Актуальность
Физическое воспитание и трудовое обучение студентов организации аэропортовой деятельности тесно взаимосвязаны. Их можно рассматривать как два компонентa единой системы начального этапа трудовой подготовки учащихся, за которым следует профессиональное выносливость обучение в специальных учебных заведениях профтехобразования, техникумах, вузах и на производстве.
В работе показана роль видов спорта, упражнения которых входят в школьную программу, развития профессионально важных двигательных функций (ПВДФ), необходимых в труде станочников-универсалов и станочников-операционников, слесарей инструментальщиков и слесарей-сборщиков, операторов, водителей автотранспорта и разнорабочих. При этом исследовались выносливость мышц-сгибателей кисти и разгибателей спины, мышечная чувствительность по показателям количества градуированных усилий (ГУ) от меньшего до максимального, интегральный показатель скорости и точности сенсомоторных реакций (ИП СМР) на комплексные раздражители и точность реакции на движущийся объект (РДО).
Полученные данные показали, что среди рабочих наибольшая мышц-сгибателей кисти зафиксирована у лиц слесарных профессий (в среднем более 62 с), разгибателей спины - у станочников (51,2 с) и слесарей-инструментальщиков (51,3 с); мышечная чувствительность - у слесарей-инструментальщиков (25 ГУ), ИП СМР и точность РДО - у водителей, операторов и станочников.
Таким образом, представители каждой рабочей группы несколько различаются по уровню показателей ПВДФ.
В то же время сравнение квалифицированных рабочих в специальностях с разнорабочими и рабочими-операционниками обнаружило, что практически все профессионально важные двигательные функции рабочих универсальных специальностей выше, чем у рабочих-операционников и разнорабочих.
Сравнение показателей ПВДФ у студентов организации аэропортовой деятельности, занимающихся и не занимающихся спортом, показывает, что занятия любым видом спорта более благоприятно влияют на развитие всех ПВДФ, чем только занятия на уроках физической культуры. Люди, не занимающиеся спортом, могут удерживать на кистевом динамометре 0,5 от максимального усилия в среднем в течение 46,1 с, то самые «невыносливые» спринтеры - 53,3 с, а гимнасты и лыжники - более 62 с. Выносливость мышц спины равна 36,5 с - у не занимающихся спортом, 45,8 - у спринтеров, 63,4 - y лыжников, 58,3 - у средневиков.
Мышечная чувствительность по показателям ГУ среди спортсменов наименьшая у лыжников (16,0), наибольшая у стрелков и гимнастов (23,6 и 22,8), у не занимающихся - 13,8. Еще более значительная разница между занимающимися и не занимающимися спортом в скорости и точности
Если у не занимающихся спортом ИП СМР в среднем равен 66,2 отн. ед., а ошибка в РДО равна 59,8 мсек, то у баскетболистов соответственно 19,6 отн. ед. и 24,3 мсек, у спринтеров - 24,5 отн. ед. и 26,3 мсек, и т. д. Подобное явление наблюдается и при исследовании 17 других функциональных показателей, нами изученных.
И действительно, не является ли отрицательным явлением занятия (увлечения) студентов организации аэропортовой деятельности спортом? В этом плане целесообразно привести слова А. В. Луначарского: «Нам нужно создать гармонического человека, развить все его способности... Обыкновенно считали, что этому противоречит специализация человека. Я отбрасываю эту сторону, ибо если специализация поглощает человека настолько, что она разрушает в нем человеческое, то, в таком случае, это болезнь, нелепость».
В то же время сравнение показателей профессионально важных двигательных функций представителей одного вида труда и представителей одного вида спорта показало, что в отдельности ни один спорт (если спортсмен не развит) не доводит до необходимой степени все показатели ПВДФ для той или иной относительно сложной профессии. К исключению близки лишь те профессии, которым типично однообразные простые операции (работа на конвейерах, станках или полуавтоматах). И только лишь 2-3 вида спорта (наилучшее сочетание сложных техник с циклическими видами) могут развивать все показанные профессионально важные двигательные функции до уровня квалифицированных рабочих всех видов специальностей.
Заключение
Подготовку студентов организации аэропортовой деятельности к труду средствами физической культуры и спорта более целесообразно проводить не путем преодоления «односторонних» увлечений тем или иным спортом, а на основе воспитания и закрепления спортивных увлечений с последующим превращением их в тот рычаг, с помощью которого можно «поднять» к необходимому уровню все ПВДФ за счет использования общеразвивающих упражнений или дополнительных видов спорта.
Список литературы
- Бишаева А.А., Малков А.А. Физическая культура. Учебник. 2020.
- Бурухин С. Ф. Методика обучения физической культуре. Гимнастика. М.: Юрайт, 2019.
- Виленский М. Я., Горшков А. Г. Физическая культура. Учебник.2020.