Логопедическая работа по преодолению нарушений импрессивной стороны речи у школьников с нарушением интеллекта

Логопедическая работа по преодолению нарушений импрессивной стороны речи у школьников с нарушением интеллекта

Авторы публикации

Рубрика

Высшее образование

Просмотры

475

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 13 (111), Апрель ‘23

Дата публикации 10.04.2023

Поделиться

В данной статье рассматриваются возможности коррекции нарушений импрессивной стороны речи у школьников с нарушением интеллекта. Благодаря изучению особенности психолого-педагогического и речевого развития школьников с легкой и умеренной степенью умственной отсталости стало возможным проведение эмпирического исследования, направленного на выявление начального уровня развития импрессивной речи с последующим предложением авторской логопедической программы, направленной на повышение эффективности проводимых занятий.

В настоящее время в России наблюдается стойкая тенденция к увеличению количества детей с различными речевыми нарушениями.

В 2017 году глава Министерства науки и высшего образования Российской Федерации Ольга Васильева сделала заявление о том, что необходимо увеличить количество ставок школьных психологов и логопедов. Этот призыв был объяснен значительным увеличением количества детей с нарушениями речи. Эта группа детей достигла 58% от общего количества детей.

Эти данные можно сравнить с более ранними источниками, где упоминается данная проблема. Например, в труде «Логопедия» Л. С. Волковой приводятся следующие статистические данные о количестве детей с нарушениями речи в 1950-х годах: дети дошкольного возраста занимают 17%, а среди младших школьников выделяют 6% [4].

Нарушения речи встречаются не только у детей с сохранным развитием, но и большое количество групп детей с ограниченными возможностями. К одной из наиболее обширных групп детей с ОВЗ можно отнести детей с нарушениями интеллекта разной степени: легкой, умеренной, тяжелой.

Существует ряд отличительных черт, которые присущи всем детям с умственной отсталостью [2]:

1.    Замедленное развитие;

2.    Снижение умственных способностей;

3.    Нарушение всех сторон психики, включая моторные и сенсорные нарушения, а также снижение работы всех высших психических функций (мышление, внимание, память, речь).

У детей с нарушением интеллекта речь начинается значительно позже, чем у других детей. Уровень речевого развития будет зависеть от сформированности других высших психических функций.

Импрессивная речь — это способность понимать и интерпретировать речь других людей. Так как у детей с нарушениями интеллекта наблюдается отставание в мышлении и познавательной деятельности, их знания об окружающей среде сильно сужены, вместе с этим ограничивается круг знаний о пространстве и времени, а также наблюдаются невозможности процессов анализа и синтеза, сложности в установлении причинно-следственных связей, неспособность к контролю речевой деятельности. Все перечисленные факторы значительно сказываются на становлении всех компонентов системы родного языка [1].

Восприятие и понимание обращенной речи является конечным этапом осмысления информации. Соответственно, полноценно воспринять речь могут только те люди, которые способны осмыслить суть высказывания. Таким образом, понимание речи становится для ребенка с нарушением интеллекта достаточно сложной задачей.

При нарушениях импрессивной речи у детей необходима целенаправленная и постоянная логопедическая работа, которая позволит ребенку выйти на новый уровень в понимании обращенной речи [5].

Рассмотрим процесс и результаты проведенного исследования. В исследовании принимала участие группа учеников 3 класса, которые обучаются в ГБОУ «Казанская школа №76 для детей с ограниченными возможностями здоровья». Для участия была выбрана группа из тридцати человек, обучающихся в 3 «А» и 3 «Б» классе: среди них можно выделить 13 девочек и 17 мальчиков. Возраст обучающихся варьируется от 9 до 10 лет.

Общее количество детей было поделено на две группы: контрольную и экспериментальную.

Для обследования была выбрана тестовая методика обследования импрессивной речи детей разработана Е. С. Зайцевой и В. К. Шептуновой для оценки уровня развития речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста [3].

Данная методика включала в себя 5 блоков – пассивный словарь, словоизменение, словообразование, понимание словосочетаний и предложений, понимание связной речи. По каждому блоку определялись баллы (от 0 до 3 баллов).

Исходя из балловой системы, представленной в методике, можно выделить 5 уровней развития импрессивной речи у младших школьников с легкой и умеренной степенью умственной отсталости:

Высокий уровень (14–15 баллов) — ребенок понимает инструкцию с первого раза, проявляет интерес и активность к заданиям.

Выше среднего (11–13 баллов) — выполнение задания с помощью незначительных подсказок, дети проявляют интерес, активность в общении, выполняют более 70 % заданий.

Средний уровень (9–10 баллов) — понимание инструкции при 2–3 повторениях, ребенок участвует в общении чаще по инициативе взрослого, выполняет более 50 % заданий.

Ниже среднего (6–8 баллов) — ребенок не проявляет активности и инициативности при общении, интерес к заданию не проявляется, ребенок невнимателен, инструкцию понимает частично, ребенок в состоянии выполнить задание после нескольких попыток, наводящих вопросов, подсказок.

Низкий уровень (< 6 баллов) — ребенок не может реализовать поставленную задачу или отказ от ее выполнения, в целом задания выполняются неверно или выполняется 1–2 задания, понимание речи носит ситуативный характер, отсутствует понимание значений грамматических изменений слов, значений предлогов.

Представим полученные результаты контрольной и экспериментальной групп в виде диаграммы, где будут представлены показатели развития импрессивной речи (рис. 1, рис. 2).

Рис. 1. Выявленные уровни сформированности импрессивной речи в контрольной группе испытуемых

 

Рис. 2. Выявленные уровни сформированности импрессивной речи в экспериментальной группе испытуемых

 

Результаты в экспериментальной группе продемонстрировали сходные положения с контрольной группой детей, однако здесь меньше половины группы имеет уровень развития импрессивной речи ниже среднего (47%). В экспериментальной группе мы видим значительно большее количество детей с низким уровнем развития импрессивной речи (33%). Данная группа детей отличается тем, что понимание речи и отдельных речевых конструкций ситуативно, они не всегда имеют возможность ориентироваться в речи исследователя. Задания они выполнять отказываются или выполнят на самом низком уровне. В данной группе детей также не было выявлено испытуемых с высоким уровнем развития импрессивной речи.

Полученные результаты обеих обследованных групп показали, что уровень импрессивной речи остается на низком уровне развития, из чего исходит вывод о необходимости повышения эффективности проводимых логопедических занятий. Предложенная программа направлена на повышение эффективности работы с импрессивной речью школьников с нарушением интеллекта при использовании игровой деятельности.

Задачи программы исходят из методики, которая легла в основу тестирования. К ним относятся:

1.       Обогащение пассивного словаря;

2.       Развитие навыков словоизменения;

3.       Развитие навыков словообразования;

4.       Развитие навыков понимания словосочетаний и предложений;

5.       Развитие навыков понимания связной речи.

Тематический план занятий рассчитан на 3 месяца. Занятия с логопедом проводятся 3 раза в неделю с группами по 5 человек. За 3 месяца проходит 36 занятий с логопедом (18 часов). Занятия для детей проводились в течение 30 минут в связи с высокой утомляемостью.

Также некоторые дети дополнительно занимались индивидуально для проработки наиболее сложных мест. Ребенок находится наедине с логопедом, занятие проходит по заранее подготовленному конспекту, который подстроен под особенности развития ребенка.

Среди планируемых результатов для школьников с нарушением интеллекта можно выделить следующие пункты: к концу прохождения программы у ребенка должен увеличиться словарный запас, как активный, так и пассивный. Ребенок понимает возможности изменения слов и их образования. Ребенок понимает инструкции педагога, не отказывается от выполнения заданий в рамках методики. Результаты второй диагностики показывают улучшение в развитии импрессивной речи.

В основе программы лежит использование дидактических игр. Цель дидактической игры заключается в активной деятельности учеников в процессе учебной деятельности, а также решение поставленных задач. Игровая форма возможна при использовании определенных методов и приемов, которые побуждают ученика к деятельности в области предмета.

Контрольный эксперимент заключался в повторном проведении тестовой методики обследования импрессивной речи. Данное повторное обследование продемонстрирует результаты эффективности предложенной программы (рис. 3).

Рис. 3. Сравнительная диаграмма по результатам повторного обследования контрольной и экспериментальной групп.

 

В результате проведенного исследования можно увидеть разницу между показателями в контрольной и экспериментальной группах испытуемых. В контрольной группе не были получены данные о значительном изменении в уровне развития импрессивной речи, в то время как в экспериментальной группе видно повышение уровня импрессивной речи.

Количество детей с низким уровнем импрессивной речи превышает количество той же группы детей в экспериментальной группе. Стоит отметить, что в начале работы количество детей с низким уровнем импрессивной речи в экспериментальной группе было значительно больше, чем в контрольной.

Лишь в одном пункте результаты контрольной группы превышают данные по экспериментальной группе. Средний уровень развития импрессивной речи был выявлен в больше степени у контрольной группы. Это связано с тем, что в данной группе испытуемых изначально было большее количество детей со средним уровнем, однако в течение всего времени их результаты не менялись в большую сторону. В то время как количество детей со средним уровнем в экспериментальной группе значительно повысилось.

Рассмотрим изменения, произошедшие в экспериментальной группе испытуемых при прохождении программы (рис. 4).

Рис. 4. Сравнительная диаграмма по результатам двух обследований экспериментальной группы.

 

При рассмотрении диаграммы можно увидеть значительные различия между двумя результатами. После прохождения программы количество детей с низким уровнем снизилось с 33% до 8%. Этот результат демонстрирует, что большое количество детей после специализированных занятий смогли перейти на новый уровень развития импрессивной речи. Рассматривая графу «ниже среднего» также видны изменения: в процессе первичной диагностики был выявлен результат в 47%, однако после логопедических занятий уровень данной группы повысился до 64%. Несмотря на то, что результат «ниже среднего» не является высоким показателем, стоит уточнить, что такое изменение показывает качественные изменения в развитии импрессивной речи. Можно выдвинуть предположение о том, что при более длительной работе данная группа детей сможет поднять на еще более высокий уровень.

При анализе среднего показателя видны незначительные изменения: уровень повысился с 13% до 14%. Высокий показатель также отличается незначительными изменениями: уровень повышен с 7% до 14%. Данный результат объясняется тем, что в основе программы лежат задания более легкого уровня, которые бы могли освоить дети с любым начальным уровнем развития импрессивной речи. В связи с этим дети, имеющие на начальном этапе работы достаточно высокий уровень развития импрессивной стороны речи, получают меньшее количество новой информации.

Таким образом, сравнивая результаты первого и второго обследований в обеих группах испытуемых можно сказать о том, что в экспериментальной группе, с которой проводился ряд занятий, направленных на развитие импрессивной стороны речи, значительно повысились результаты. Большинство детей смогли перейти с начального уровня на более высокий. Стоит отметить, что при повторном обследовании не было отмечено разительное увеличение в баллах испытуемых, однако произошло повышение, которое может свидетельствовать о качественном изменении в развитии импрессивной стороны речи у ребенка.

Список литературы

  1. Беляева, А. О. Особенности состояния импрессивной речи младших школьников с легкой и умеренной степенью умственной отсталости / А. О. Беляева // Молодой ученый. — 2020. — № 48 (338). — С. 397-401. – Текст : непосредственный.
  2. Власова, Т. А. Учителю о детях с отклонениями в развитии / Т.А. Власова, М.С. Певзнер. – М.: Просвещение, 1985. – 173 с. – Текст : непосредственный.
  3. Зайцева, Е. С. Тестовая методика обследования речи детей: учеб. пособие / Е. С. Зайцева, В. К. Шептунова. — Санкт-Петербург: КАРО, 2015. — 72 с. — Текст : непосредственный.
  4. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с. — Текст : непосредственный.
  5. Поваляева, М. А. Справочник логопеда / М. А. Поваляева — Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002. — 448 с. — Текст : непосредственный.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Остался последний день
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее