Основная часть
Электросветотехнические системы современного аэродрома предназначены для обеспечения экипажу летательного аппарата безопасной посадки в аэропорту назначения, маневрирования по взлётно-посадочной полосе. Электросветотехнические системы делятся на светосигнальное оборудование, располагаемое на ВПП, и электротехническое оборудование, обеспечивающее питание светосигнального оборудования.
Светосигнальное оборудование должно обеспечивать:
- световое обозначение взлётно-посадочной полосы, её участков и подходов;
- обозначение рулёжных дорожек (РД) и их расположение;
- управление движением по аэродрому.
Современные технологии имеют значительное влияние на работу светотехнического оборудования. В частности, использование новых материалов и компонентов позволяет создавать более эффективные и надежные устройства, которые способны обеспечивать высокую эффективность.
На аэродромах используются различные технологии управления светотехническим оборудованием, включая:
- Системы управления освещением на основе времени и датчиков - эти системы включают светильники или светодиодные лампы в определенное время или при обнаружении движения путем использования датчиков движения.
- Системы управления по радиоканалу - это технология беспроводной передачи сигналов управления, которая позволяет управлять светом на аэродроме издалека.
- Управление по сети Ethernet - это технология, которая позволяет управлять освещением на аэродроме через сеть Ethernet.
- Управление по протоколу DMX - это технология, которая часто используется для управления светодиодными лентами и приборами освещения, которая позволяет управлять светом на аэродроме путем программного управления.
- Управление по протоколу DALI - это технология цифрового управления освещением, которая позволяет управлять светом на аэродроме путем программного управления.
Современная технология умного управления светом (Smart Lighting) позволяет автоматически регулировать яркость и направление света в зависимости от окружающей среды и интенсивности движения на аэродроме. Это позволяет снизить энергопотребление и повысить эффективность работы оборудования. Технологии управления светотехническим оборудованием на аэродромах также предусматривают мониторинг и анализ работы системы освещения, что позволяет оперативно выявлять и устранять неисправности, снижать риск возникновения аварийных ситуаций и повышать эффективность работы аэродрома в целом.
Одним из ключевых направлений развития светотехнического оборудования является применение смарт-технологий. Это позволяет осуществлять дистанционный контроль и управление устройствами, повышать его функциональность и гибкость. Благодаря смарт-технологиям, можно управлять энергопотреблением устройств, программировать их работу, получать информацию об их работе.
Также современные технологии управления освещением могут позволить автоматически отключать свет в зонах, где нет движения, получая таким образом значительную экономию энергии. Это может быть полезно на огромных территориях аэродромов, где не всегда нужно освещать все зоны.
Заключение
В итоге проведенного исследования можно сделать вывод, что использование современных технологий управления светотехническим оборудованием на аэродромах может значительно повысить эффективность и безопасность воздушного движения. Автоматическое управление освещением в зависимости от погодных условий и времени суток, а также возможность удаленного контроля за оборудованием – это лишь некоторые примеры преимуществ, которые может дать использование современных технологий. Важным фактором развития светотехнического оборудования является использование новых источников энергии, таких как солнечные батареи и ветрогенераторы. Это позволяет снизить энергозатраты и заботиться о экологии. В целом, при правильной реализации, новые технологии не только сделают работу аэродрома более эффективной и безопасной, но и существенно снизят затраты на энергопотребление. В современном мире технологии управления светотехническим оборудованием на аэродромах являются неотъемлемой частью безопасности полетов. Они обеспечивают правильное освещение взлетно-посадочной полосы, маршрута самолета и других зон, где могут присутствовать воздушные суда.
Список литературы
- «Требования, предъявляемые к аэродромам, предназначенным для взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов» (приказ Минтранса России от 25.08.2015 № 262).
- Адакин В. А. Электросветотехническое оборудование аэродромов. Учебное пособие. Светотехническое оборудование аэродромов и систем посадки. — Ульяновский институт гражданской авиации имени Главного маршала авиации Б. П. Бугаева, 2021. — 137 с.
- https://cyberleninka.ru/article/n/proektirovanie-i-modernizatsiya-elektrosvetotehnicheskogo-oborudovaniya-aerodroma