Правовая основа реформирования уголовно-исполнительной системы. Основные этапы реформирования УИС ФСИН России.

Правовая основа реформирования уголовно-исполнительной системы. Основные этапы реформирования УИС ФСИН России.

Авторы публикации

Рубрика

Уголовное право

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 17 (115), Май ‘23

Дата публикации 07.05.2023

Поделиться

Статья представляет обзор и анализ основных этапов реформирования Уголовно-исполнительной системы (УИС) Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) России. В статье рассматриваются нормативные акты, законы и конституционные поправки, лежащие в основе реформирования, а также изменения в уголовно-исполнительном законодательстве и их влияние на систему исполнения наказания. Особое внимание уделяется международным стандартам и практикам, оказывающим влияние на реформирование УИС. В заключении подводятся итоги и указываются перспективы реформирования, включая усиление профессионального развития сотрудников, укрепление прав и гарантий осужденных, совершенствование условий содержания, использование современных технологий и развитие международного сотрудничества.

Уголовно-исполнительная система (УИС) имеет огромное значение для общества и поддержания правопорядка. Она выполняет ряд важных функций, включая исполнение наказаний, предотвращение рецидива преступлений и реабилитацию осужденных лиц.

УИС обеспечивает справедливость, исполняя приговоры суда и приводя преступников к ответственности за их деяния. Она также способствует восстановлению доверия в правосудие и поддерживает правопорядок в обществе.

Реформирование УИС необходимо для обеспечения более эффективного исполнения наказаний, успешной реабилитации осужденных и снижения риска повторного совершения преступлений. Это способствует созданию безопасной среды и поддержанию правопорядка в обществе.

Основой для реформирования уголовно-исполнительной системы (УИС) являются нормативные акты, законы и конституционные поправки, которые определяют правовые основы функционирования системы исполнения наказания. В России некоторые из основных нормативных актов, влияющих на реформирование УИС, включают:

  1. Конституция Российской Федерации - определяет основные принципы правосудия и права осужденных лиц, которые должны быть соблюдены при реформировании УИС.
  2. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации (УИК РФ) - основной закон, регулирующий исполнение наказаний и функционирование УИС.
  3. Закон РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» - закон определяет основы деятельности учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы и составляющих единую уголовно-исполнительную систему. [1, с. 8-9]

В России также происходили изменения в уголовно-исполнительном законодательстве, оказывающие влияние на систему исполнения наказания. Некоторые конкретные примеры включают:

  1. Введение альтернативных мер уголовного наказания: В 2017 году в России были внесены изменения в Уголовно-исполнительный кодекс, предусматривающие возможность применения условного осуждения для определенных категорий преступлений. Это позволяет судам применять меры, не связанные с лишением свободы, такие как исправительные работы или общественно полезные работы. Такие изменения способствуют более гибкому применению наказания, особенно в случаях, когда лишение свободы не является необходимым.
  2. Укрепление прав осужденных: В 2018 году были внесены изменения в Уголовно-исполнительный кодекс, которые направлены на укрепление прав осужденных. В частности, было предусмотрено право на личные вещи и письма, установлены ограничения на применение принудительных мер в отношении осужденных и повышены стандарты условий содержания в исправительных учреждениях. Эти изменения способствуют защите достоинства осужденных и обеспечению их базовых прав.
  3. Развитие альтернативных мер уголовного преследования: В России были предприняты шаги по развитию альтернативных мер уголовного преследования. Например, введение института досудебного соглашения о сотрудничестве, который предусматривает возможность применения меры условного осуждения и других альтернативных санкций при сотрудничестве с следствием в расследовании преступления. Это позволяет сократить нагрузку на суды и исправительные учреждения, а также способствует более ранней реабилитации осужденных. [3, с. 215-216]

Анализ этих изменений позволяет сделать вывод о постоянном развитии и совершенствовании уголовно-исполнительного законодательства в России с целью создания более эффективной, справедливой и гуманной системы исполнения наказания.

Международные стандарты и практики также оказывают влияние на реформирование УИС. Они включают в себя документы, такие как:

  • Стандартные минимальные правила Организации Объединенных Наций по обращению с заключенными («Минимальные стандарты ООН»);
  • Европейская конвенция по правам человека и другие международные документы, касающиеся прав человека и обращения с заключенными.

Россия, как член Организации Объединенных Наций и других международных организаций, придерживается обязательств по соблюдению международных стандартов в сфере исполнения наказания. Это включает обязательства по предотвращению пыток и жестокого обращения, обеспечению адекватных условий содержания и реабилитационных программ для осужденных.

В связи с этим, реформирование УИС в России также направлено на совершенствование системы в соответствии с международными стандартами и практиками. Реформы должны учитывать принципы правового государства, справедливости, человеческого достоинства и ресоциализации осужденных.

Основной целью реформирования УИС в соответствии с международными стандартами является создание системы, которая будет эффективно исполнять наказания, обеспечивать безопасность общества, защищать права и достоинство осужденных лиц и способствовать их реабилитации и успешному возвращению в общество после отбытия наказания. [2, с. 96-98]

Рассмотрим основные этапы реформирования УИС ФСИН России.

Реформирование уголовно-исполнительной системы (УИС) Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) России прошло несколько основных этапов. Вот краткий обзор основных этапов реформирования УИС ФСИН России:

  1. 2009-2010 годы: В этот период была начата первая важная фаза реформирования УИС. Одной из ключевых мер было создание Федеральной службы исполнения наказаний, объединившей исправительные учреждения и учреждения приводнения в исполнение уголовного наказания. Это позволило сформировать единую структуру и управление системой исполнения наказания.
  2. 2011-2012 годы: В этот период было усилено внимание к правам и гарантиям осужденных. Были приняты изменения в уголовно-исполнительное законодательство, направленные на обеспечение более гуманного содержания осужденных, улучшение условий их содержания и обеспечение доступа к необходимым услугам, таким как медицинская помощь и образование.
  3. 2013-2014 годы: В этот период была проведена реорганизация системы исполнения наказания. Были созданы территориальные подразделения ФСИН, что позволило более эффективно координировать работу исправительных учреждений на региональном уровне. Также было обновлено законодательство, урегулировавшее правовой статус исправительных учреждений и их функции.
  4. 2016-2018 годы: В этот период было уделено внимание модернизации инфраструктуры и внедрению новых технологий в систему исполнения наказания. Прошла модернизация и реконструкция ряда исправительных учреждений, внедрение систем видеонаблюдения и других технических средств контроля и безопасности. Также были предприняты шаги по внедрению электронного контроля за осужденными.
  5. 2019-2020 годы: В этот период было усилено внимание к профессиональному развитию сотрудников системы УИС и повышению их квалификации.
  6. 2021 год и дальнейшее развитие: В более поздние годы было продолжено реформирование УИС ФСИН России с целью повышения эффективности системы исполнения наказания. Внедрение информационных технологий и цифровизация стали одним из ключевых направлений развития. Введение электронного документооборота, электронного учета и мониторинга осужденных, а также развитие электронных платформ для обратной связи с осужденными и их близкими стали важными шагами в этом направлении.

Основные этапы реформирования Уголовно-исполнительной системы (УИС) Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) России прошли через ряд проблем:

  1. Перенаселение исправительных учреждений: В России существовала проблема перенаселения исправительных учреждений, что негативно влияло на условия содержания осужденных и эффективность системы исполнения наказания.
  2. Коррупция и нарушения прав осужденных: Были выявлены случаи коррупции среди сотрудников системы УИС, а также нарушения прав осужденных, включая произвол и насилие со стороны некоторых сотрудников.
  3. Отсутствие реабилитационных программ: УИС сталкивалась с проблемой отсутствия достаточных реабилитационных программ для осужденных, что затрудняло их успешную реинтеграцию в общество после отбытия наказания. [5]

Рассмотрим перспективы реформирования УИС ФСИН России:

  • Развитие электронного контроля: Внедрение систем электронного контроля за осужденными является одной из перспектив развития системы исполнения наказания. Это включает использование электронных браслетов, видеонаблюдение, системы распознавания лиц и другие технологии, которые позволяют более точно контролировать перемещение и поведение осужденных, снижая риски и улучшая безопасность.
  • Совершенствование условий содержания: Перспективы также связаны с совершенствованием условий содержания осужденных в исправительных учреждениях. Большое внимание уделяется обновлению инфраструктуры, реконструкции и модернизации учреждений, чтобы обеспечить достойные и безопасные условия для осужденных.
  • Укрепление прав и гарантий осужденных: Перспективы реформирования УИС ФСИН России также связаны с укреплением прав и гарантий осужденных. Важно продолжить работу по защите и соблюдению прав осужденных, включая борьбу с нарушениями и обеспечение доступа к юридической помощи.
  • Вовлечение общественности: Важной перспективой реформирования УИС ФСИН России является укрепление роли общественности в системе исполнения наказания. Это может включать участие общественных наблюдателей, создание советов и комиссий по контролю за условиями содержания и обеспечением прав осужденных, а также развитие партнерства с некоммерческими организациями и гражданским обществом. [4, с. 13-15]

В заключении, реформирование Уголовно-исполнительной системы (УИС) Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) России прошло через несколько этапов, включая усиление внимания к профессиональному развитию сотрудников, решение проблем, связанных с перенаселением и коррупцией, и развитие реабилитационных программ. Перспективы реформирования включают развитие электронного контроля, укрепление прав и гарантий осужденных, усовершенствование условий содержания, повышение профессионализма сотрудников, развитие международного сотрудничества и использование современных технологий. В целом, реформирование УИС ФСИН России направлено на улучшение системы исполнения наказания, обеспечение безопасности и защиты прав осужденных, а также на подготовку их к успешной реинтеграции в общество.

Список литературы

  1. Вдовина, М. В. Организационно-правовые основы деятельности ФСИН России / М. В. Вдовина. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 44 (386). — С. 96-98. — URL: https://moluch.ru/archive/386/84906/ (дата обращения: 03.05.2023).
  2. Бажанов, Сергей Андреевич. Правовое регулирование оперативно-розыскной деятельности в уголовно-исполнительной системе России: автореферат дис. ... кандидата юридических наук: 12.00.09 / Бажанов Сергей Андреевич; [Место защиты: Науч.-исслед. ин-т Федер. службы исполнения наказаний]. - Москва, 2007. - 26 с.
  3. Анискина Н. В. Государственная служба в уголовно-исполнительной системе / под ред. О. В. Дербиной. — Вологда: ВИПЭ ФСИН России, 2018. — 309 с.
  4. Бажанов, С. А. Новые подходы к реформированию уголовно-исполнительной системы в Российской Федерации / С. А. Бажанов // Вопросы современной науки и практики. – 2021. – № 2(5). – С. 13-15. – EDN QSBKWY.
  5. Шамсунов Салих Хабибович. Реформирование уголовно-исполнительной системы России: проблемы, тенденции и перспективы // Человек: преступление и наказание. 2016. №3 (94). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/reformirovanie-ugolovno-ispolnitelnoy-sistemy-rossii-problemy-tendentsii-i-perspektivy (дата обращения: 03.05.2023).
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 4 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary