Анализ нормативно-правовой базы в области пожарной безопасности территориального пожарно-спасательного гарнизона Свердловской области

Анализ нормативно-правовой базы в области пожарной безопасности территориального пожарно-спасательного гарнизона Свердловской области

Авторы публикации

Рубрика

Пожарная безопасность

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 15 (113), Апрель ‘23

Дата публикации 22.04.2023

Поделиться

В статье представлен аналитический обзор нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность МЧС России в области пожарной безопасности на территории Свердловской области и отражены основные понятия, касающиеся организации деятельности территориального пожарно-спасательного гарнизона Свердловской области. Проведена и представлена структуризация нормативно-правовых акты в области пожарной безопасности в зависимости от уровня управления.

В целом, законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации [1] и включает в себя Федеральный закон № 69-ФЗ [2], принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, в том числе технический регламент о требования пожарной безопасности, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.

Основные нормативные документы в области пожарной безопасности территориального органа МЧС России по Свердловской области представлены на рисунке 1 [3].

Рисунок 1 – Нормативные документы, регулирующие деятельность территориального органа МЧС России по Свердловской области

Для организации работы по предупреждению и ликвидации пожаров, различных чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территориях субъектов Российской Федерации создаются территориальные пожарно–спасательные гарнизоны (ПСГ), на территориях городского или сельского поселения, одного или нескольких граничащих между собой муниципальных районов, городских округов и внутригородских территорий городов федерального значения (муниципальные образования) создаются местные пожарно–спасательные гарнизоны, входящие в состав территориальных ПСГ [4].

Пожарно–спасательный гарнизон представляет собой совокупность расположенных на определенной территории органов управления, подразделений и организаций, независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности, к функциям которых отнесены профилактика и тушение пожаров, а также проведение аварийно–спасательных работ (АСР).

 Порядок организации и осуществления гарнизонной и караульной служб, а также полномочия начальника пожарно-спасательного гарнизона по выполнению задач гарнизонной и караульной служб устанавливаются нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности. Согласно статьи 72 Конституции РФ, РФ и ее субъекты осуществляют совместное ведение мер по предотвращению катастроф, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидации их последствий. Следующей ступенью нормативных правовых актов в деятельности местных пожарно-спасательных гарнизонах являются Федеральные законы. Так, статья 22.2 [1] отражает понятия и требования, предъявляемые к пожарно-спасательным гарнизонам. Указы Президента РФ (о стратегии национальной безопасности, основы государственной политики в области пожарной безопасности, в области защиты населения и территорий), также отражают положения об организации деятельности пожарно-спасательных гарнизонов. Следующей ступенью нормативно-правовых актов являются постановления Правительства и Федеральных органов исполнительной власти, и замыкают структуру нормативно-правовых актов в области организации гарнизонной службы законы и нормативные правовые акты субъектов РФ. Общая структурная схема нормативных правовых актов по обеспечению деятельности местных пожарно-спасательных гарнизонов изображена на рисунке 2.

Рисунок 2 – Структура нормативных правовых актов по обеспечению деятельности местных пожарно-спасательных гарнизонов

К документам предварительного планирования действий по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ в пожарно-спасательных гарнизонах относятся:

- расписание выезда подразделений гарнизонов;

- план привлечения сил и средств гарнизонов;

- план применения опорного пункта тушения крупных пожаров;

- планы тушения пожаров и карточки тушения пожаров.

Расписание выезда подразделений гарнизона является масштабным документом, содержащим в структуре множество приложений (перечень сил и средств в гарнизоне муниципального образования, а также соседних, граничащих с гарнизоном образований, описание территориальных границ гарнизонов, распределение зон ответственности между подразделениями, порядок выезда должностных лиц гарнизона для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ, порядок выезда объектовых подразделений пожарной охраны за пределы охраняемой организации, порядок использования техники, различные инструкции по взаимодействию).

Разработка плана привлечения сил и средств гарнизона включает в себя несколько этапов:

  1. Предварительное планирование действий по тушению пожаров и проведению АСР в населенных пунктах и в организациях, расположенных на территории субъекта;
  2. Определение перечня организаций, для тушения пожаров и проведения АСР в которых необходимо привлечение дополнительных сил и средств гарнизонов;
  3. Разработку документов по определению порядка привлечения сил и средств гарнизонов для тушения пожаров и проведения АСР на сопредельных территориях;
  4. Разработку мероприятий по обеспечению передислокации сил и средств гарнизона для тушения пожаров и проведения АСР на территориях других субъектов;
  5. Разработку и согласование инструкций о взаимодействии со службами жизнеобеспечения и заинтересованными организациями.

Таким образом, в ходе проведенного анализа нормативно-правовой базы в области пожарной безопасности Свердловской области были представлены основные документы в области пожарной безопасности территориального пожарно-спасательного гарнизона Свердловской области. Документы структурированы по следующим уровням: конституция РФ, Федеральные законы, Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ, нормативные правовые акты ФОИВ РФ, законы и нормативные правовые акты субъектов РФ. Анализ показал, что организация и осуществление пожарной безопасности и деятельность территориального пожарно-спасательного гарнизона Свердловской области на территории Свердловской области осуществляется на основании имеющихся нормативно-правовых актов в области пожарной безопасности и не противоречат их требованиям, а также требованиям Конституции РФ.

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации.
  2. Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».
  3. Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
  4. Приказ МЧС России от 25.10.2017 № 467 «Об утверждении Положения о пожарно-спасательных гарнизонах».
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 5 дней до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary