Методы спасения детей в общеобразовательных организациях монголии

Методы спасения детей в общеобразовательных организациях монголии

Статья посвящена краткому анализу пожарной опасности образовательных учреждений Монголии и способам повышения их пожарной безопасности.

Авторы публикации

Рубрика

Архитектура, дизайн, строительство

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 16 (18), июнь ‘21

Поделиться

Безопасность образовательного учреждения – это стратегической условие сохранения будущего любой страны. К сожалению, статистика пожаров в Монголии [1] не обходит стороной и эти объекты (табл.1).

Таблица 1.

Статистические данные по пожарам в образовательных учреждениях Монголии  

2015 г.

2016 г.

2017 г.

2018 г.

2019 г.

Общие данные

количество

10

8

15

17

19

ущерб, млн. тугр.

40

55

67

59

80

Погибло людей

Всего

1

0

2

4

3

Детей

0

2

0

2

1

Травмировано людей

Всего

10

2

0

1

7

Детей

3

0

0

0

2

Первое место в причинах пожаров образовательных учреждений из года в год, как в Монголии [1], так и в России [2] сохраняется за неосторожным обращением с огнем (рис.1).

Рисунок 1. Основные причины пожаров в образовательных учреждениях

Несмотря на регулярные, ежегодные попытки (плановые и внеплановые проверки, сентябрьские и майские уроки, поквартальные тренировочные эвакуации, дисциплину «Безопасность жизнедеятельности», семинары, конференции и т.д.) представителей пожарной охраны обратить внимание на значимость выполнения требований пожарной безопасности, их реализация откровенно «хромает».

Ситуация с пожарной опасностью образовательных учреждений в современных условиях усугубляется тотальной компьютеризацией учебного процесса – для этого достаточно взглянуть на основные показатели пожарной нагрузки (табл.2), которые резко изменяют скорость распространения пожара, переводя его в разряд сверхбыстрых [3, 4, 5].

Таблица 2.

Нагрузка

Qн, МДж/кг

Vл, м/с

Ψуд, кг/(м2·с)

1

Мебель+линолеум

14,0

0,0150

0,0137

2

Книги на стеллажах

14,5

0,0103

0,0110

3

Электрокабель АВВГ

25,0

0,0071

0,0244

4

Компьютер

34,8

0,0137

0,0177

Это обстоятельство заставляет задуматься о том, насколько требования пожарной безопасности учитывают такие изменения пожарной нагрузки – успеем-ли мы эвакуировать детей при возникновении пожара до наступления угрозы их жизни (наступления критических для жизни и здоровья значений опасных факторов пожара) [6, 7].

Результаты моделирования динамики опасных факторов пожара [8, 9] для 3-этажного блока начальной школы, выполненное в трех вариантах систем противодымной защиты:

- системы противодымной вентиляции с механическим побуждением для коридоров и лестничных клеток не предусмотрены;

- в поэтажных коридорах предусмотрена система вытяжной противодымной вентиляции с механическим побуждением;

- к системе вытяжной противодымной вентиляции коридоров добавлена система приточной противодымной вентиляции в лестничные клетки;

дали итог (табл.3), заставляющий задуматься не только администрацию образовательных учреждений, но и проектировщиков о необходимости пересмотра их планировочной схемы.

Таблица 3.

Этаж

N, чел

tр, мин

tнэ, мин

tск, мин

tбл, мин

Без систем ПДВ

1

Коридор 1 этажа

84

5,44

4,00

0,00

1,27

2

Коридор 2 этажа

142

5,19

4,00

0,74

4,81

3

Коридор 3 этажа

178

3,61

1,50

0,62

6,47

4

Лестничная клетка

 

5,44

 

1,50

1,99

С системой ДУ в коридорах

1

Коридор 1 этажа

84

5,44

4,00

0,00

1,35

2

Коридор 2 этажа

142

5,19

4,00

0,74

4,88

3

Коридор 3 этажа

178

3,61

1,50

0,62

6,55

4

Лестничная клетка

 

5,44

 

1,50

2,24

С системой ДУ в коридорах и приточной в ЛК

1

Коридор 1 этажа

84

5,44

4,00

0,00

1,35

2

Коридор 2 этажа

142

5,19

4,00

0,74

˃ 8,00

3

Коридор 3 этажа

178

3,61

1,50

0,62

˃ 8,00

4

Лестничная клетка

 

5,44

 

1,50

˃ 8,00

где

tр – расчетное время эвакуации, мин;

tнэ – время начала эвакуации, мин;

tск – время скопления людского потока, мин;

tбл – время блокирования путей эвакуации и эвакуационных выходов опасными факторами пожара, мин.

Помимо объективных технологических причин увеличивающих пожарную опасность образовательных учреждений, сохраняются и социальные. Например, результаты проведения учебных тренировочных эвакуаций в 4 школах Улан-Батора показал, что:

- тренировочная эвакуация проводится отдельно и по разным лестничным клеткам для учащихся начальных и старших классов, а учитывая, что в школьных зданиях, как правило, всего 2 лестничные клетки – это может привести к гибели детей в условиях реального пожара;

- в каждом отчете о тренировочной эвакуации выявлена формулировка «охранниками школы своевременно были открыты все запасные выходы», свидетельствующая о том, что нет понимания эвакуационного выхода, а также о том, что в школах есть постоянно закрытые выходы (во всех отчетах);

- новые учителя не знакомы с маршрутом следования при эвакуации своего класса.

Изменение сложившейся ситуации, по мнению авторов, возможно при выполнении следующих рекомендаций:

- необходимо увеличение учебных часов в дисциплине БЖД на культуру пожарной безопасности с отработкой практических навыков на не анонсированных учебных эвакуациях, моделях зданий и помещений, учебных занятий по разработке планов эвакуации для своего класса или этажа, светодинамическом макете плана эвакуации;

- тренировки по отработке эвакуации должны проводиться в условиях максимально приближенных к реальной обстановке, что возможно осуществить с применением генераторов дыма, вызвав интерес у учащихся к проводимому мероприятию;

- двери эвакуационных выходов должны оборудоваться системой контроля и управления доступом, а не закрываться на ключ, хранимый охраной. Такое контрольное мероприятие не представляется излишне затратным, поскольку большинство образовательных организаций на территории Монголии уже оборудованы системой АПС;

- организация дружин (отрядов, звеньев) юных пожарных, в том числе с участием младших классов во всех образовательных организациях позволит повысить интерес к обеспечению пожарной безопасности дома и в школе, а значит и культуру пожарной безопасности в целом.

Выдвинутые рекомендации позволят придать поступательное движение качеству образовательного процесса в области обеспечения пожарной безопасности и в целом повысят пожарную безопасность объекта зашиты до требований техрегламента «О требованиях пожарной безопасности» [10].

Список литературы

  1. Методика определения расчетных величин пожарного риска в зданиях, сооружениях и пожарных отсеках различных классов функциональной пожарной опасности. Приказ МЧС РФ от 30.06.2009 № 382 (ред.2015 г.) [Электронный ресурс]/ Библиотека нормативно-технической документации// Режим доступа: https://files.stroyinf.ru/Data2/1/4293828.
  2. Пособие по применению «Методики определения расчетных величин пожарного риска в зданиях, сооружениях и строениях различных классов функциональной пожарной опасности», 2-е изд., испр. и доп. М.: ВНИИПО, 2014. 226 с. [Электронный ресурс]/Законы, кодексы и нормативно-правовые акты Российской Федерации// Режим доступа: https://legalacts.ru/doc/posobie.
  3. Федеральный закон «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22.07.2008 № 123-ФЗ (ред. от 30.04.2021 № 117-ФЗ) [Электронный ресурс]/ Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_78699.
  4. Пожарная нагрузка. Справочник СИТИС СПН-1 [Электронный ресурс] Сервис публикации документов/ Режим доступа: https://dropdoc.ru/ doc/159347/pozharnaya-nagruzka.-spravochnik.
  5. Пожарная безопасность в строительстве: учебник: в 2 ч. Ч. 2: Пожарная профилактика на объектах защиты / В. М. Ройтман, Д. А. Самошин, С. В. Томин и др.; под общ. ред. Б. Б. Серкова. – М.: Академия ГПС МЧС России, 2016. – 480 с.
  6. Грачев В. Ю. Обзор гибкого нормирования в строительстве [Электронный ресурс] Строительные Информационные Технологии и Системы/ Режим доступа: www.sitis.ru.
  7. Эвакуация и поведение людей при пожарах: учеб. пособие / Холщевников В. В., Самошин Д. А., Парфененко А. П., Кудрин И. С., Истратов Р. Н., Белосохов И. Р. – М.: Академия ГПС МЧС России, 2015. – 262 с.
  8. Кошмаров Ю.А. Прогнозирование опасных факторов пожара в помещении. Учебное пособие. – М.: Академия ГПС МВД России, 2000. 118 с.
  9. Пожарная обстановка в период с 2004 по 2016 годы: статистический сборник / под общей ред. Т. Бадрал, Д. Алтангэрэл. Улан-Батор: Институт стихийных бедствий Агентства чрезвычайных ситуаций Монголии, 2017. 88 с.
  10. Пожары и пожарная безопасность в 2019 году: Статистический сборник. Под общей редакцией Д.М. Гордиенко. - М.: ВНИИПО, 2020, - 80 с.: ил. 30.

Предоставляем бесплатную справку о публикации,  препринт статьи — сразу после оплаты.

Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary