Эмпирическое исследование проводилось на базе КГБОУ «Барнаульская общеобразовательная школа-интернат №3», а также на базе КГБОУ «Барнаульская общеобразовательная школа-интернат №5».
Для достижения цели опытно-экспериментальной работы был определен состав экспериментальной и контрольной группы, в которую вошли, во-первых, дети 1 класса, в количестве 10 человек в экспериментальной группе и 9 человек в контрольной группе, имеющие заключение психолого-медико-педагогической комиссии «Адаптированная основная общеобразовательная программа для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1». Во-вторых, в состав экспериментальной и контрольной группы вошли родители этих детей в количестве 10 человек в экспериментальной группе и 9 человек в контрольной группе. В исследовании принимали участие те члены семьи, которые в большей степени принимали участие во взаимодействии со специалистами и брали на себя ответственность за контроль и обучение ребёнка в семье [2]. В-третьих, в опытно-экспериментальной работе принимали участие специалисты данных образовательных учреждений, участвующих в процессе логопедического сопровождения. В экспериментальную и контрольную группу вошли специалисты образовательного учреждения, в составе: классный руководитель, учитель – логопед, педагог-психолог и учитель по физической культуре.
Экспериментальное исследование включало:
1) изучение медицинской, психолого-педагогической и логопедической документации детей, с целью анализа речевых нарушений детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью данных образовательных учреждений и обобщения данных по виду речевых нарушений у детей, а также наличие организации и реализации логопедического сопровождения семей обеих групп;
2) анкетирование учителя – логопеда. Цель – оценивание профессиональных знаний, умений и навыков в части реализации логопедического сопровождения семей, а также применение различных методов, приемов и средств в данном направлении;
3) анкетирование родителей, с целью выявления уровня коррекционно-педагогической компетентности родителей [1];
4) анкетирование специалистов образовательного учреждения. Цель – оценивание профессиональных знаний, умений и навыков, а также наличия взаимодействия с учителем – логопедом в части реализации логопедического сопровождения семей.
В результате реализации всего диагностического комплекса мы располагали следующими данными:
1) при изучении медицинской, психолого-педагогической и логопедической документации детей, установили наличие логопедического сопровождения семей в данных образовательных учреждениях; все дети экспериментальной и контрольной группы имеют логопедическое заключение: системное нарушение речи: 8 детей тяжёлой степени, 2 – средней степени в экспериментальной группе и 7 детей тяжёлой степени, 3 – средней степени в контрольной группе;
2) в результате анкетирования учителя – логопеда была выявлена недостаточность профессиональных знаний, умений и навыков в части реализации логопедического сопровождения семей в контрольной группе и высокий уровень показал учитель-логопед в экспериментальной группе; в применении различных методов, приемов и средств при организации и реализации логопедического сопровождения родителей, оба учителя-логопеда показали недостаточный уровень;
3) в результате анкетирования родителей в контрольной группе из 9 родителей 6 имеют низкий уровень коррекционно–педагогической компетенции, 3 - средний уровень; в экспериментальной группе из 10 родителей 5 родителей имеют низкий уровень, 4 родителя – средний уровень и 1 родитель – высокий уровень коррекционно – педагогической компетенции;
4) анкетирование специалистов показало, что не все специалисты осуществляют взаимодействие с учителем-логопедом, а также родителями (законными представителями) для осуществления логопедического сопровождения.
На основании полученных данных была разработана Программа логопедического сопровождения семей, воспитывающих детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью.
Цель программы: повышение уровня коррекционно-педагогической компетентности родителей, воспитывающих детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью для эффективности коррекции речевых нарушений детей; оптимизация и коррекция процесса взаимодействия специалистов образовательного учреждения при организации логопедического сопровождения семей.
Этапы реализации программы:
1. Подготовительный (диагностический) этап (сентябрь).
- ознакомительная работа с родителями (индивидуальные беседы, анкетирование);
- сбор анамнестических сведений о ребенке (педагогический мониторинг речевого развития обучающихся, беседы и индивидуальное консультирование родителей);
- всестороннее обследование речи ребенка;
- перспективное планирование работы с детьми, родителями и педагогами на учебный год (составление перспективного плана коррекционно-развивающей работы).
2. Основной (октябрь - апрель).
- реализация запланированных мероприятий.
3. Заключительный (май)
- Итоговая диагностика семей принимавших участие в программе (анкетирование родителей).
- Определение эффективности выбранных форм.
- Итоговое анкетирование специалистов образовательного учреждения, принимавших участие в реализации данной программы.
- Обследование детей учителем – логопедом, мониторинг речевого развития, проведение заседания ПМПк КГБОУ «Барнаульская общеобразовательная школа-интернат №3».
- Ознакомление родителей (законных представителей) с коллегиальными заключениями консилиума.
- Анализ качества взаимодействия учителя-логопеда, родителей (законных представителей), педагогов и детей [3].
Программа состоит из трех блоков:
I блок. Работа с детьми
Цель: создание условий, способствующих выявлению и преодолению нарушений речевого развития, а также дальнейшему развитию устной и письменной речи, совершенствованию коммуникации обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) для успешного усвоения образовательной программы.
II блок. Работа с родителями
Цель логопедической помощи семье ребенка с нарушением речи – повысить уровень родительской коррекционно-педагогической компетентности, активизировать роль родителей в воспитании и обучении, привлечь их к организованной образовательной деятельности.
III блок. Работа с педагогами
Цель: создание комплексного взаимодействия специалистов образовательного учреждения и родителей (законных представителей) с целью повышения эффективности коррекции речевых нарушений детей, а также повышения уровня профессиональных знаний, умений и навыков в части логопедического сопровождения семей [4].
Итоговый эксперимент показал положительную динамику в уровне коррекционно-педагогической компетентности родителей (законных представителей) и повышен уровень профессионального мастерства учителя-логопеда и педагогов образовательного учреждения. Также, в результате реализации Программы логопедического сопровождения семей, воспитывающих детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью было организовано взаимодействие учителя-логопеда с такими специалистами, как: учитель по физической культуре и педагог-психолог, которые ранее не принимали участие в логопедическом сопровождении семей.
Таким образом, результаты, полученные в ходе реализации Программы логопедического сопровождения семей, воспитывающих детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью, позволяют сделать вывод о том, что подобранные формы, методы работы и организованное комплексное взаимодействие специалистов образовательного учреждения с родителями (законными представителями) в данной Программе способствовало организации более эффективного логопедического сопровождения семей, воспитывающих детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью.
Список литературы
- Белопольская, Н.Л. Некоторые вопросы психолого-педагогического консультирования семей, имеющих детей с отклонениями в интеллектуальном развитии / Н.Л. Белопольская // Дефектология. — 1984. — № 5. [Электронный ресурс]http://lib.mgppu.ru/OpacUnicode/app/webroot/index.php?url=/notices/index/IdNotice:39333/Source:default (дата обращения: 2.10.2022)
- Городилова, С. А. Включение родителей в логопедическую работу по коррекции нарушений речи у детей / С. А. Городилова, Н. Н. Шешукова, Ю. В. Богинская, Л. А. Гутерман, Г. В. Карантыш // Перспективы науки и образования. - 2022. №4 (58). – с. 385-403 [Электронный ресурс] https://pnojournal.wordpress.com/2022/09/03/gorodilova-2/ (дата обращения: 2.10.2022)
- Обухова, Н. В. Семейное воспитание детей с нарушением речи: учебно-методическое пособие / Н. В. Обухова // Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург: [б. и.], 2019. – 128 с.
- Основные формы и методы работы педагога с родителями (методические рекомендации) / Департамент образования Администрации городского округа Самара Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Детско-юношеский Центр «Пилигрим». – Самара, 2015. – 19 с.