Авионика, электрооборудование и системы управления

Авионика, электрооборудование и системы управления

Авторы публикации

Рубрика

Электротехника

Просмотры

14

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 13 (111), Апрель ‘23

Дата публикации 09.04.2023

Поделиться

Данная статья посвящена изучению проблемы построения бортового радиоэлектронного оборудования гражданских самолетов на основе принципов интегрированной модульной авионики.

Авиационная отрасль является одной из ключевых отраслей современной экономики, которая обеспечивает глобальную транспортную инфраструктуру. Современные гражданские самолеты имеют сложную электронную аппаратуру, которая обеспечивает их надежное и безопасное функционирование во время полетов. Одним из наиболее важных элементов бортовой электроники является радиоэлектронное оборудование, которое включает в себя различные сенсоры, приборы навигации, связи, управления и т.д.
Однако, разработка и производство бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО) для гражданских самолетов является сложным и дорогостоящим процессом, связанным с необходимостью соблюдения высоких стандартов качества и безопасности. В этой связи, интегрированная модульная авионика (Integrated Modular Avionics, IMA) является одним из наиболее эффективных подходов к построению бортовых систем электроники.

Концепция ИМА:

Под интегрированной модульной авионикой понимается создание бортового комплекса, который основывается на единой вычислительной платформе и открытой сетевой архитектуре. Она состоит из базовой конструкции со сменными электронными модулями, такими как процессорные, модули памяти, модули сетевого коммутатора и модули электропитания. Конструкция модулей основана на едином стандарте, что обеспечивает унификацию и взаимозаменяемость. Разделение общих вычислительных и информационных ресурсов выполняется через программные приложения, которые выполняют функции систем комплекса.

Принципы и преимущества интегрированной модульной авионики:

Интегрированная модульная авионика представляет собой подход к разработке и производству бортовых систем радиоэлектроники, основанный на использовании стандартизированных модулей и компонентов. Этот подход позволяет значительно упростить процесс проектирования и производства, а также повысить надежность и гибкость работы бортового оборудования.

Основным принципом интегрированной модульной авионики является использование единых стандартов, которые определяют основные требования к модулям и компонентам бортовых систем радиоэлектроники. Это позволяет создавать универсальные модули, которые могут использоваться в различных бортовых системах и различных моделях самолетов.

Главным преимуществом интегрированной модульной авионики является возможность значительного сокращения времени и затрат, связанных с проектированием и производством бортовых систем радиоэлектроники. Это возможно благодаря использованию готовых стандартизированных модулей, которые могут быть легко заменены и модифицированы по мере необходимости.

Вторым преимуществом интегрированной модульной авионики является увеличение надежности бортовых систем радиоэлектроники. Это достигается за счет использования высококачественных стандартизированных компонентов, которые проходят тщательную проверку перед тем, как они будут установлены на борту самолета.

Однако, при использовании IMA возникают новые проблемы, такие как значительное повышение сложности системы, увеличение количества интерфейсов и устройств управления, а также потребность в разработке новых программных средств и технологий.

Первая проблема, с которой сталкиваются компании, занимающиеся производством БРЭО на основе IMA – это необходимость в разработке новой инфраструктуры проектирования и производства. Необходимо создание новых программных средств для проектирования и тестирования БРЭО на основе модулей, а также единых стандартов и интерфейсов для обеспечения совместимости между модулями различных производителей.

Вторая проблема связана с необходимостью квалифицированной кадровой базы. Реализация IMA требует новых знаний и навыков в области проектирования, разработки и тестирования электронных компонентов, программного обеспечения и систем управления.


Введение Интегрированной модульной авионики является эффективным и перспективным подходом к построению БРЭО гражданских самолетов.

Как отечественные, так и зарубежные специалисты единодушны в оценке перспективы создания и использования интегрированных бортовых комплексов. Не вызывает сомнения то, что только путем глубокого всеобъемлющего объединения ресурсов и функций различных систем, включая возможности членов экипажа, можно успешно решить все многообразие проблем перспективной авиации.

Однако при переходе на IMA возникают новые технические и организационные проблемы, которые требуют комплексного подхода к их решению.

Решение этих проблем позволит создать более надежные и безопасные системы, повысить удобство и комфорт пассажиров, а также снизить стоимость эксплуатации и обслуживания самолетов.

Список литературы

  1. Федосов Е.А., "Интегрированная модульная авионика", "Радиоэлектронные технологии №1", 2015 год. [67 стр., URL - https://gosniias.ru/pages/d/ret-01-2015_1.pdf ]
  2. Кашапова А.Р. "электрооборудование и системы управления" "SCI-ARTICLE, Раздел: Техника" 2015 год., [2 стр., URL - https://sci-article.ru/stat.php?i=1435132665 ]
  3. Кивокурцев А.Л. " Проблемы и перспективы применения интегральной модульной авионики в комплексах бортового оборудования", Сборник трудов VIII Всероссийской с международным участием научно-практической конференции (МГТУ ГА), 2019 год. [67 стр., URL - http://if-mstuca.ru/konferentciia/images/Sborniki/Sbornik_NPK_14.10.2019.pdf ]
  4. Михайлов В.В. "Интегрированная модульная авионика", Учебное пособие, МГТУ им. Баумана, 2016 год. [13 стр]
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее