Безопасность образовательного учреждения – это стратегической условие сохранения будущего любой страны. К сожалению, статистика пожаров в Монголии [1] не обходит стороной и эти объекты (табл.1).
Таблица 1.
Статистические данные по пожарам в образовательных учреждениях Монголии |
2015 г. |
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
2019 г. |
|
Общие данные |
количество |
10 |
8 |
15 |
17 |
19 |
ущерб, млн. тугр. |
40 |
55 |
67 |
59 |
80 |
|
Погибло людей |
Всего |
1 |
0 |
2 |
4 |
3 |
Детей |
0 |
2 |
0 |
2 |
1 |
|
Травмировано людей |
Всего |
10 |
2 |
0 |
1 |
7 |
Детей |
3 |
0 |
0 |
0 |
2 |
Первое место в причинах пожаров образовательных учреждений из года в год, как в Монголии [1], так и в России [2] сохраняется за неосторожным обращением с огнем (рис.1).
Рисунок 1. Основные причины пожаров в образовательных учреждениях
Несмотря на регулярные, ежегодные попытки (плановые и внеплановые проверки, сентябрьские и майские уроки, поквартальные тренировочные эвакуации, дисциплину «Безопасность жизнедеятельности», семинары, конференции и т.д.) представителей пожарной охраны обратить внимание на значимость выполнения требований пожарной безопасности, их реализация откровенно «хромает».
Ситуация с пожарной опасностью образовательных учреждений в современных условиях усугубляется тотальной компьютеризацией учебного процесса – для этого достаточно взглянуть на основные показатели пожарной нагрузки (табл.2), которые резко изменяют скорость распространения пожара, переводя его в разряд сверхбыстрых [3, 4, 5].
Таблица 2.
№ |
Нагрузка |
Qн, МДж/кг |
Vл, м/с |
Ψуд, кг/(м2·с) |
1 |
Мебель+линолеум |
14,0 |
0,0150 |
0,0137 |
2 |
Книги на стеллажах |
14,5 |
0,0103 |
0,0110 |
3 |
Электрокабель АВВГ |
25,0 |
0,0071 |
0,0244 |
4 |
Компьютер |
34,8 |
0,0137 |
0,0177 |
Это обстоятельство заставляет задуматься о том, насколько требования пожарной безопасности учитывают такие изменения пожарной нагрузки – успеем-ли мы эвакуировать детей при возникновении пожара до наступления угрозы их жизни (наступления критических для жизни и здоровья значений опасных факторов пожара) [6, 7].
Результаты моделирования динамики опасных факторов пожара [8, 9] для 3-этажного блока начальной школы, выполненное в трех вариантах систем противодымной защиты:
- системы противодымной вентиляции с механическим побуждением для коридоров и лестничных клеток не предусмотрены;
- в поэтажных коридорах предусмотрена система вытяжной противодымной вентиляции с механическим побуждением;
- к системе вытяжной противодымной вентиляции коридоров добавлена система приточной противодымной вентиляции в лестничные клетки;
дали итог (табл.3), заставляющий задуматься не только администрацию образовательных учреждений, но и проектировщиков о необходимости пересмотра их планировочной схемы.
Таблица 3.
№ |
Этаж |
N, чел |
tр, мин |
tнэ, мин |
tск, мин |
tбл, мин |
Без систем ПДВ |
||||||
1 |
Коридор 1 этажа |
84 |
5,44 |
4,00 |
0,00 |
1,27 |
2 |
Коридор 2 этажа |
142 |
5,19 |
4,00 |
0,74 |
4,81 |
3 |
Коридор 3 этажа |
178 |
3,61 |
1,50 |
0,62 |
6,47 |
4 |
Лестничная клетка |
5,44 |
1,50 |
1,99 |
||
С системой ДУ в коридорах |
||||||
1 |
Коридор 1 этажа |
84 |
5,44 |
4,00 |
0,00 |
1,35 |
2 |
Коридор 2 этажа |
142 |
5,19 |
4,00 |
0,74 |
4,88 |
3 |
Коридор 3 этажа |
178 |
3,61 |
1,50 |
0,62 |
6,55 |
4 |
Лестничная клетка |
5,44 |
1,50 |
2,24 |
||
С системой ДУ в коридорах и приточной в ЛК |
||||||
1 |
Коридор 1 этажа |
84 |
5,44 |
4,00 |
0,00 |
1,35 |
2 |
Коридор 2 этажа |
142 |
5,19 |
4,00 |
0,74 |
˃ 8,00 |
3 |
Коридор 3 этажа |
178 |
3,61 |
1,50 |
0,62 |
˃ 8,00 |
4 |
Лестничная клетка |
5,44 |
1,50 |
˃ 8,00 |
где
tр – расчетное время эвакуации, мин;
tнэ – время начала эвакуации, мин;
tск – время скопления людского потока, мин;
tбл – время блокирования путей эвакуации и эвакуационных выходов опасными факторами пожара, мин.
Помимо объективных технологических причин увеличивающих пожарную опасность образовательных учреждений, сохраняются и социальные. Например, результаты проведения учебных тренировочных эвакуаций в 4 школах Улан-Батора показал, что:
- тренировочная эвакуация проводится отдельно и по разным лестничным клеткам для учащихся начальных и старших классов, а учитывая, что в школьных зданиях, как правило, всего 2 лестничные клетки – это может привести к гибели детей в условиях реального пожара;
- в каждом отчете о тренировочной эвакуации выявлена формулировка «охранниками школы своевременно были открыты все запасные выходы», свидетельствующая о том, что нет понимания эвакуационного выхода, а также о том, что в школах есть постоянно закрытые выходы (во всех отчетах);
- новые учителя не знакомы с маршрутом следования при эвакуации своего класса.
Изменение сложившейся ситуации, по мнению авторов, возможно при выполнении следующих рекомендаций:
- необходимо увеличение учебных часов в дисциплине БЖД на культуру пожарной безопасности с отработкой практических навыков на не анонсированных учебных эвакуациях, моделях зданий и помещений, учебных занятий по разработке планов эвакуации для своего класса или этажа, светодинамическом макете плана эвакуации;
- тренировки по отработке эвакуации должны проводиться в условиях максимально приближенных к реальной обстановке, что возможно осуществить с применением генераторов дыма, вызвав интерес у учащихся к проводимому мероприятию;
- двери эвакуационных выходов должны оборудоваться системой контроля и управления доступом, а не закрываться на ключ, хранимый охраной. Такое контрольное мероприятие не представляется излишне затратным, поскольку большинство образовательных организаций на территории Монголии уже оборудованы системой АПС;
- организация дружин (отрядов, звеньев) юных пожарных, в том числе с участием младших классов во всех образовательных организациях позволит повысить интерес к обеспечению пожарной безопасности дома и в школе, а значит и культуру пожарной безопасности в целом.
Выдвинутые рекомендации позволят придать поступательное движение качеству образовательного процесса в области обеспечения пожарной безопасности и в целом повысят пожарную безопасность объекта зашиты до требований техрегламента «О требованиях пожарной безопасности» [10].
Список литературы
- Пожарная обстановка в период с 2004 по 2016 годы: статистический сборник / под общей ред. Т. Бадрал, Д. Алтангэрэл. Улан-Батор: Институт стихийных бедствий Агентства чрезвычайных ситуаций Монголии, 2017. 88 с.
- Пожары и пожарная безопасность в 2019 году: Статистический сборник. Под общей редакцией Д.М. Гордиенко. - М.: ВНИИПО, 2020, - 80 с.: ил. 30.
- Грачев В. Ю. Обзор гибкого нормирования в строительстве [Электронный ресурс] Строительные Информационные Технологии и Системы/ Режим доступа: www.sitis.ru.
- Кошмаров Ю.А. Прогнозирование опасных факторов пожара в помещении. Учебное пособие. – М.: Академия ГПС МВД России, 2000. 118 с.
- Пожарная нагрузка. Справочник СИТИС СПН-1 [Электронный ресурс] Сервис публикации документов/ Режим доступа: https://dropdoc.ru/ doc/159347/pozharnaya-nagruzka.-spravochnik.
- Пожарная безопасность в строительстве: учебник: в 2 ч. Ч. 2: Пожарная профилактика на объектах защиты / В. М. Ройтман, Д. А. Самошин, С. В. Томин и др.; под общ. ред. Б. Б. Серкова. – М.: Академия ГПС МЧС России, 2016. – 480 с.
- Эвакуация и поведение людей при пожарах: учеб. пособие / Холщевников В. В., Самошин Д. А., Парфененко А. П., Кудрин И. С., Истратов Р. Н., Белосохов И. Р. – М.: Академия ГПС МЧС России, 2015. – 262 с.
- Методика определения расчетных величин пожарного риска в зданиях, сооружениях и пожарных отсеках различных классов функциональной пожарной опасности. Приказ МЧС РФ от 30.06.2009 № 382 (ред.2015 г.) [Электронный ресурс]/ Библиотека нормативно-технической документации// Режим доступа: https://files.stroyinf.ru/Data2/1/4293828.
- Пособие по применению «Методики определения расчетных величин пожарного риска в зданиях, сооружениях и строениях различных классов функциональной пожарной опасности», 2-е изд., испр. и доп. М.: ВНИИПО, 2014. 226 с. [Электронный ресурс]/Законы, кодексы и нормативно-правовые акты Российской Федерации// Режим доступа: https://legalacts.ru/doc/posobie.
- Федеральный закон «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22.07.2008 № 123-ФЗ (ред. от 30.04.2021 № 117-ФЗ) [Электронный ресурс]/ Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_78699.