Транспортировка больших объемов нефти по магистральным нефтепроводам большого диаметра на большие расстояния обусловила высокие требования к надежности работы нефтетранспортной системы и ее экологической безопасности [3].
Нефтетранспортные системы являются потенциально опасными в экологическом отношении объектами, поскольку несут в себе явные и скрытые угрозы, отрицательно влияя на основные компоненты природной среды – животный, растительный мир, ихтиофауну, воду, воздух, почву и человека [3].
Основными факторами техногенного воздействия являются:
- изменение рельефа и связанные с ним эрозионные процессы;
- изменение поверхностного и грунтового стока;
- подтопление и другие нарушения гидрологического режима территории;
- вырубка леса, нарушение травяного покрова;
- нарушение почвенно-растительного слоя;
- нарушение и загрязнение плодородного слоя почвы [1].
В процессе освоения нефтяных месторождений наиболее активное влияние оказывается на природную среду в границах самих месторождений, на территории прохождения трасс линейных сооружений, в ближайших населенных пунктах, находящихся в зоне непосредственного влияния объектов проектирования [2].
Специфика загрязнения почвы продуктами распада нефти состоит в том, что ее компоненты длительное время разлагаются (десятки лет), снижается проницаемость почвы для влаги, уменьшается разнообразие и количество микроорганизмов, сильно деградирует растительный покров [2].
Нефть негативно влияет на почву, значительно изменяя ее физические, физико-химические, морфологические и микробиологические свойства.
Высокомолекулярные продукты деградации нефти образуют на поверхности почвы устойчивые к разложению корочки, которые препятствуют дыханию почвы. В случае многократного разлива нефти происходит образование твердых смолисто-асфальтеновых покровов. Это приводит к отмиранию растительного покрова [2].
Нефтяное загрязнение вызывает стремительную деградацию фитоценозов [3]. Нефть и ее продукты влияют на растения, как напрямую посредством своего токсического воздействия, так и косвенно посредством трансформации почвенного покрова. Токсическое воздействие на растения проявляется в быстром повреждении, разрушении, а затем и отмирании всех живых клеток и тканей растения. Негативное влияние оказывается на обмен веществ, рост и развитие растений [2]. При этом уменьшается видовое разнообразие, фитомасса, фосфотазная, фотосинтетическая и целлюлозная активности растений. Особенно чувствительная к нефтяным стокам болотная растительность, а также лишайники и мхи, которые при загрязнении обычно сразу погибают [3].
Нарушение растительного покрова, в свою очередь, приводит к увеличению глубины протаивания грунта, развиваются эрозионные процессы. Это наносит вред инженерным сооружениям, необратимо изменяет рельеф местности и облик территории [2].
Свойства грунтов сильно изменяются и из-за усиления их промерзания. Данный процесс приводит к формированию пучинных форм рельефа, которые наносят сильный вред наземным сооружениям, что довольно часто приводит к гибели растительного покрова на обширных территориях [2].
Основным видом воздействия промышленных объектов на состояние атмосферного воздуха является загрязнение выбросами загрязняющих веществ, аэрозолей, водяного пара, тепла, и их влияние на микроклимат территории при нарушении температурного постоянства области их расположения и при образовании открытых водных пространств [4].
Загрязнение атмосферного воздуха происходит в результате:
- выбросов газообразных и взвешенных веществ, которые образуются при производстве и от промышленных объектов;
- выделения выхлопных газов транспорта;
- испарений из емкостей, в которых хранятся различные химические вещества и топливо [4].
В результате данных воздействий возрастает загрязненность воздуха, нарушается температурный баланс и режим влажности, появляются моросящие осадки, туманы, степень освещенности падает, в зимней период усиливается гололед.
Таким образом, в связи с наличием большого количества рисков, на сегодняшний день основной задачей при добыче и транспортировке нефти и ее продуктов является сведение к минимуму негативных последствий влияния на природные комплексы и ее компоненты.
Список литературы
- Солодовников А.Ю. Воздействие нефтегазопроводов на окружающую среду. / А.Ю Солодовников // Вестник СПбГУ. – 2004. – № 4. – С. 85–96.
- Русецкая Г.Д. Использование методов системного анализа состояния экосистем при строительстве и эксплуатации магистральных нефте- и газопроводов. / Г.Д. Русецкая // Известия ИГЭА. – 2012. – № 4. – С. 152–155.
- Неверов А.В. Эколого-экономическая оценка воздействия нефте-, газо- и продуктопроводов на состояние окружающей среды. / А.В Неверов, О.А. Воропаева, А.А. Голденков, И.А. Залыгина // Труды БГТУ. – 2011. – № 7. – С. 96–101.
- Тучкова Ю.А. Воздействие . / Ю.А. Тучкова, Л.И. Хайруллина, М.А. Чижова // Вестник Казанского технологического университета. – 2004. – № 21. – С. 339–342.