ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ ОБЖ С УЧЕТОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ПРОГРАММ СПО

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ ОБЖ С УЧЕТОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ПРОГРАММ СПО

Авторы публикации

Рубрика

Педагогика

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 14 (112), Апрель ‘23

Дата публикации 12.04.2023

Поделиться

В статье рассматриваются вопросы обновления содержания и методов преподавания ОБЖ в связи с переходом на обновленный ФГОС СПО.

Повышение уровня защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз определяет общекультурное значение дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности».

В рамках основной образовательной программы среднего профессионального образования дисциплина продолжает содержательно обеспечивать освоение обучающимися норм и правил безопасности в окружающей среде, чрезвычайных ситуациях, а также закладывает фундамент формирования компетенций, связанных с минимизацией вредных и опасных факторов на рабочем месте, в профессиональной деятельности.

Базовая аксиома безопасности жизнедеятельности «Всякая деятельность потенциально опасна» предполагает, что все компоненты профессиональных видов деятельности выпускников являются потенциально опасными. Поэтому ОБЖ является важнейшим пропедевтическим звеном, закладывающем алгоритмы общих способов действий идентификации опасностей, оценке риска и принятию решений по их минимизации, в том числе в чрезвычайных ситуациях. Владение указанными способами действий обеспечивает деятельностную основу формирования ряда общих компетенций в рамках дисциплин «Безопасность жизнедеятельности», «Охрана труда», а также МДК, включающим знания и умения техники безопасности при ведении профессиональных работ.

Содержание дисциплины ОБЖ способствует достижению всех дисциплинарных (предметных) результатов обучения, регламентированных ФГОС СОО. В рамках ООП СПО освоение ОБЖ предполагает достижение компетентностных результатов: «предметное умение» (общий способ действия, умение, правило, приём) и предметный дескриптор, который рассматривается как элемент общей компетенции. Предметное умение является базой для формирования предметного дескриптора (дисциплинарной компетенции). Освоение отдельного умения в этой логике выступает как один шаг (этап) в формировании предметного дескриптора, который рассматривается как результирующий итог целого ряда шагов.

Цель преподавания ОБЖ направлена формирование компетенций, обеспечивающих повышение уровня защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз.

Методика преподавания общеобразовательной дисциплины исходит из приоритета формирования комплекса предметных умений, основанных на владении общими способами действий. В случае ОБЖ такими действиями являются анализ ситуации в практической задаче, идентификация опасностей, оценка риска, выбор методов защиты от опасностей/минимизация риска, в том числе нормативной модели поведения/действий в чрезвычайной ситуации. Именно усвоенные общие способы действия через решение практических профессионально ориентированных задач преобразуются в элементы ОК (целевые дисциплинарные компетенции) и далее ПК.

Задачи преподавания – формирование у студентов умений для решения задач защиты и сохранения жизни и здоровья в опасных и чрезвычайных ситуациях.

Проблема формирования содержания ОБЖ в системе СПО заключается в отсутствии преемственности между средним общим и средним профессиональным уровнями образования, а также отсутствии связи с профильным содержанием основной образовательной программы среднего профессионального образования по специальности или профессии. В то время как данная дисциплина призвана стать начальной ступенью в освоении норм и правил безопасности, обеспечении комфортных условий на рабочем месте.

Соответственно дисциплинарные результаты (предметные) не актуализируются обучающимися при изучении дисциплин профессиональных модулей и не используются в будущей профессиональной деятельности.

Исходя из этого, требования к отбору содержания можно сформулировать следующим образом:

  1. Проектирование содержания дисциплины ОБЖ с учетом профиля и содержания получаемой специальности или профессии.
  2. Учет преемственных связей и применение интеграции содержания ОБЖ с дисциплинами общеобразовательного и общепрофессионального цикла, профессиональными модулями.
  3. Включение прикладных заданий различного формата в ОБЖ с учетом профессиональной направленности получаемой специальности/ профессии, с последующим использованием их результатов при изучении профессиональных модулей.

Преемственность предметных результатов ОБЖ с другими дисциплинами устанавливается через усложнение умений, повышение уровня владения формируемыми дисциплинарными компетенциями, ОК.

В первую очередь, преемственность ОБЖ прослеживается с результатами дисциплины БЖД во всех профилях, в естественнонаучном и технологическом профилях с  «Охраной труда»  и профессиональными модулями, связанными с техникой безопасности.

Важнейшими в отборе содержания ОБЖ являются междисциплинарный и практикоориентированный подходы. Междисциплинарный подход обоснован тем, что в формирование ОК и ПК вносят вклад различные общеобразовательные, общепрофессиональные дисциплины и МДК. В связи с чем, междисциплинарные связи могут устанавливаться на уровне: общеобразовательного, социально-гуманитарного, общепрофессионального циклов и МДК.

Лучшим же способом научить чему-либо является практика, то есть обучающемуся необходимо дать попробовать. Практикоориентированный подход предполагает разработку междисциплинарных практических заданий.

Установление междисциплинарных связей и связей с профессиональной подготовкой возможно несколькими путями:

  1. за счет временной синхронизации, проектирования междисциплинарных модулей (практических работ);
  2. на основе реализации междисциплинарных проектов, исследовательских работ, как в учебной, так и внеаудиторной деятельности.

Предпочтительными формами обучения на занятиях следует определить проблемные лекции, интегрированные занятия, лекции-дискуссии, практические работы, экскурсии в учебные, учебно-производственные лаборатории, мастерские, учебно-опытные хозяйства, учебные полигоны и иные структурные подразделения образовательной организации, а также в специально оборудованные помещения профильных организаций. Важно, чтобы информация, собранная на экскурсиях, обязательно включалась и применялась на занятиях по ОБЖ и  других дисциплинах, с  которыми планируется связь.

Обучение в рамках ОБЖ направлено, как раньше отмечалось, на формирование дисциплинарных компетенций как элементов ОК и ПК, связанных с ведением работ и организацией процессов на принципах комплексной безопасности. Огромный потенциал имеют интегрированные уроки как одна из форм реализации междисциплинарных связей и интеграции дисциплин.

В процессе формирования предметных умений значительное место занимают активные и интерактивные формы и методы обучения. Наиболее эффективно использование метода анализа конкретных ситуаций, который основан на принятии студентами коллективного решения в конкретной проблемной ситуации. При этом поиск коллективного решения происходит, как правило, в нескольких рабочих группах, а на выходе активной работы имеется в наличии некоторая сумма альтернатив. При организации ситуационного обучения предполагается, что студенты приобретают и пополняют знания за счет анализа ошибок и нарушений других людей, попадавших в различного рода экстремальные ситуации. Конечная цель ситуационного обучения – сформировать у студентов навык аналитической стратегии поведения в окружающей среде: предвидение опасных ситуаций, оценка и прогнозирование их развития, принятие целесообразных решений и действия с целью предупреждения возникновения экстремальной ситуации или смягчения тяжести ее последствий.

Игровая форма занятий выступает как средство стимулирования и активизации студентов к учебной деятельности. Деловая игра в курсе ОБЖ связана с имитацией принятия решений работников/специалистов в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, осуществляемых по заданным правилам в микрогруппах или индивидуально в диалоговом режиме. В игровой ситуации обязательно должна быть конфликтность позиций или информационная неопределенность. В учебном процессе могут применяться различные модификации деловых игр: имитационные, операционные, ролевые игры, деловой театр, психо- и социодрама.

Опорой для их выполнения являются не только традиционные тексты учебников, но и источники с «сырой» информацией, из которой необходимо извлечь варианты решений задач.

Одно из требований интенсификации обучения в СПО – самостоятельность в решении поставленных задач, организации собственной деятельности, определении методов и способов выполнения этих задач, оценивании эффективности и качества их выполнения. Поэтому крайне важно формирование самостоятельности учения, увеличение доли времени на самостоятельные виды работ.

Особую форму организации самостоятельной деятельности обучающихся представляют собой учебное исследование и учебный проект.

Преимущественные способы реализации профессиональной направленности подготовки по ОБЖ:

  1. через содержание и подбор заданий;
  2. через учебные ситуации, имитирующие ситуации практической деятельности (разбор кейсов);
  3. через практикоориентированные модули в рамках ОД.

Практико-ориентированные модули примыкают к основным тематическим разделам; показывают, где студент может опробовать / испытать / продемонстрировать предметные умения и элементы общих компетенций, чтобы продвинуться в профессиональном направлении; предлагается на выбор студента.

В прикладное содержание могут быть включены следующие виды работ:

  • разработка проектов / исследований / творческих работ;
  • прохождение практикумов / тренингов / деловых игр;
  • решение / разработка кейсов;
  • решение / разработка прикладных задач;
  • решение / разработка проектных, задач.

Тема работы указывает на цель данного вида работы и касается области профессии.

Важнейшим условием реализации профессиональной направленности является работа в единой команде с преподавателями профессионального цикла при конструировании заданий, выполнении индивидуальных проектов или проведении интегрированных занятий.

Список литературы

  1. Блинов В.И., Рыкова Е.А., Сергеев И.С. Концепция формирования функциональной грамотности студентов среднего профессионального образования // Профессиональное образование и рынок труда. 2019. №4
  2. Иванов Д.А. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. Учебно-методическое пособие/Д.А. Иванов, Митрофанов К.Г., Соколова О.В. – М.: АПК и ППРО, 2005.
  3. Каминская М.В. Педагогический дизайн в школе компетенций. Идеи, конструкторы и дидактические материалы нового поколения. М.: Издательство: "Авторское издание", 2013. – 76 с.
  4. Макет ФГОС СПО по профессии/специальности 2022г.
  5. Попов А.А. Открытое образование: философия и технологии. Изд.2-е. – М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2013.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Остался последний день
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary