Влияние электросветотехнического оборудования на безопасность полетов

Влияние электросветотехнического оборудования на безопасность полетов

Авторы публикации

Рубрика

Электротехника

Просмотры

9

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 16 (114), Май ‘23

Дата публикации 30.04.2023

Поделиться

Электросветотехническое оборудование играет важную роль в обеспечении безопасности полетов. Оно обеспечивает взлетно-посадочные полосы и окружающую их территорию необходимым освещением и оборудованием, контролирует движение воздушных судов на маневровых зонах и зоны безопасности, обеспечивает правильную работу радионавигационных средств и связи, а также контролирует своевременную подачу электричества на все системы, необходимые для полетов.Кроме того, электросветотехническое оборудование имеет важное значение для обеспечения безопасности летных операций в ночное время и в условиях плохой видимости. Это позволяет пилотам получать необходимую информацию о местонахождении и движении воздушных судов, а также о состоянии окружающих объектов и препятствий.Важно отметить, что оборудование должно быть поддерживаемым и правильно настроенным, чтобы гарантировать надежную работу и предотвращать аварии. Правильное использование и обслуживание электросветотехнического оборудования является ключевым фактором для обеспечения безопасности полетов.

Введение

Воздушный транспорт является одним из самых безопасных видов транспорта, однако для поддержания этой безопасности необходимо использовать современное электросветотехническое оборудование. Этот тип оборудования не только обеспечивает работу основных систем самолета, но также играет ключевую роль в обеспечении безопасности полетов. Оборудование датчиков, приборов, систем связи, навигации и автоматического управления являются чрезвычайно важными элементами, которые обеспечивают точность навигации и контроль за полетом.

Практически до настоящего времени в Российской Федерации, в управлении безопасности полетов использовался, а на некоторых аэродромах и до сих пор используется, традиционный подход в обеспечении безопасности полетов, который предусматривает ретроактивное реагирование, при котором усилия сосредотачиваются на соблюдении минимальных стандартов. Сейчас поддержание уровня безопасности полетов с использованием данного подхода все еще актуально при проектировании инженерных систем аэропортов и аэродромов, но и улучшать данный уровень становится затруднительным. Поэтому необходимо переходить от реагирования на события и инциденты на выявление новых факторов риска и сведения их к минимуму до возникновения. Основной целью данной работы является процесс выявления нового источника опасности для безопасности полетов и оценка аспектов безопасности и факторов риска.

Одним из таких источников, который может существенно повлиять на уровень безопасности полетов, является аэропортовая деятельность по электросветотехническому обеспечению полетов.

Основная часть

Электросветотехническое оборудование является важным элементом обеспечения безопасности полетов. Оно включает в себя различные виды сигнальных устройств, включая маяки и фонари, которые помогают пилотам ориентироваться на аэродроме в темное время суток или при низкой видимости. Кроме того, такое оборудование используется для обозначения зон на аэродроме, включая зоны полетов, стоянки и другие опасные участки. Основными проблемами при осуществлении деятельности по электросветотехническому оборудованию являются:

  1. Сложность обслуживания и ремонта.  На некоторых аэродромах большая часть электрооборудования не менялась с момента постройки аэродрома и ввода оборудования в эксплуатацию. Электротехническое оборудование, используемое в авиации, имеет высокую степень сложности и требует специальных знаний и навыков для обслуживания и ремонта. Для этого нужно иметь большое количество сотрудников оперативно-ремонтного персонала. Ошибки при обслуживании и ремонте могут привести к серьезным последствиям, включая аварии.
  2. Сложность оборудования. Электросветотехническое оборудование может быть очень сложным и требовать высокой квалификации и опыта для его установки, настройки и обслуживания.
  3. Высокие требования к надежности. Электротехническое оборудование, используемое в авиации, должно быть надежным, чтобы обеспечивать безопасность пассажиров и экипажа. Даже небольшие сбои или отказы могут привести к серьезным проблемам.
  4. Сложности в обеспечении электропотребления. Авиационное оборудование потребляет большое количество энергии, что может привести к проблемам с обеспечением электропитания на низких высотах или в условиях низкой температуры.
  5. Недостаток квалифицированных специалистов. Не всегда легко найти квалифицированных специалистов, которые могут обеспечить надежную, бесперебойную работу электросветотехнического оборудования. К сожалению, все из-за малого количества учебных заведений, где осуществляется подготовка специалистов электросветотехнического обеспечения полетов.

Перечисленные выше проблемы могут привести к серьезным последствиям в процессе производства полетов, поскольку деятельность службы электросветотехнического обеспечения полетов может существенно повлиять на безопасность и регулярность полетов, за счет снижения точности захода ВС на посадку.

Средства, персонал и деятельность службы электротехнического обеспечения полетов имеют огромное влияние на безопасность и эффективность воздушных судов. Они обеспечивают работоспособность электронной и электрической систем, инструментов и оборудования, что позволяет осуществить безопасность полета. Так же, предоставляют бесперебойное и качественное снабжение электрической энергией аэропортовых служб организации полетов.

Средства службы электротехнического обеспечения полетов включают в себя оборудование для диагностики и ремонта электронных и электрических систем, принадлежности для проведения испытаний электрических систем и электронных приборов и т.д.

Персонал службы электротехнического обеспечения полетов включает в себя инженеров, техников и других специалистов, которые работают над обслуживанием, ремонтом и техническим обеспечением электронной и электрической системы воздушных судов.

Деятельность службы электротехнического обеспечения полетов включает профилактические работы, испытания электрических и электронных систем, сигнальных устройств, включая маяки и фонари, ремонт и замену оборудования, анализ причин неисправностей и т.д.

Но даже все это, не может полностью обеспечить бесперебойное обеспечение электроснабжения. Если при внешнем отказе электроснабжения, на объектах не установлены резервные источники электроэнергии, например, такие как резервные дизель-генераторные установки, то вовремя, когда случиться перебой, это может повлечь за собой снижение точности захода на посадку и отобразиться на психофизическое состояние экипажа ВС в момент принятия решения. Но, размещение резервных дизель-генераторных установок не может устранять полностью перерыв в электроснабжении, а лишь снижает интервал времени, когда потребитель не получает необходимую электроэнергию для выполнения своих функций.

Некоторые из достаточно опасных факторов риска, полученными из опыта эксплуатации, являются следующие отказы средств электросветотехнического оборудования:

  • отказ подсистем огней ВПП;
  • отказ системы дистанционного управления светосигнальным оборудованием ВПП;
  • отказ системы внешнего электроснабжения;
  • отказ системы резервного электроснабжения.

Для каждого типа аэродрома влияние наземного электротехнического оборудования на безопасность полетов достаточно важно, потому что светосигнальное оборудование является основным визуальным средством на конечном этапе захода на посадку. Поэтому все наземные средства должны проверяться и работать со стопроцентной надежностью, чтобы экипаж ВС мог верно оценивать положение ВС относительно ВПП.

Вывод

Основными факторами риска для безопасности полетов гражданской авиации, связанных со средствами и деятельностью службы электротехнического обеспечения полетов, являются: отказ подсистемы огней ВПП, отказ внешнего электроснабжения, отказ дистанционного управления светосигнальным оборудованием аэродрома, отказ резервного источника электроснабжения.

При отсутствии электросветотехнического оборудования возможны различные ситуации, которые могут привести к аварии или катастрофе. Например, неправильное освещение или неисправность световых сигналов могут привести к тому, что пилот не увидит или неправильно интерпретирует сигналы, что приведет к ошибке в управлении воздушным судном. Поэтому, регулярный контроль, обслуживание, правильное проектирование, установка, обслуживание и контроль этих систем являются ключевыми мерами для обеспечения безопасности полетов и защиты пассажиров и персонала воздушного судна.

Таким образом, электросветотехническое оборудование имеет важную роль в влиянии на безопасности полетов.

Список литературы

  1. Руководство по электросветотехническому обеспечению полетов в Гражданской авиации РФ (РУЭСТОП ГА 95). Министерство транспорта Российской федерации. Введено в действие 01.01.96 приказом департамента воздушного транспорта от 09.03.95. – Изд. Триада. ЛТД, 1995. – 95 с.
  2. Никулин, Н.Ф. Подготовка персонала управления безопасностью / Н.Ф. Никулин, Г.А. Волков // Журнал Ассоциации «Аэропорт» ГА. – 2009. – №1. – С. 6–9
  3. Байнетов, С. О государственной политике в обеспечении безопасности полетов / С. Байнетов
  4. https://cyberleninka.ru/article/n/elektrosvetotehnicheskoe-obespechenie-bezopasnosti-poletov-grazhdanskoy-aviatsii
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее