Российская экономика в 2022 году столкнулась с беспрецедентным давлением со стороны ряда стран, включая санкции и ограничения в отношении целого ряда отраслей, а также отказ многих крупных международных компаний продолжать бизнес в России. При этом различные секторы российской экономики оказались по-разному готовы к новой реальности, а поскольку сохраняется угроза реализации новых пакетов санкций в отношении РФ, резистентность отраслей экономики может измениться под влиянием возникающих обстоятельств.
Анализ нефтегазового сектора в России в санкционное время является актуальным по ряду причин. Во-первых, нефтегазовый сектор является одной из ключевых отраслей экономики России и важной составляющей ее экспорта. Нефть и газ составляют более 60% экспорта России, что определяет значимость этой отрасли для национальной экономики. Во-вторых, Россия является одним из крупнейших производителей нефти и газа в мире, и эта отрасль имеет огромный потенциал для развития и модернизации. В-третьих, санкции и ограничения, наложенные на Россию, повлияли на экономические условия и требования к нефтегазовому сектору. Следовательно, изучение этой отрасли в контексте санкций позволит оценить новые вызовы и возможности для ее развития.
Подчеркнем, что ужесточение условий функционирования нефтегазового сектора в России началось в марте 2022 года. Изменение геополитической ситуации в мире, формирование негативного имиджа России на международной арене, а также влияние западных стран на развитие экономики страны посредством введения санкций – стали новыми реальными угрозами для экономической безопасности не только нефтегазового сектора, но и всего государства в целом.
Стоит определить, что по состоянию на апрель 2023 года, против России реализовано уже десять пакетов санкций, каждый из которых включает в себя ограничения в области импорта, экспорта, банковской деятельности и других сфер экономики. Оценивая существующие реалии функционирования нефтегазового сектора, можно выделить основные проблемы, существующие в нем. Они представлены в таблице 1.
Таблица 1
Проблемы в нефтегазовом секторе России в 2023 году [2]
Проблемы, представленные в таблице 1, могут повлиять на развитие нефтегазовой отрасли в России в 2023 году. Чтобы справиться с ними, необходимо эффективно управлять производством, улучшать технологии добычи, улучшать качество и организацию транспортировки, развивать альтернативные источники энергии и искать новые рынки сбыта.
Следует сказать, что анализ нефтегазового сектора в РФ усложнен тем, что, начиная с мая 2022 года, Россия начала засекречивать статистические данные, что затрудняет оценку полного влияния существующих ограничений на объемы экспорта российской нефти. Но доступны фрагментарные вторичные оценки, основанные на национальной статистике стран-импортеров. Эти данные показывают, что экспорт начал снижаться в середине марта, когда вступило в силу эмбарго США на импорт, и европейские покупатели начали сокращать импорт.
В то же время некоторые покупатели, особенно в Азии, увеличили закупки российских баррелей со значительными скидками. С марта 2022 года Россия перестроила логистику и перенаправила свои поставки нефти на рынки, не входящие в Организацию экономического сотрудничества и развития, подальше от ЕС, своего исторически крупнейшего потребителя.
В современных реалиях российская нефть продается со значительными скидками, что делает ее привлекательной для покупателей в Азиатско-Тихоокеанском регионе, которые не ограничены западными ограничениями. Несмотря на падение на два миллиона баррелей в день при поставках российской нефти и нефтепродуктов в Европу, США, Японию и Корею с начала года перенаправление потоков в Индию, Китай, Турцию и другие страны уменьшило потери от экспорта.
Согласно последнему отчету Международного энергетического агентства, к концу августа 2022 года общий объем российского экспорта нефти составил 7,6 млн баррелей в сутки, что всего на 390 000 баррелей в сутки ниже досанкционного уровня.
При этом важно отметить, что объем добычи нефти в России, по данным «ЦДУ ТЭК», в 2021 году по сравнению с 2020 годом вырос на 2,2%, до 524,5 млн тонн. А в 2022 году этот показатель увеличился на 2% относительно 2021 года, до 535,2 млн тонн [3]. Следовательно, важно определить, что контрмеры в области регулирования нефтегазового сектора в ответ на санкции были эффективно применены российскими органами власти.
Необходимо подчеркнуть, что, оценивая современные реалии, сложно предполагать дальнейшее развитие нефтегазового рынка. Однако в соответствии с прогнозами можно сформулировать основные макроэкономические показатели преодоления санкционного воздействия на российский рынок (табл. 2).
Таблица 2
Прогнозные оценки макроэкономических показателей в России в 2023 году, млрд. руб. [4]
Анализируя данные таблицы 2, можно увидеть, что многие макроэкономические показатели не только сохранили свои значения, но и увеличили. Это свидетельствует о том, что проводимые против России ограничительные меры дали возможность стране переориентировать свой вектор развития. В соответствии с государственной программой развития нефтегазовой отрасли до 2035 года [1], планируется увеличение добычи нефти до 570-590 млн тонн в год к 2024 году и добычи газа до 870-880 млрд кубических метров в год к 2030 году. Для увеличения объемов добычи нефти и газа планируется использование новых технологий и методов, а также модернизация производственной базы. В России планируется запуск новых нефтеперерабатывающих заводов, а также обновление и модернизация существующих.
Для преодоления санкционного натиска на нефтегазовый сектор, а также для дальнейшего развития данной отрасли в России важна реализация следующих мер:
1. Должны разрабатываться новые нефтяные и газовые месторождения: нефтегазовые компании должны продолжать развиваться с помощью открытия новых месторождений, чтобы обеспечить регулярный рост производства нефти и газа.
2. Использование технологических инноваций, например, добыча сланцевого газа, должны использоваться для развития более эффективных и экологически чистых методов добычи.
3. Разработка экспортных рынков: нефтегазовые компании должны расширять свой экспорт сырья на мировых рынках, включая страны Азии. Также необходимо учитывать возможность использования инфраструктуры Газопровода «Сила Сибири» с целью развития экспорта в Китай.
4.Компании должны рассматривать возможность для диверсификации своей деятельностей. Например, заниматься производством нефтепродуктов или региональной генерации энергии.
5. Должна обеспечиваться экологическая устойчивость: компании должны уделять больше внимания экологии и выделять обеспечение экологической устойчивости в своей деятельности как приоритетное направление развития. Также необходимо продвигать развитие технологий производства инновационных экологически чистых видов топлива.
6. Важно развивать сотрудничество с международными нефтегазовыми компаниями, которые находятся в странах, не вводивших санкции против России, для обмена опытом и использования новых технологий.
7. Развитие газохимической отрасли в России является одним из приоритетных направлений. Для этого нужно создавать новые производства для производства новых видов полимеров, а также реализовывать проекты крупных газохимических заводов. Данное направление будет усиливать положение России в мировом нефтегазовом секторе, и обеспечивать экономическую безопасность страны.
8. Одним из основных направлений развития нефтегазовых компаний является укрепление их финансовой устойчивости. Это может быть достигнуто путем минимизации затрат, улучшения потока денежных средств и диверсификации инвестиционного портфеля.
Таким образом, нефтегазовый сектор продолжает оставаться ключевой отраслью российской экономики и играть важную роль в экспорте и производстве. Однако, вызовы, с которыми он сталкивается, требуют нетрадиционных подходов к его развитию. Россия должна развиваться в направлениях, которые уменьшают зависимость от нефтегазовых доходов и увеличивают диверсификацию экономики.
Список литературы
- Распоряжение Правительства РФ от 09.06.2020 №1523-р «Об утверждении Энергетической стратегии Российской Федерации на период до 2035 года» // Собрание законодательства Российской Федерации, N 24, 15.06.2020, ст.3847.
- Галамага Н.В., Стародубова Н.Н. Современные проблемы предприятий нефтегазовой отрасли РФ // Вестник науки. – 2023. – №2 (59). – C. 24-29.
- Нефтегаз в России в 2023 году // ЦДУ ТЭК [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.cdu.ru/tek_russia/issue/2023/2/1118/ (дата обращения: 07.04.2023)
- Полевой Д. Взгляд в 2023-й: на нефтяном и бюджетном распутье. Санкции, нефтяное эмбарго и ценовой потолок. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.finam.ru/publications/item/vzglyad-v-2023-y-na-neftyanom-i-byudzhetnom-raspute-20230212-1200/ (дата обращения: 07.04.2023)