечил ее постоянное развитие в период проведения специальной военной операции.

Список литературы

  1. Распоряжение Правительства РФ от 05.11.2020 N 2869-р “Об утверждении Стратегии развития станкоинструментальной промышленности на период до 2035 года" // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2020 г. - № 46. - Ст. 7316;
  2. Послание Президента Федеральному Собранию // Государственная Дума Федерального Собрания РФ URL: (дата обращения: 01.05.2023);
  3. Ежегодный отчёт Правительства в Государственной Думе // Правительство России URL: (дата обращения: 01.05.2023);
  4. Как оформить промышленную ипотеку: условия, документы, нюансы // РБК URL: (дата обращения: 01.05.2023);
  5. "ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2). Общероссийский классификатор видов экономической деятельности" (утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст) (ред. от 29.12.2022) // КонсультантПлюс
  6. Фонд развития промышленности // ФРП URL: (дата обращения: 02.05.2023);
  7. Депутаты предлагают распространить инвестиционный кешбэк на все импортозамещающие производства // Законодательное собрание Ростовской области
  8. Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности // Портал госпрограмм РФ
  9. Санкции не прекратятся сразу, заявил Мишустин // РИА новости URL: https://ria.ru/20230426/sanktsii-1867803581.html (дата обращения: 03.05.2023).
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 3 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее