ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ВАЛЮТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ ВНЕШНЕТОРГОВЫХ ОПЕРАЦИЙ И УЧАСТИЕ В НИХ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ВАЛЮТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ ВНЕШНЕТОРГОВЫХ ОПЕРАЦИЙ И УЧАСТИЕ В НИХ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ

Авторы публикации

Рубрика

Право

Просмотры

212

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 23 (121), Июнь ‘23

Дата публикации 18.05.2023

Поделиться

В статье рассматривается зарубежный опыт ведения валютной политики на примере Соединенных Штатов Америки, определяется место в ней таможенных органов. Делается вывод, что основное внимание Правительства США акцентирует на регулирование протекающих валютных операций с целью предупреждения преступлений в валютной сфере, таких, как отмывание денег, финансирование терроризма, и других нарушений валютного законодательства.

Ведение денежно-кредитной и валютной политики государства влияет на ее экономическое развитие как в рамках одной страны, так и на конкурентоспособность на международном рынке. Мировая практика показывает, что рыночная экономика подразумевает регулирование как со стороны государства, так и путем управления с помощью механизмов рынка, которые являются дополнением друг друга. Российская Федерация осуществляет свое участие в формировании национальной валютной системы регулирования денежных операций относительно недавно, учитывая опыт некоторых зарубежных стран. Следовательно, у России имеется преимущество анализа мирового опыта валютного регулирования и контроля и учета наиболее успешных инструментов построения отношений между государством и участниками валютных операций, которые бы способствовали свободному движению капитала на законных основаниях.

Рассмотрим ведение валютной политики государства с развитой рыночной экономикой на современном этапе и активным доминирующим положением в построении международных валютных отношений на примере Соединенных Штатов Америки.

Историческое развитие системы регулирования и контроля валютных операций в национальной экономике такой страны как Соединённые Штаты Америки позволило ей минимизировать государственный контроль над многими аспектами валютных отношений. Так как национальная валюта Америки, доллар США, является одной из основных мировых резервных валют и валютой международных торговых отношений, то несложно заключить, что практически все валютные операции осуществляются в одной валюте, как и хранение валюты в счетах на территории страны и за её пределами. Из этого следует, что исторически сформированы наиболее благоприятные условия для экономической стабильности валюты.

Валютное законодательство США является достаточно либеральным, так как не содержит жёстких ограничений в отношении совершения валютных операций. Анализируя нормативно-правовые источники валютного регулирования, следует заметить, что принятые государством законы охватывают вопросы валютного контроля деятельности экономических субъектов с учетом предотвращения бегства капитала в другие страны и с пресечением финансирования террористических группировок. Что касается валютных ограничений, то они предусмотрены в крайне редких случаях. Например, одним из случаев применения ограничений выступает политика санкционного режима по отношению к государствам.

Одним из основных нормативно-правовых актов США в валютной сфере является Закон о банковской тайне, принятый в 1970 году. Закон о банковской тайне обязывает финансовые учреждения сотрудничать с Правительством США в борьбе с финансовыми преступлениями. Также известный как Закон об отчетности о валютных и иностранных операциях, он в первую очередь занимается предотвращением отмывания денег, хотя в течение ряда лет в него вносились поправки, такие как Закон о патриотизме, который расширил сферу охвата и включил деятельность по финансированию терроризма.

Закон о банковской тайне администрируется подразделением Министерства финансов США – Сетью по обеспечению соблюдения финансовых преступлений, которая налагает различные финансовые обязательства на финансовые учреждения. Закон требует от компаний вести учет и регистрировать отчеты, которые, как установлено, имеют высокую степень полезности в уголовных, налоговых и нормативных вопросах. Так, коммерческие банки и небанковские финансовые учреждения отслеживают все сделки по счетам клиентов на сумму более 10 000 долларов США. Документы, поданные предприятиями/банками в соответствии с требованиями Закона, активно используются правоохранительными органами, как внутренними, так и международными, для выявления, выявления и пресечения отмывания денег, независимо от того, способствует ли оно преступному предпринимательству, терроризму, уклонению от уплаты налогов или другой незаконной деятельности в валютной сфере. Следует отметить, что настоящий Закон регулирует участие Таможенной службы США в контроле за валютными операции. Так, согласно Закону, таможенным органам надлежит контролировать соблюдение обязанности по декларированию перемещения денежных средств и других платёжных инструментов (например, дорожных чеков). Любой человек может ввезти неограниченную сумму, которая никак не лимитируется. При неограниченной сумме есть различия по прохождению пограничного контроля и требования по декларированию начиная с 10 000 долларов США, т.е. при ввозе более 10 000 долларов США необходимо заполнить декларацию о ввозе наличных средств [1].

За нарушения настоящего Закона Правительство США налагает санкции, которые могут варьироваться от 10 000 долларов США за нарушения в ведении учета до более 200 000 долларов США за более серьезные нарушения. В особо серьезных случаях штрафы могут доходить до миллионов и даже миллиардов долларов, как например, в 2018 году «U.S. Bancorp», американская финансовая холдинговая компания, владеющая пятым по величине коммерческим банком в США, была оштрафована на 613 миллионов долларов за нарушения Закона о банковской тайне.

Помимо финансовых последствий несоблюдения, учреждения, которые нарушают Закон, могут нанести гораздо больший ущерб репутации, теряя доверие как клиентов и клиентов, так и их сотрудников. Хотя усилия по его соблюдению представляют собой постоянную административную проблему, для облегчения процесса доступны определенные отраслевые инструменты, такие как программы анализа данных и автоматизация программного обеспечения.

Также в США действует Закон о надзоре за совершением операций по незаконному обороту денежных средств с использованием повторяющихся операций с чеками и платежными переводами на сумму более 3 тыс. долл. США. В законодательстве США жестко ограничены операции по сомнительным сделкам с повторяющимися чеками и коммерческие банки в перманентном режиме производят поиск и выявление сомнительных денежных переводов, результатами которого являются банковские отчеты о валютных операциях. В некоторых крупных банках есть программные системы, которые помогают им точно заполнять эти отчеты. Большинство систем программного обеспечения включают в себя стандартные отчеты о подозрительных операциях, которые обычно фильтруют операции с наличностью в трех формах:

1) операции, включая множественные транзакции на сумму более 10 000 долларов США;

2) кассовая деятельность (единичные и множественные транзакции) чуть ниже порога отчетности в 10 000 долларов США (например, между 8 000 и 10 000 долларов США);

3) операции, включающие в себя несколько операций с более низкими долларами (например, 3000 долларов США), которые в течение определенного периода времени (например, 15 дней) объединяются в существенную сумму денег. Такие фильтрующие отчеты, когда они реализуются либо путем покупки системы программного обеспечения значительно улучшают способность банка выявлять и оценивать необычные операции.

Действие валютного законодательства усиливает Закон об отчетности по международным валютным операциям, который предусматривает обязанность нерезидентов отчитываться перед Службой внутренних доходов США о ввозимых и вывозимых ими валютных ценностях на сумму более 10 тысяч долларов США [2].

Таким образом, несмотря на либерализацию валютного регулирования в США, в стране действуют достаточно эффективные слаженные механизмы контроля за осуществлением операций участниками валютных отношений. Они проводятся путем обмена информацией между государственными органами, осуществляющими финансовый контроль, и коммерческими банками. Обе стороны активно сотрудничают в соответствии с валютным законодательством США для предотвращения финансовых преступлений, отмывания денег и нарушения условий осуществления валютных операций резидентами и нерезидентами.

Подводя итог анализа зарубежного опыта валютного регулирования и контроля осуществления внешнеторговых операций на примере Соединенных Штатов Америки, можно охарактеризовать систему валютного регулирования и контроля в Соединенных Штатах Америки: она отличается довольно минимальными ограничениями по отношению к участникам валютных отношений в части вопросов открытия счетов на территории страны и за ее пределами. Основное внимание Правительства США акцентирует на регулирование протекающих валютных операций с целью предупреждения преступлений в валютной сфере, таких, как отмывание денег, финансирование терроризма, и других нарушений валютного законодательства. Таможенная служба США в системе валютного регулирования осуществляет контроль за перемещением денежных средств через границу государства.

Список литературы

  1. Власова С.Е., Кеосиди И.И. Сравнительный анализ систем валютного регулирования РФ и США / С.Е. Власова, И.И. Кеосиди // Форум молодых ученых. 2018. № 10 (26). С. 252-254.
  2. Крылова Л.В. 2.8. Доллар США в современной валютной системе: возможности и угрозы / Л.В. Крылова // В книге: Мировые финансы в условиях коронакризиса. Под общей редакцией Е.А. Звоновой. Москва, 2021. С. 151-160.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Остался последний день
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее