Преобразования городов России в устойчивую жизненную среду с использованием международного стандарта

Преобразования городов России в устойчивую жизненную среду с использованием международного стандарта

Авторы публикации

Рубрика

Просмотры

2

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 2 (2), Декабрь ‘20

Дата публикации 29.12.2020

Поделиться

Настоящая статья посвящена созданию устойчивых городов России при помощи использования международных стандартов. На повестке дня - реализация семнадцати целей в области устойчивого развития, отражающие наиболее острые проблемы на нашей планете на период до 2030 года, установленные Организацией Объединенных Наций. В статье представлены семнадцать целей в области устойчивого развития до 2030 года. Освещено семейство международных стандартов ИСО, ориентированных на развитие городских проектов, при помощи которых можно достичь целей не только устойчивого развития городов России, но и целей в области устойчивого развития, отражающие наиболее остро стоящие на нашей планете проблемы. Рассмотрены международные Стандарты в области энергетики, транспорта, водопотребления, инфраструктуры, безопасности и устойчивости, здоровья и благополучия. Отведена часть этапам внедрения ИСО 37101. Описан опыт построения устойчивого города Гренобль, который расположен на юге-востоке Франции за счет эффективного применения стандарта. Среди ключевых вопросов для города - содействие городскому развитию при использовании меньшего пространства, реорганизация доступа транспортных средств, уменьшение загруженности центра города с помощью «мягких» видов транспорта и использование чистых энергетических ресурсов и устойчивой архитектуры, все, что оказывает влияние на благополучие граждан. Часть статьи раскрывает актуальные проблемы в России, которые следует решить, чтобы поспособствовать реализации Повестки устойчивого развития. И в завершении представлена рекомендация использования международного стандарта ИСО37101, которая бы позволила решить самые несущие социальные и экологические проблемы на территории Российской Федерации.

 

Введение

Считается, что городское планирование необходимо для создания устойчивого мира, в котором города удовлетворяют потребности своих жителей без ущерба для потребностей будущего поколения. Устойчивость определяется тем, что города отвечают экологическим, экономическим, социальным потребностям без ущерба в будущем.

 

 

Постановка задачи (Цель исследования)

Чтобы сформировать устойчивые города России, нужно начать применять международный стандарт ИСО 37101 «Устойчивое развитие в сообществах. Система менеджмента устойчивого развития. Требования и руководство по использованию».

Методика исследования

Стандарт помогает определить цели устойчивого развития своих городов, а также реализовать и выстроить стратегию их достижения. Посредством плана действий и распределения ответственности. Стандарт построен на принципе постоянного улучшения, это означает, что руководители городов должны регулярно проводить оценку и результативность своих целей, включая коррекцию.

Стандартизация играет важную роль в превращении нашего мира в устойчивый. А ИСО стремится помочь городам улучшить свою репутацию.

Следуя плану Организации объединенных нации (далее - ООН) по реализации 17 целей в области устойчивого развития до 2030 года, [5] требуется срочный призыв к стандартизации, который поможет достичь цели не только устойчивого развития городов России, но и цели в области устойчивого развития, отражающие наиболее остростоящие на нашей планете проблемы.

Стандарты, как основа устойчивости, предназначены для решения актуальных социальных и экологических вызовов нашего времени.

Цели в области устойчивого развития (далее - ЦУР) основываются на том, чтобы искоренить нищету, защитить планету от технологических потрясений, обеспечить мир и процветание к 2030 году.

17 ЦУР - интегрированы, то есть взаимосвязаны. Они признают, что действия в одной области повлияют на результаты в других, например: борьба с угрозой изменения климата влияет на то, как мы распоряжаемся нашими невечными природными ресурсами. Достижение гендерного равенства или улучшение здоровья - помогают искоренить бедность, а укрепление мира и открытого для всех общества - уменьшить неравенство, обеспечивая баланс социальной, экономической и экологической устойчивости. ЦУР представлены на рисунке 1 [9].

Рисунок 1 – Цели устойчивого развития до 2030 года.

 

В условиях быстро меняющемся мире сделать города России пригодными для будущего со стабильной поставкой энергии, с адаптацией к изменениям окружающей среды и климата, с поддержанием инфраструктуры является важной задачей.

Чтобы начать этот процесс, следует обратиться к стандарту, который полностью соответствует ЦУР ООН. Этот стандарт является основополагающим ИСО 37101. Данный стандарт поддерживается рядом различных стандартов в таких областях, как терминология и ключевые показатели для измерения эффективности городских служб, которые предлагают конкретные рекомендации по разработке стратегий и их реализации.

Включает:

- ИСО 37100 «Устойчивые города и сообщества. Словарь».

- ИСО 37105 «Устойчивые города и сообщества. Описательная основа для города и общины».

- ИСО 37120 «Устойчивые города и сообщества - Показатели для городских услуг и качество жизни».

- ИСО 37122 «Устойчивые города и сообщества - индикаторы умных городов». Предназначен для умных городов [4].

- ИСО 37123 «Устойчивые города и сообщества - индикаторы устойчивости городов». Позволяет городам глубже погружаться в процесс и продвигать устойчивые, умные и гибкие структуры в рамках политики и мер по управлению данными [1].

ИСО также разрабатывает стандарты для конкретных городских нужд, которые охватывают широкий спектр вопросов важных для городов.

Международные Стандарты в области энергетики

Международные Стандарты помогают разработать и внедрить стратегии и мониторинг энергоэффективности их производительности.

- ISO 17742 «Энергоэффективность и расчет экономии по странам, регионы и города». Представляет индикаторы и методы измерения расчета экономии энергии, с учетом секторов конечного использования, таких как домашнее хозяйство, промышленность, услуги, сельское хозяйство и транспорт.

ИСО имеет более двухсот стандартов, напрямую связаны с энергоэффективностью и возобновлением источников энергии [7].

Международные Стандарты в области транспорта

Стандарты ИСО играют важную роль в развитии новых технологий для чистого и эффективного автомобильного транспорта и обеспечивают поддержку интеллектуальным транспортным системам, электромобилям, функциональной безопасности транспортных средств и водородным автомобильным станциям.

- ИСО 39001 «Безопасность дорожного движения системы менеджмента – Требования с руководством по использованию». Представляет инструменты, которые позволяют снизить серьезные травмы, связанные с ДТП [7].

Международные Стандарты в области воды

Стандарты ИСО охватывают практически все аспекты, связанные с водопользованием и представляют международный консенсус в отношении передовой практики для эффективного управления водными ресурсами.

- ИСО 46001 «Эффективность использования воды системы менеджмента – Требования с руководством по использованию».

Представляет организациям любого размера методы и инструменты для оценки и учета водопотребления, а также способы определения и реализации мер оптимизации водопользования.

А также ИСО имеет ряд других стандартов, напрямую связанных с водопотреблением [7].

Международные Стандарты в области инфраструктуры

Стандарты ИСО направлены в первую очередь на процветание городов в будущем, поэтому поддерживают экологическое и безопасное строительство зданий.

- ИСО / ТС 37151 «Умная общественная инфраструктура - Принципы и требования для показателей производительности»

В стандарте описываются 14 основных категорий, которые необходимо измерить для определения производительности умной общественной инфраструктуры [7].

Международные Стандарты в области безопасности и устойчивости

Данные стандарты ИСО направлены на обеспечение гражданской безопасности. ИСО имеет ряд стандартов в этой области для того, чтобы помочь городам подготовиться к неблагоприятным обстоятельствам и извлечь из этого выгоду.

- ИСО 22313 «Безопасность и отказоустойчивость. Непрерывность бизнеса системы менеджмента - Руководство по использованию ИСО 22301».

Стандарт разработан для поддержки жизнеспособности и производительности организации во времена кризиса [7].

Международные Стандарты в области здоровья и благополучия

Крепкое здоровье и благополучие занимает важное место на повестке дня ЦУР ООН, направленных на улучшение жизни людей сейчас и в будущем. ИСО имеет более 1400 стандартов, посвященных всем аспектам здоровья и благополучию, ряд из которых посвящен помощи городам в обеспечении доступности и хорошего качества жизни населения.

- ИСО 45001 «Система менеджмента профессионального здоровья и безопасности. Требования с руководством по использованию» [7].

И это только маленькая часть представленных стандартов, которые способствуют развитию устойчивых городов. ИСО серьезно взялась за планирование устойчивого развитие городов путем разработки стандартов. Ведь именно стандарты помогают обеспечить систему управления качеством, посредствам установления требований к городам для определения их потребностей и стратегий устойчивого развития.

Применяя методы и инструменты по достижению устойчивости, стандарт может содействовать сообществам в улучшении по следующим вопросам:

- разработка целостного и комплексного подхода вместо работы в ограниченных сферах (что может препятствовать устойчивости);

- содействие развитию социальных и экологических изменений;

- укрепление здоровья и повышение благополучия граждан;

- поощрение ответственности при использовании ресурсов;

- достижение более эффективного управления [1].

В стандарт ИСО 37101 определены общие цели устойчивости, которые следует применить лидерам городских властей к городам России для обеспечения устойчивости.

Цели устойчивого развития:

- общая привлекательность

- сохранение и улучшение окружающей среды

- устойчивость

- ответственное использование ресурсов

- социальная сплоченность

- благосостояние граждан [3].

Стандарт охватывает все, что нужно сделать городу, чтобы стать умнее, например, ответственное использование ресурсов, управление окружающей средой, здоровье граждан и благополучие, управление, мобильность и многое другое.

На этапах внедрения ИСО 37101 для начала следует определить структуру или группу интересов заинтересованных сторон, которые будут стимулировать реализацию стандарта. Далее оценить стратегию устойчивого развития города в соответствии с шестью принципами и двенадцатью выделенными вопросами, которые представлены в стандарте. Именно ответы на эти вопросы помогут создать основу и определить цели для конкретного города [8]/

Полученные результаты

Город Гренобль на юге-востоке Франции уже доказал эффективность применения стандарта.

Концепция города состоит в том, чтобы содействовать городскому развитию при использовании меньше места, реорганизации доступа транспортных средств, уменьшении загруженности центра города с помощью «мягких» видов транспорта и использовании чистых энергетических ресурсов и устойчивой архитектуры, все что оказывает влияние на благополучие граждан.

Этот широкомасштабный проект является частью инициативы EcoCité, запущенный правительством Франции в 2008 году и направленный на поиск новых способов проектирования, строительства и управления городами. Будучи партнером этой инициативы, Гренобль обратился к стандарту ISO 37101 в рамках своей программы обновления городов. 

Данный стандарт является ценным справочным инструментом для оценки инновационных городских проектов, что позволяет городу Греноблю эффективно достичь основных целей устойчивого развития, которые сообщество поставило перед собой. [6].

В стремлении стать лидером город внедрил цифровые и новые технологии в области преобразования энергетики и борьбы с изменением климата и социальным делением, развивая новые виды услуг и формы сотрудничества [1].

Город привлекателен своим благосостоянием и уровнем качества жизни граждан. Устойчивое развитие направлено на экономическую, социальную и экологическую форму.

Программа EcoCité Гренобля включает демонстрацию модельных районов для создания умного, устойчивого и жизнестойкого города. Разрабатываются экспериментальные проекты, направленные на интеллектуальное и совместное управление данными об энергии (проект Métro Énergie, первоначально называвшийся VivaCité). Программы позволяют построить партнерские отношения с заинтересованными сторонами, компаниями, жителями и общественными группами.

Стандарт ИСО был опробован при разработке Экологической хартии для инновационно-демонстрационного района Прескиль, опираясь на этот опыт, Grenoble-Alpes Métropole взяла на себя обязательство применять ISO 37101 к одному из своих проектов в течение следующих двух десятилетий: к проекту GRANDALPE.

Таким образом, применяя стандарт ИСО37101 ко всем городским проектам, он помогает не только установить справочную структуру и общий язык для всех типов городских проектов, но и успешно интерпретировать синергизм между проектами и различными заинтересованными сторонами в регионе в интересах общей цели. А также дает возможность для диалога между различными региональными уровнями, предлагая им оценить воздействие проекта или действия в более широком территориальном масштабе, иными словами, за пределами самой территории проекта. После того, как участники завершили оценку, стандарт позволяет им определить свои стратегические цели относительно качества и количества и составить план оперативных действий для проекта регионального развития [1].

На сегодняшний день гражданское общество России не только осведомлено о Повестке – 2030 и ЦУР, но и активно работает над их реализацией. Разрабатываются дополнительные программы в области развития.

Однако существует ряд проблем, которые следует решить, чтобы поспособствовать реализации Повестки устойчивого развития.

Проблемы, связанные с достижениями ЦУР:

  1. отсутствие ответственного органа;
  2. отсутствие координирующей государственной структуры, отвечающей за реализацию ЦУР в стране,
  3. отсутствие регулярной отчетности о реализации ЦУР в парламенте;
  4. не назначены ответственные люди, отвечающие за комплексную реализацию целей;
  5. отсутствие документов, посвященных реализации ЦУР в том виде, в каком они были приняты Генеральной Ассамблеей ООН в 2015 году;
  6. отсутствие дорожной карты по реализации мероприятий по достижению ЦУР;
  7. отсутствие ЦУР в стратегическом планировании развития страны;
  8. отсутствие ЦУР в работе исполнителей власти на национальном, региональном и местном уровне [2].

Исходя из проблем, можно понять, что ЦУР не уделяют должного внимания, какое следовало бы применить!

Выводы

Положение гражданского общества в России сегодня можно назвать противоречивым и нестабильным. С одной стороны, государство готово передать многие функции организациям гражданского общества. С другой стороны, оно устанавливает избыточный контроль над некоммерческими организациями, создает препятствия для деятельности независимых правозащитных и экологических организаций, чья экспертиза необходима для достижения ЦУР. Таким образом, гражданское общество практически лишено государством возможности оказывать ему помощь в достижении ЦУР и выполнении международных обязательств по различным аспектам Целей [2].

Таким образом, чтобы 17 ЦУР не остались лишь красивой теорией, следует обратиться Российской Федерации к международному стандарту ИСО37101, который позволит решить самые несущие социальные и экологические проблем нашего времени на деле! Благодаря этим установленным требованиям и рекомендациям по достижению устойчивости путем применения соответствующих методов и инструментов.

Список литературы

  1. Горизонты ИСО: системы менеджмента и оценка соответствия // Журнал Ассоциация по сертификации «Русский регистр». 2020 г. №4 с. 1-30

Gorizonti ISO_ sistemi menedjmenta i ocenka sootvetstviya // Jurnal Associaciya po sertifikacii «Russkii registr». 2020 g. №4 s. 1_30 (in Rus)

  1. Гражданский обзор о реализации ЦУР в России 2020–2030: Десятилетие действий для ЦУР в России. Вызовы и решения. 2020 г. с.1-142

Grajdanskii obzor o realizacii CUR v Rossii 2020–2030_ Desyatiletie deistvii dlya CUR v Rossii. Vizovi i resheniya. 2020 g. s.1_142 (in Rus)

  1. Цели устойчивого развития // Журнал «Экология и право». 2020 г. № 79 с.1-45

Celi ustoichivogo razvitiya // Jurnal «Ekologiya i pravo». 2020 g. № 79 s.1_45

  1. Building resilient cities with new international standard URL: https://www.iso.org/news/ref2464.html (30.10.2020)
  2. Designing tomorrow’s cities today URL:https://www.iso.org/news/ref2508.html (30.10.2020)
  3. Grenoble: the sustainable city URL:https://www.iso.org/news/ref2505.html (30.10.2020)
  4. ISO and sustainable cities URL:https://www.iso.org/files/live/sites/isoorg/files/store/en/PUB100423.pdf (30.10.2020)
  5. ISO37101 Sustainable development in communities URL: https://www.iso.org/files/live/sites/isoorg/files/archive/pdf/en/iso_37101_sustainable_development_in_communities.pdf (30.10.2020)
  6. Sustainable development goals URL: https://www.undp.org/sdgs (30.10.2020)
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее