АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОХРАНЕ ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОХРАНЕ ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН

Авторы публикации

Рубрика

Прочее

Просмотры

8

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 16 (18), июнь ‘21

Дата публикации 14.06.2021

Поделиться

В статье кратко представлен обзор действующего законодательства в сфере здравоохранения.

Основные аспекты российской государственной политики в сфере здравоохранения  отражены в Федеральном законодательстве, определяющем нормы и правила, направленные на регулирование деятельности по оказанию медицинской помощи гражданам РФ на всех уровнях. 

В Федеральном законодательстве уточнен круг полномочий органов власти РФ всех уровней в области здравоохранения и отражены основные принципы охраны здоровья[1]:

- соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий;

- приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи;

- приоритет охраны здоровья детей;

- социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья;

- ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья;

- доступность и качество медицинской помощи;

- недопустимость отказа в оказании медицинской помощи;

- приоритет профилактики в сфере охраны здоровья;

- соблюдение врачебной тайны.

Рассмотрим основные нормативные документы, касающиеся обеспечения граждан России медицинской помощью, соблюдения их прав, а также обязанностей в сфере охраны здоровья. 

Право граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь  предусмотрено  ст. 41 Конституции РФ, ст. 18, ст. 19 Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» и обеспечивается охраной окружающей среды, созданием безопасных и  благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией качественных, безопасных и доступных продуктов питания и лекарственных препаратов, а также оказанием доступной и качественной медицинской помощи.

Право граждан на бесплатную медицинскую помощь гарантировано ст. 41 Конституции РФ, ст. 16 Федерального закона от 29.11.2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в РФ», ст. 19 Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ». При этом объем бесплатной медицинской помощи на территории субъекта федерации определяется Территориальной программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на его территории, утверждаемой Правительством субъекта федерации на соответствующий год. 

Правовое положение субъектов и участников системы обязательного медицинского страхования, их права и обязанности, гарантии и их реализацию, отношения и ответственность определены Федеральным законом от 29. 11. 2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», регулирующим отношения в сфере обязательного медицинского страхования.

Кроме бесплатной медицинской помощи граждане РФ также имеют право на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (ст. 19 Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ»).

Право граждан на выбор (замену) страховой медицинской организации, медицинской организации и лечащего врача предусматривается ст. 16 Федерального закона от 29.11.2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в РФ», а также ст. 19, 21 Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ».

В случае причинения вреда здоровью гражданина в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением страховой медицинской организацией обязанностей по организации предоставления медицинской помощи, а также медицинской организацией - обязанностей по организации и оказанию медицинской помощи, возмещение ущерба производится в соответствии со ст. 15, ст. 151 Гражданского кодекса РФ, ст. 16 Федерального закона от 29.11.2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в РФ», ст. 19, ст. 98 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ. 

С целью выявления дефектов оказания медицинской помощи, наличия (отсутствия) прямой либо косвенной причинно-следственной связи этих дефектов с неблагоприятным исходом, установления степени тяжести вреда, причиненного здоровью пациента (в случае доказанной прямой причинно-следственной связи дефектов с неблагоприятным исходом), возникает необходимость проведения экспертизы, в том числе независимой медицинской экспертизы (ст. 40 Федерального закона от 29.11.2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в РФ»; ст. 58, 62, 64, 87 Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», ст. 40 Федерального закона от 29.11.2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в РФ»).

Право граждан на обжалование действий государственных органов и должностных лиц, ущемляющих права и свободы граждан в области охраны здоровья, предусмотрено ст. 5 Федерального закона от 02.05.2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ», а также ст. 1 Закона РФ от 27.07.1993 года № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан».

Граждане РФ имеют право получать в доступной для них форме имеющуюся в медицинской организации информацию о состоянии своего здоровья, о результатах медицинского обследования, наличии заболевания, об установленном диагнозе и о прогнозе развития заболевания, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных видах медицинского вмешательства, его последствиях и результатах оказания медицинской помощи, в том числе в сфере обязательного медицинского страхования (в соответствии с ст. 16 Федерального закона от 29.11.2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в РФ», ст. 19, 22 Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ»). 

Защита прав и законных интересов граждан в сфере обязательного медицинского страхования предусмотрена ст. 16 Федерального закона от 29.11.2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в РФ».  

Право граждан на защиту сведений, составляющих врачебную тайну, определяется ст. 13, 19 Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ».

Защита персональных данных пациентов, обжалование действий оператора, осуществляющего обработку их персональных данных осуществляется в соответствии со ст. 24 Конституции РФ, ст. 16 Федерального закона от 29.11.2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в РФ», ст. 92 Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», ст. 6, 7, 9, 17, 19 Федерального закона от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных».

Следует отметить, что наряду с правами у граждан имеются и обязанности в сфере охраны здоровья, регламентированные ст. 27 Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ»:

- граждане обязаны заботиться о сохранении своего здоровья;

- граждане в случаях, предусмотренных законодательством РФ, обязаны проходить медицинские осмотры, а граждане, страдающие заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны проходить медицинское обследование и лечение, а также заниматься профилактикой этих заболеваний;

- граждане, находящиеся на лечении, обязаны соблюдать режим лечения, в том числе определенный на период их временной нетрудоспособности, и правила поведения пациента в медицинских организациях.

В окончание необходимо упомянуть о последних и грядущих изменениях в законодательстве в сфере охраны здоровья. 

С 1 января 2022 г. медицинская помощь в России будет оказываться на основе клинических рекомендаций (Федеральный закон от 25.12.2018 г. № 489-ФЗ «О внесении изменений в статью 40 Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» и Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» по вопросам клинических рекомендаций»). Клинические рекомендации будут разрабатываться медицинскими профессиональными некоммерческими организациями по отдельным заболеваниям (их группам), при этом каждому заболеванию для взрослых и детей может быть утверждено не более одной клинической рекомендации. Пересмотр клинических рекомендаций будет осуществляться не реже одного раза в три года. Введение клинических рекомендаций будет способствовать повышению качества медицинской помощи и разработке его индикаторов, а также оптимизации расходов ресурсов. На основе клинических рекомендаций также будут разрабатываться стандарты медицинской помощи.

Федеральный закон от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» также предложено дополнить нормой, касающейся проблемы суррогатного материнства, согласно которой один из потенциальных родителей или оба родителя, состоящие в браке между собой, «чьи половые клетки использовались для оплодотворения, либо одинокая женщина, для которых вынашивание и рождение ребенка невозможно по медицинским показаниям», должны быть гражданами РФ. Согласно законопроекту, дети, которые были рождены суррогатными матерями для иностранных граждан или лиц без гражданства на территории РФ, приобретут российское гражданство по рождению, что позволит государству в дальнейшем защищать их права.


 

[1] Актуальные проблемы правового регулирования медицинской деятельности: Материалы 2-й Всероссийской научно-практической конференции. Москва, Российский новый университет, 26.03.2004 г. /Российский союз юристов; Российская академия юридических наук; Российский новый университет; Ред. колл.: С.Г. Стеценко (общ. ред.) и др. -М: «Юрист», 2004.

Список литературы

  1. 1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020).
  2. 2. Федеральный закон от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ».
  3. 3. Федеральный закон от 29.11.2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в РФ»
  4. 4. Федеральный закон от 25.12.2018 г. № 489-ФЗ «О внесении изменений в статью 40 Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» и Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» по вопросам клинических рекомендаций».
  5. 5. Актуальные проблемы правового регулирования медицинской деятельности: Материалы 2-й Всероссийской научно-практической конференции. Москва, Российский новый университет, 26.03.2004 г. /Российский союз юристов; Российская академия юридических наук; Российский новый университет; Ред. колл.: С.Г. Стеценко (общ. ред.) и др. -М: «Юрист», 2004. стр. 65-114, 206-208, 371-374.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее