В целом, законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации [1] и включает в себя Федеральный закон № 69-ФЗ [2], принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, в том числе технический регламент о требования пожарной безопасности, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
Основные нормативные документы в области пожарной безопасности территориального органа МЧС России по Свердловской области представлены на рисунке 1 [3].
Рисунок 1 – Нормативные документы, регулирующие деятельность территориального органа МЧС России по Свердловской области
Для организации работы по предупреждению и ликвидации пожаров, различных чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территориях субъектов Российской Федерации создаются территориальные пожарно–спасательные гарнизоны (ПСГ), на территориях городского или сельского поселения, одного или нескольких граничащих между собой муниципальных районов, городских округов и внутригородских территорий городов федерального значения (муниципальные образования) создаются местные пожарно–спасательные гарнизоны, входящие в состав территориальных ПСГ [4].
Пожарно–спасательный гарнизон представляет собой совокупность расположенных на определенной территории органов управления, подразделений и организаций, независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности, к функциям которых отнесены профилактика и тушение пожаров, а также проведение аварийно–спасательных работ (АСР).
Порядок организации и осуществления гарнизонной и караульной служб, а также полномочия начальника пожарно-спасательного гарнизона по выполнению задач гарнизонной и караульной служб устанавливаются нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности. Согласно статьи 72 Конституции РФ, РФ и ее субъекты осуществляют совместное ведение мер по предотвращению катастроф, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидации их последствий. Следующей ступенью нормативных правовых актов в деятельности местных пожарно-спасательных гарнизонах являются Федеральные законы. Так, статья 22.2 [1] отражает понятия и требования, предъявляемые к пожарно-спасательным гарнизонам. Указы Президента РФ (о стратегии национальной безопасности, основы государственной политики в области пожарной безопасности, в области защиты населения и территорий), также отражают положения об организации деятельности пожарно-спасательных гарнизонов. Следующей ступенью нормативно-правовых актов являются постановления Правительства и Федеральных органов исполнительной власти, и замыкают структуру нормативно-правовых актов в области организации гарнизонной службы законы и нормативные правовые акты субъектов РФ. Общая структурная схема нормативных правовых актов по обеспечению деятельности местных пожарно-спасательных гарнизонов изображена на рисунке 2.
Рисунок 2 – Структура нормативных правовых актов по обеспечению деятельности местных пожарно-спасательных гарнизонов
К документам предварительного планирования действий по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ в пожарно-спасательных гарнизонах относятся:
- расписание выезда подразделений гарнизонов;
- план привлечения сил и средств гарнизонов;
- план применения опорного пункта тушения крупных пожаров;
- планы тушения пожаров и карточки тушения пожаров.
Расписание выезда подразделений гарнизона является масштабным документом, содержащим в структуре множество приложений (перечень сил и средств в гарнизоне муниципального образования, а также соседних, граничащих с гарнизоном образований, описание территориальных границ гарнизонов, распределение зон ответственности между подразделениями, порядок выезда должностных лиц гарнизона для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ, порядок выезда объектовых подразделений пожарной охраны за пределы охраняемой организации, порядок использования техники, различные инструкции по взаимодействию).
Разработка плана привлечения сил и средств гарнизона включает в себя несколько этапов:
- Предварительное планирование действий по тушению пожаров и проведению АСР в населенных пунктах и в организациях, расположенных на территории субъекта;
- Определение перечня организаций, для тушения пожаров и проведения АСР в которых необходимо привлечение дополнительных сил и средств гарнизонов;
- Разработку документов по определению порядка привлечения сил и средств гарнизонов для тушения пожаров и проведения АСР на сопредельных территориях;
- Разработку мероприятий по обеспечению передислокации сил и средств гарнизона для тушения пожаров и проведения АСР на территориях других субъектов;
- Разработку и согласование инструкций о взаимодействии со службами жизнеобеспечения и заинтересованными организациями.
Таким образом, в ходе проведенного анализа нормативно-правовой базы в области пожарной безопасности Свердловской области были представлены основные документы в области пожарной безопасности территориального пожарно-спасательного гарнизона Свердловской области. Документы структурированы по следующим уровням: конституция РФ, Федеральные законы, Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ, нормативные правовые акты ФОИВ РФ, законы и нормативные правовые акты субъектов РФ. Анализ показал, что организация и осуществление пожарной безопасности и деятельность территориального пожарно-спасательного гарнизона Свердловской области на территории Свердловской области осуществляется на основании имеющихся нормативно-правовых актов в области пожарной безопасности и не противоречат их требованиям, а также требованиям Конституции РФ.
Список литературы
- Конституция Российской Федерации.
- Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».
- Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
- Приказ МЧС России от 25.10.2017 № 467 «Об утверждении Положения о пожарно-спасательных гарнизонах».