Ценностные ориентации молодежи

Ценностные ориентации молодежи

Авторы публикации

Рубрика

ПРОЧЕЕ

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 14 (112), Апрель ‘23

Дата публикации 15.04.2023

Поделиться

В статье рассмотрены ценностные предпочтения студенческой молодежи, степень изученности. Рассмотрение противоречий между наличием связи жизненных стратегий и ценностных ориентаций молодежи с типом культуры и мышления будущих поколений российского общества.

 

Введение

В современном обществе, в период интенсивного развития политической, социальной, экономической сферы встает вопрос о значении духовности в жизни общества, при этом немаловажна иерархия ценностей, что ставит на первое место современный человек.

Изучение ценностных предпочтений студенческой молодежи является актуальной темой исследовательских работ современных социологов. Степень изученности ценностных ориентаций студенческой молодежи оказывает влияние на уровень студенческой молодежи.

Теоретическая часть.

 Понятие ценность имеет большое количество трактовок, наверно поэтому каждый из нас имеет свое представление о значимости тех или иных ценностей. У Давлетчиной С.Б. можно увидеть простое на первый взгляд определение термина ценности «то, чем человек особенно ценит, дорожит в жизни, чему придает особое значение и обусловлено историческим опытом, экономическим положением и культурой.

Таким образом, существует противоречие между наличием связи жизненных стратегий и ценностных ориентаций молодежи с типом культуры и мышления будущих поколений российского общества, что делает актуальной нашу проблему.

Культурные ориентиры общества затрагивают многие сферы жизни человека – учебу, работу, отдых, развлечения, хобби, кухню, моду и др. Суть культурной идентичности заключается в осознанном принятии человеком соответствующих культурных норм и образцов поведения, ценностных ориентаций и языка, понимании своего «я» с позиций тех культурных характеристик, которые приняты в данном обществе, в само отождествлении себя с культурными образцами именно этого социума.

На данный момент в социологических исследованиях молодежь считается одним из важнейших элементов социально-демографической группы, но, если вернуться на несколько лет назад, можно увидеть, что вычленение этой группы тогда не представлялось возможным, ведь это противоречило не только классовой структуре общества, но и официальной идеологии. Впервые понятие «молодежь» было выдвинуто известным советским и российским социологом Лисовским В. Т., который специализировался на изучении социологии молодежи.

Одной из интереснейших направлений в социокультурных исследованиях является студенческая молодежь. Значимыми направлениями в изучении являются определение основных характерных черт современной студенческой молодежи, выявление с жизненных установок и ценностей. Наиболее значительной и многочисленной социальной группой в современном российском обществе является студенчество. [6]

Изучение ценностного сознания молодежи важно не только в научном плане, но и с точки зрения государственных интересов. Оно неразрывно связано с такими понятиями, как духовность и нравственность, общечеловеческие ценности, политическая культура. Духовность любого народа имеет решающее значение в определении не только его сегодняшней жизни судьбы, но и будущего подрастающего поколения [1].

Приоритетными для современной молодежи являются общечеловеческие, профессиональные, материальные, статусные ценностные ориентации и ориентации самосовершенствования. У студентов ценности имеют преимущественно общечеловеческий идеализированный характер. Сравнительный анализ основных жизненных и профессиональных ценностей современных студентов в зависимости от пола и места проживания показал, что существенных различий в жизненных ценностях не обнаружено. Юноши и девушки, проживающие в сельской местности, менее чем городские, ориентируются на профессиональные ценности [4].

В целом жизненный мир молодого человека выступает сложным образованием, наполненным различными процессами, событиями, проблемами, формирующими и изменяющими этот мир еще только становящейся личности в системе общества. [2]

Изучение гендерных различий в ценностных ориентациях в юношеском возрасте имеет большое теоретическое и практическое значение. Во-первых, расширяя научные представления об особенностях системы ценностных ориентаций с учетом гендерной специфики. Во-вторых, позволит использовать выявленную динамику социальных процессов для организации более эффективного и успешного взаимодействия индивидов.

Результаты и анализ исследования.

Цель исследования – изучение ценностных ориентаций современной молодежи.

Задачи исследования:

  1. определить содержание и структуру (системную взаимосвязь) ценностных ориентаций молодежи;
  2. провести оценку уровня развития системы ценностей;
  3. сделать выводы по полученным данным.

Опытно-экспериментальной базой исследования явилось институт … В исследовании приняли участие 40 студентов 3 курса, обучающихся на факультете психологии и дефектологии (20 девушек) и факультете физической культуры (20 юношей), в возрасте от 19 до 23 лет. Были сформированы две группы участников: группа 1 – 20 девушек; группа 2 – 20 юношей.

В ходе проведенного исследования, были получены данные, которые свидетельствуют об имеющихся незначительных различиях в выборе приоритетных ценностей у юношей и девушек. Так, для девушек более важной является ценность привязанности и любви (85%), финансовое благополучие (70%), тогда как для юношей – свобода, открытость и демократия в обществе (85%). При выборе инструментальных ценностей у девушек преобладают: жизнерадостность (60%), воспитанность (60%), чуткость (55%), тогда как у юношей преобладают такие ценности, как: ответственность (60%), твердая воля (45%), самоконтроль (45%).

Результаты нашего исследования были подтверждены методом математической обработки данных – U-критерием Манна-Уитни, который показал отсутствие статистически значимых различий в выборе приоритетных ценностей у юношей и девушек, достоверность различий U кр. для P≤0,05 = 138, достоверность различий U кр. для p≤0,01 = 114. Полученные данные по методике «Экспресс-диагностика социальных ценностей личности» представлены нами в таблице 2.1.

Таблица 2.1 Средние значения по результатам изучения ценностных ориентаций молодежи (Экспресс-диагностика социальных ценностей личности).

По результатам таблицы 2.1, можно сделать вывод о том, что для юношей и девушек в приоритете одни и те же ценности. У девушек преобладают: семейные (170,5), профессиональные (159), финансовые (158,5), интеллектуальные (141,5), социальные (137,5). У юношей преобладают ценности: семейные (164), профессиональные (156), интеллектуальные (143), социальные (140), финансовые (138,5).

Для подтверждения полученных результатов мы провели еще одну диагностическую методику «Определение жизненных ценностей личности (Must-тест) П.Н. Иванова, Е.Ф. Колобовой», данные по которой были подтверждены с помощью метода математической статистики – U-критерия Манна-Уитни и представлены в таблице 2.2.

Таблица 2.2 Средние значения по результатам изучения ценностных ориентаций молодежи (Определение жизненных ценностей личности (Must-тест) (П.Н. Иванов, Е.Ф. Колобова)).

По данным из таблицы 2.2 можно сделать вывод, что преобладающими ценностями у девушек являются: автономность (95%), личностный рост (90%), межличностные контакты и общение (90%), привязанность и любовь (85%), материальный успех (70%). У юношей преобладают ценности: личностный рост (100%), свобода, открытость и демократия в обществе (85%), материальный успех (80%), автономность и межличностные контакты и общение (75%).

Итак, можем отметить, что большинство наиболее выраженных ценностей у юношей и девушек схожи, однако для девушек более важной является ценность привязанности и любви (85%), нежели у юношей (65%), а для юношей свобода, открытость и демократия в обществе (85%), нежели для девушек (45%). Представленные данные по двум выборкам свидетельствуют об отсутствии статистически значимых различий в выборе приоритетных ценностей у юношей и девушек.

Анализ данных по методике «Ценностные ориентации» (М. Рокич), подтвержденный методом математической статистики – U-критерием МаннаУитни, представлен нами в таблице 2.3.

Таблица 2.3 Средние значения по результатам изучения ценностных ориентаций молодежи Методика «Ценностные ориентации» (М. Рокич).

Из таблицы 2.3 видно, что из терминальных ценностей девушками были выбраны: любовь (95%), здоровье (85%), семейная жизнь (75%), материальное благополучие (70%), уверенность в себе (60%), интересная работа, наличие хороших и верных друзей (50%). У юношей преобладающими ценностями являются: любовь (80%), здоровье (80%), семейная жизнь (70%), наличие хороших и верных друзей, материальное благополучие, уверенность в себе (55%).

Из указанных ценностей большинство выбранных схожи, при этом «интересную работу» количество девушек выбрало больше (50%), чем юношей (40%). Из инструментальных ценностей девушками были выбраны: жизнерадостность (60%), воспитанность (60%), чуткость (55%); юношами: ответственность (60%), твердая воля (45%), самоконтроль (45%). Представленные данные свидетельствуют об отсутствии статистически значимых различий в выборе приоритетных ценностей у юношей и девушек.

В ходе исследования выявлено, что более значимыми для девушек выступают ценности привязанности и любви, финансового благополучия, жизнерадостность, воспитанность, чуткость, тогда как для юношей таковыми ценностями являются: свобода, открытость и демократия в обществе, ответственность, твердая воля и самоконтроль, что подтверждает имеющиеся в науке исследования.

Однако, анализ данных, подтвержденный методом математической статистики – U-критерием Манна-Уитни, свидетельствует об отсутствии статистически значимых различий в выборе приоритетных ценностей у юношей и девушек.

Список литературы

  1. Алексеев С.Л., Ахметгалеев Э.Д., Кириллова В.Э., Киямов И.К., Киямова Л.И. Социальное самочувствие как фактор формирования гражданской идентичности современной личности.// В сборнике: Социально-ориентированное проектирование системы формирования гражданской идентичности учащейся молодежи в поликультурном образовательном пространстве / Сборник материалов. Международной научно-практической конференции. В 2-х томах./ Под редакцией С.Л. Алексеева [и др.].– 2018.– С. 34-38.
  2. Батаев В.В. Ценностные предпочтения студенческой молодежи - социально-экономические аспекты //Инновационное развитие. 2019. № 3 (30). С. 64-67.
  3. Белкина В.В., Макеева Т.В. Концепт универсальных компетенций высшего образования // Ярославский педагогический вестник – 2018. – № 5. – С. 177 – 126.
  4. Бурханова Ю. Н. Ценностные ориентации девушек и юношей разных этапов обучения среднего профессионального образования» / Ю. Н. Бурханова, О. В. Гафиятова // Проблемы современного педагогического образования. – 2019. – № 64–4. – С. 29–33.
  5. Жуина Д.В., Шукшина К.А. Сравнительный анализ ценностных ориентаций юношей и девушек//Вестник Белгородского института развития образования. 2020. Т. 7. № 2 (16). С. 130-138.
  6. Кузьмина О. В., Корнильцева Е. Г. Новые явления в ценностных ориентациях студенчества // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2017. Т. 8, № 1−2.
  7. Клементьев, Д. С. Социология личности : учебник для вузов / Д. С. Клементьев, А. Г. Маслова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 103 с.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 5 дней до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary