В последние годы дистанционное обучение активно вошло в образовательную среду, поэтому в современных условиях преподаватель может взаимодействовать с обучающимися не только на территории школы, но и удаленно, используя при этом два формата: онлайн и офлайн.
Режим офлайн подразумевает под собой работу на различных платформах для обучения, которые в последнее время активно разрабатываются в России. Самое главное достоинство такого обучения - преподаватель и ученики не привязаны к конкретному месту и времени, и поэтому учащиеся могут выполнять задания и изучать материалы в удобное для них время, с комфортной скоростью.
Онлайн обучение - это обучение в реальном времени, "здесь и сейчас" с использованием различных средств связи, в виде сервисов и программ для проведения видеоконференций. На данный момент в России функционируют различные сервисы для поддержания онлайн встреч, многие из которых пользуются популярностью и за рубежом.
Как известно, переход на дистанционное обучение стал испытанием для всех – для педагогов, детей и их родителей. Но в большей степени, все же для педагогов, так как дистанционный кризис стал серьезным стресс-тестом и продемонстрировал необходимость владения навыками ИКТ-технологий и проявлять гибкость.
Работа педагога подразумевает под собой не только отведение уроков и оценку уровня усвоения учащимися материала, но и постоянную работу в команде: методические объединения, внутришкольный коллектив, районное объединения педагогов по предметам и т.д. Поэтому одной из серьезных проблем, появившихся во времена расцвета дистанционного обучения, является низкий уровень подготовленности педагогов в командной дистанционной работе (КДР).
Вообще, команда — это группа людей, члены которой взаимозаменяют и взаимодополняют друг друга в ходе своей деятельности по достижению поставленных целей [1, с.198]. Основные признаки команды можете увидеть на рисунке 1.
Рисунок 1. Название рисунка
Любое руководство желает выстроить эффективную командную работу, даже в условиях удаленной работы. Для эффективного управления командой руководителю необходимо использовать четыре классические функции менеджмента: планирование, организация, мотивация и контроль. Дистанционная работа требует этих же функций. Помимо этого, изучив несколько источников, можно прийти к выводу, что любая КДР должна базироваться на основных принципах и нормах [2, 3]. Давайте рассмотрим основные принципы и нормы дистанционного коллектива в таблице 1.
Таблица 1.
Принципы и нормы дистанционного коллектива
Принцип |
Реализация |
Эмпатия |
Сохраняйте привычные форматы неформального общения в коллективе, и интересуйтесь эмоциональным состоянием друг друга |
Доверие |
Доверяйте своим коллегам, пока действительно не обнаружите злоупотребление отсутствием контроля со стороны |
Экспериментирование |
Пробуйте новые форматы работы методом проб и ошибок. Обсуждайте с членами команды, что нужно перестать делать, а что начать, чтобы повысить скорость обмена информацией и принятия решений |
Временные рамки |
Установите общий рабочий режим, во время которого можно звонить и писать любому участнику команды и ожидать оперативный ответ |
Наглядное представление |
Используйте больше прозрачности в задачах и графике работы, чтобы члены команды могли реально оценить свой вклад в работу
|
Встречи |
Устраивайте еженедельные расширенные общекомандные встречи по основным рабочим вопросам |
Грамотный организатор |
У каждой встречи должен быть ведущий, который будет сформировать резюме: когда было собрание, кто участвовал, какие вопросы подняты, какие решения приняты |
Митапы |
Организовывайте короткие встречи по требованиям |
Взаимопомощь
|
Помните, что каждый человек в команде имеет право получить помощь и должен знать, что ему ее окажут |
При переходе на КДР приходится не только осваивать новые навыки и умения, но и отказываться от некоторых старых, что требует времени.
Поэтому главное не забывать, что каждому участнику КДР, как молодому, так и со стажем необходимо время, чтобы достигнуть уровня своей обычной продуктивности.
Список литературы
- Варванина, Ю. В. Управление командой проекта в дистанционном формате / Ю. В. Варванина. - Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 19 (309). — С. 197-200. — URL: https://moluch.ru/archive/309/69742/ (дата обращения: 11.05.2023).
- Опыт: как работать дистанционно и оставаться при этом командой. URL: https://vc.ru/hr/113081-opyt-kak-rabotat-distancionno-i-ostavatsya-pri-etom-komandoy (дата обращения: 11.05.2023).
- Эффективное дистанционное взаимодействие. URL: https://wardhowell.com/upload/iblock/1d0/Effective%20collaborationWH.pdf (дата обращения: 11.05.2023).