РОЛЬ ЛЕЧЕБНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В РЕАБИЛИТАЦИИ БОЛЬНЫХ С ДЦП

РОЛЬ ЛЕЧЕБНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В РЕАБИЛИТАЦИИ БОЛЬНЫХ С ДЦП

Авторы публикации

Рубрика

Физическая культура и спорт

Просмотры

105

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 14 (112), Апрель ‘23

Дата публикации 14.04.2023

Поделиться

Лечебная физическая культура широко используется для профилактики и восстановления здоровья людей с разными заболеваниями, которые поражают разнообразные системы организма. Также этот метод лечения используется для восстановления здоровья детей и взрослых, больных детским церебральным параличом (ДЦП). В данной статье проводится изучение роли лечебной физической культуры (ЛФК) при реабилитации людей с заболеванием детский церебральный паралич.

Сегодня огромную группу людей с ограниченными возможностями составляют люди с нарушениями структуры и функции опорно-двигательного аппарата. Это собирательное понятие и включает в себя двигательные нарушения различного происхождения и степени тяжести, а также нарушения двигательной функции по степени развития двигательных навыков. Людей с двигательными нарушениями можно разделить на следующие группы:

- Люди с тяжелыми двигательными нарушениями (не могут ходить прямо, хватать и удерживать предметы, не имеют навыков самообслуживания или едва могут передвигаться с помощью ортопедических приспособлений, частично владеют навыками самообслуживания);

- Люди с умеренными двигательными нарушениями (большинство людей в этой группе могут самостоятельно ходить на ограниченные расстояния, используя навыки самообслуживания, но эти навыки не являются полностью автоматическими);

- Люди с легкими двигательными нарушениями (например, люди, которые могут ходить самостоятельно, уверенно чувствуют себя как в помещении, так и на улице, имеют хорошо развитые навыки самообслуживания, имеют нарушения походки, ненормальную осанку или напряженные движения). Одним из наиболее распространенных заболеваний опорно-двигательного аппарата является детский церебральный паралич (ДЦП). По оценкам, около 17 миллионов детей и взрослых во всем мире страдают от ДЦП; согласно глобальной статистике ВОЗ, на 1000 детей приходится 2-3 случая рождения с диагнозом   ДЦП. В России насчитывается около 85000 детей с ДЦП в возрасте до 17 лет, ежегодно рождается около 7000 детей с ДЦП.

Детский церебральный паралич - это группа заболеваний новорожденных; проявляется непрогрессирующими двигательными нарушениями [2]. Церебральный паралич может привести к полной неподвижности из-за спастичности. Склонность к скрещиванию рук и ног приводит к "ножничной "походке. Руки страдают меньше. Нередко встречаются мозжечковые и подкорковые нарушения дискоординация (нарушения тонуса) и хореоатетоз.

При церебральном параличе сильно нарушена связь между двигательной и сенсорной системами, связи между самими двигательными системами и регуляция волевых и непроизвольных движений. Детский церебральный паралич - это не неспособность двигаться вообще, а не способность контролировать мышечные двигательные процессы по своему желанию. Поэтому лечение основано на многолетней программе обучения и тренировки движений и ЛФК может помочь в этом.

Лечебная физическая культура (ЛФК)- метод лечения, использующий средства физической культуры с лечебно-профилактической целью для восстановления здоровья и трудоспособности больного, предупреждения осложнений и последствий патологического процесса [5]. 

Целью лечебной физической культуры при ДЦП является развитие способности к произвольному торможению движений и увеличение диапазона движения суставов; ЛФК помогает выработать новые навыки и установить правильное движение, улучшает кровообращение и обменные процессы в пораженной области, укрепляет слабые мышцы и восстанавливает координацию движений.

Упражнения для лечения нервных заболеваний и паралича решают следующие задачи:

  • оказывание эффекта активизации и укрепления организма с целью восстановления работоспособности;
  • улучшение кровообращения и обменных процессов в пораженной области для устранения или уменьшения нейрососудистых и метаболических нарушений; 
  • предотвращение образования спаек между оболочкой нерва и окружающими тканями, а при наличии спаек развитие альтернативной адаптации к спайкам здоровых тканей;
  • укрепление ослабленных мышц, восстановление координации движений и борьба с сопутствующими нарушениями (например, искривлением позвоночника и ограниченной подвижностью).

С одной стороны, не существует методов лечения, которые дают возможность поврежденному мозгу восстановиться. Однако если заниматься по научно обоснованной программе, неповрежденная нервная система сможет выполнять все свои функции. Программы физического воспитания играют важную роль в комплексной реабилитации детей с церебральным параличом. На практике лечебная физическая культура – это, прежде всего, лечение регуляторных механизмов, использование наиболее подходящих биологических методов для мобилизации собственных адаптационных, защитных и компенсаторных возможностей организма с целью устранения патологических   процессов. Положительный эффект, который наблюдается при использовании средств лечебной физкультуры у больных с ДЦП, является результатом оптимальной тренировки всего организма [7]. Тренировки в спорте направлены на максимальное увеличение функциональных возможностей организма и его отдельных систем и органов, в то время как лечебные упражнения направлены на дозированную тренировку функционального состояния пациента до уровня здорового человека.

Занятия лечебной физкультурой проводятся от двух до четырех раз в неделю квалифицированными инструкторами по лечебной физкультуре, в зависимости от тяжести заболевания и индивидуальных способностей детей и взрослых с двигательными нарушениями (ДЦП). Занятия лечебной физкультурой проводятся в группах, подгруппах и индивидуально, с использованием щадящих и щадяще-тренирующих методов обучения и включением корректирующих элементов для каждого человека во время занятия и при выполнении отдельных движений. Методология лечебной физической культуры при ДЦП основана на следующих принципах: регулярность и систематичность занятий; индивидуальный подход к каждому; увеличение нагрузки зависит от ряда факторов, включая тяжесть заболевания, возраст больного и уровень его психического и умственного развития.

Занимающиеся должны понимать не только то, что и как нужно делать, но и почему необходимо следовать определенным правилам. Понимание самой болезни является важным условием интереса к выполнению упражнений, что увеличивает желание упорно работать над победой болезни и практиковать систематические и последовательные принципы.

Заключение: Суммируя всё выше сказанное, можно сделать вывод, что лечебная физическая культура играет значительную роль в реабилитации больных с детским церебральным параличом, не только обучая необходимым навыкам движения, облегчая боль, но и позволяет им социализироваться в обществе.  Занятие лечебной физической культурой позволяет улучшить качество жизни таких людей, несмотря на тяжелое заболевание.

Список литературы

  1. Адаптивная физическая культура студентов с ограниченными возможностями здоровья (организация, методика): учебное пособие / составители Н. А. Соловьёв [и др.]. — Ижевск: Ижевская ГСХА, 2019. — 112 с. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/158616
  2. Большая медицинская энциклопедия: в 30т.-Калининград: Мастерская «Коллекция»; Москва: ариа-Аиф,2012.-Т.5: дем-жел. - 224с.,[116 с. ил.]
  3. Ветрова, И. В. Гимнастика с методикой преподавания в адаптивной физической культуре: учебное пособие / И. В. Ветрова. — Красноярск: КГПУ им. В.П. Астафьева, 2014. — ISBN 978-5-85981-416-9. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/167651
  4. Видео лекция Адаптивная физическая культура и спорт: YouTube–URL: https://www.youtube.com/watch?v=TTbx8C2MrJQ
  5. Епифанов В.А. Лечебная физическая культура: учебное пособие/В.А. Епифанов.-М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006.-568с
  6. Налобина, А. Н. Физическая реабилитация в детской неврологии: учебное пособие / А. Н. Налобина, Е. С. Стоцкая. — Омск: СибГУФК, 2015. — 212 с. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/107619
  7. Соколова, В. С. Адаптивное физическое воспитание детей дошкольного возраста с детским церебральным параличом: монография / В. С. Соколова, А. А. Анастасиадис. — Москва: МПГУ, 2018. — ISBN 978-5-4263-0603-5. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/112557
  8. 6 октября – день ДЦП: ЦМИСД–URL: https://childresearch.ru/6-oktjabrja-den-dcp/1
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Остался последний день
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее