РАЗВИТИЕ ПРАВОВОГО ИНСТИТУТА КОРПОРАТИВНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАЗВИТИЕ ПРАВОВОГО ИНСТИТУТА КОРПОРАТИВНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Авторы публикации

Рубрика

Право

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 16 (114), Май ‘23

Дата публикации 28.04.2023

Поделиться

Институт корпоративного регулирования в Российской Федерации начал активно развиваться с 1991 г. В это время начали появляться новые законодательные и иные нормативные правовые акты корпоративного регулирования, которые имеют важное значение и в наше время.

Активное развитие предпринимательской и корпоративной деятельности в Российской Федерации поспособствовало развитию института корпоративного регулирования. На сегодняшний день в нашей стране сформирована большая законодательная база, регулирующая правовой институт корпоративного регулирования, которую составляют, прежде всего, федеральные законы: «Об акционерных обществах», «Об обществах с ограниченной ответственностью», «О некоммерческих организациях», «О государственной регистрации юридических лиц» и др.

Первой предпосылкой формирования в России корпоративного права как обособленной группы правовых норм явилась принципиально новая роль Российского государства в экономике, которую можно выразить следующей формулой: «государство — право — экономика» [2].

Современная система института корпоративного регулирования начинается с конца 1994 г. Именно в это время был принят новый Гражданский кодекс (далее ГК РФ). В обновленном гражданском законодательстве были структурированы виды организационно-правовых форм юридических лиц, были установлены отношения собственности, предприятие было признано не субъектом, а объектом гражданских прав.

Развитие и формирование объединений и организаций начинается только с 1991 г. после распада СССР в рамках законодательства о приватизации. В этот же период времени все межотраслевые союзы, ассоциации, концерны, корпорации, холдинги и другие объединения предприятий активно трансформируются в товарищества или акционерные общества с одновременным определением размеров вкладов предприятий-участников (учредителей) в их уставный капитал.

К концу ХХ в. Россия пришла к периоду мощной трансформации. Разгосударствление экономики, интенсивный рост организационно-правовых форм субъектов хозяйственной (экономической) деятельности и появление частной собственности привели к либерализации института корпоративного регулирования.

Во время процесса трансформации отношений частной собственности возникает создание не являющихся только лишь государственными юридических лиц. Они составили основу всех преобразований в частноправовой сфере отношений.

В результате, в середине 1990-х годов были приняты основные нормативные правовые акты, в том числе, вышеупомянутые федеральные законы.

Гражданский кодекс РФ является основополагающим нормативным правовым актом в области корпоративного регулирования. Структурированная система всех видов организационно-правовых форм юрлиц была упорядочена и разграничена именно в модифицированном ГК РФ (2014 г.), получившем в научной литературе негласное название экономической конституции России. Вся общая информация определена именно в действующем ГК РФ, а детализированные положения об институте корпоративного регулирования содержатся в отдельных, специальных федеральных законах об организационно-правовых формах юридических лиц.

Само понятие «корпорация» [1] было введено только после внесения правок в ГК РФ в 2014 г. Впервые деление юрлиц на корпоративные и унитарные было введено после реформы гражданского законодательства, прошедшего в том же 2014 г. В соответствии со ст. 65.1 ГК РФ корпорациями в России признаются: хозяйственные товарищества и общества, крестьянские (фермерские) хозяйства, хозяйственные партнерства, производственные и потребительские кооперативы, общественные организации, общественные движения, ассоциации (союзы), нотариальные палаты, товарищества собственников недвижимости, казачьи общества, внесенные в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, а также общины коренных малочисленных народов Российской Федерации. До принятия федерального закона от 05.05.2014 № 99 «О внесении изменений в главу 4 Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» официальное определение корпорации в российском законодательстве отсутствовало.

Преобразования отечественного гражданского законодательства определили место корпоративных правоотношений применительно к их отраслевой принадлежности, создав необходимость приведения в соответствие с обновленным законодательством в области гражданского права целого ряда отраслевых специальных законов, регулирующих правовой статус отдельных видов юрлиц. Благодаря вышеупомянутой реформе гражданского законодательства, многие пробелы в области корпоративного регулирования были преимущественно устранены. В целом, эта задача была решена, но еще существуют множественные пробелы и противоречия в правовом регулировании, что является долгосрочной задачей по совершенствования законодательного регулирования в исследуемой сфере отношений.

Помимо нормативных (например, федеральные законы) и ненормативных (например, ненормативные, персонифицированные указы Президента РФ) правовых актов в сфере корпоративного управления, определенной спецификой обладают локальные нормативные акты корпоративного права, в которых непосредственно закрепляется воля участников соответствующего корпоративного объединения. Они обязательны для применения и распространяются только на участников корпорации, например, устав, кодекс корпоративного поведения и др. Также к источникам корпоративного права относятся обычаи и традиции. Они специально не закреплены в каком-либо документе, но сложились в повседневной деятельности участников корпораций.

Правовой институт корпоративного регулирования является многоуровневым, включает в себя различные по своей правовой природе нормы. Первое, что можно отнести к правовой природе норм правового института корпоративного регулирования - это государственно-правовые императивные нормы, закрепляющие единственный безальтернативный вариант поведения субъекта корпоративного права. Второе - это государственно-правовые диспозитивные нормы, предоставляющие возможность субъектам корпоративного права урегулировать определенное правоотношение по своему усмотрению. И, третье, - это корпоративные нормы, не основанные на государственном велении, которые создают члены корпоративной организации [4]. Они устанавливают меру дозволенного поведения участников корпорации на основе согласования их воли, к таковым относятся корпоративные обычаи, традиции и прочее.

Таким образом, правовой статус участника корпоративного объединения закрепляется как в государственно-правовых нормах, являющихся нормативными правовыми актами, в которых отражена воля государства, так и корпоративных нормах частноправового характера, выражающих волю их участников.

Для существования правового института корпоративного регулирования постоянно необходимо развитие и совершенствование законодательной базы, равно как и повышение уровня развития общества, потому как процессы глобализации и изменений в обществе придают мощный импульс для стимулирования развития в области корпоративного законодательства.

Развитие правового института корпоративного регулирования в обновленной России, однозначно, не стоит на месте, и мы можем видеть результаты его развития. Законодательная база обновляется на регулярной основе, прежде всего посредством внесения поправок в уже существующие акты правового регулирования, а также путем издания новых нормативных правовых актов. Одновременно продолжает пополняться, увеличиваясь в объемах, судебная практика в области корпоративного регулирования.

Так называемая «корпоративизация» [3] юрлиц является неизбежным правовым и экономическим следствием проявления процесса глобализации, увеличения, как количества самих крупных корпораций, так и их капиталов. Следовательно, для устранения всех необходимых пробелов в законодательстве в сфере корпоративного регулирования, особенно актуальным является проработка и восполнение существующих пробелов корпоративного законодательства Российской Федерации, существующих на сегодняшний день.

В современных условиях развития России продолжается процесс развития общественных объединений, развитие законодательного регулирования некоммерческого сектора. Одна из основных задач – это повышение значимости общественных формирований в социально-экономической и общественно политической жизни страны.

Список литературы

  1. Белых В.С. Правовое регулирование предпринимательской деятельности в России: Монография. — М., 2009. — С. 23.
  2. Быстров Г.Е. Актуальные проблемы развития законодательства о кооперации в России и зарубежных странах // Аграрное и земельное право. — 2010. — № 6. — С. 4.
  3. Гутников О.В. Современное корпоративное право: актуальные проблемы теории и практики: Монография. – Москва: Статут, 2021 – с. 12.
  4. Долинская В.В. Акционерное право: основные положения и тенденции: Монография. — М., 2006. — С. 86.
  5. Шиткина И.С. Корпоративное право: учебный курс. — Москва: Статут, 2019. — С. 47.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 4 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary