Введение
В работах О.Б. Чесноковой «социальный интеллект» в дошкольном возрасте рассматривается не как врожденная способность, а как «возможность приобретения ребенком способности ориентироваться в человеческих отношениях, в ситуациях межличностного общения и формирования умения устанавливать причинно-следственные связи между действиями или отношениями индивидов в ходе становления социальной деятельности» [8].
Актуальность и необходимость исследования развития социального интеллекта детей старшего дошкольного возраста определяется недостаточной освещенностью данной проблемы в психологической литературе, особенно если говорить про социальный интеллект детей, воспитывающихся в многодетной семье. Значимость данного направления исследования на государственном уровне закреплено в ФГОСе дошкольного образования, утверждённого Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 (ред. от 21.01.2019). В целевых ориентирах государственного стандарта на этапе завершения образовательной программы можно увидеть следующие: «ребёнок способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты». Данный ориентир соответствует теме и проблематике нашего исследования.
Исследование имеет также социальную значимость. Важность знания особенностей развития детского организма, правильного подхода к обучению и воспитанию – это серьезная проблема не только здоровья детей, это огромная социальная проблема роста, социального благополучия и социальной адаптированности человека. Результаты нашего исследования предоставят возможность родителям и педагогам понимать закономерности социального интеллекта детей, что в свою очередь улучшит понимание проблематики воспитания и обучения дошкольников.
Раннее изучали социальный интеллект известные психологи и социологи, например Г. Айзенк, Д. Векслер, Ф. Вернон, Дж. Гилфорд, Э. Клапаред, О. Конт, Г. Олпорт, М. Салливан, В. Штерн, в том числе и наши ученые, такие как М.И. Бобнева, Г.П. Геранюшкина, Е.В. Субботский, О. Б. Чеснокова [5], и многих других. В работах перечисленных ученых развитие социального интеллекта в большей мере рассматривается на примере школьников, студентов, взрослых людей, [5], а социальный интеллект детей старшего дошкольного возраста малоизучен, особенно из многодетных семей.
Основная часть
База и методика исследования (организация).
Цель констатирующего исследования - определить особенности социального интеллекта старшего дошкольного возраста (5-6) лет, воспитывающихся в многодетной семье.
Задачи:
- Проанализировать методики для диагностики особенностей социального интеллекта старшего дошкольного возраста.
- Организовать проведение исследования.
- Проанализировать полученные данные.
Исследование было проведено на базе СПБ ГБДОУ № 35 Невского района, г. Санкт-Петербурга, а также на базе СПБ ГБДОУ № 114 Адмиралтейского района.
Временные рамки исследования: 15 декабря 2022 года-30 декабря 2022 года, 10 января 2023 года- 20 января 2023 года.
Выборку исследования составили 45 детей старшего дошкольного возраста, из них 15 детей из многодетной семьи (33,3%), 15 детей с одним сиблингом (33,3%), а также 15 детей из многодетной семьи (33,3%). По соотношению мальчиков и девочек дети разделись на 23(51,1%) и 22(48,9%) соответственно. Если рассматривать возрастной критерий, то детей 5 лет 25(55,5%), а 6 лет 20(44,5%).
Диагностический инструментарий для достижения поставленной цели были выбраны следующие диагностики: для исследования компонентов социального интеллекта методики тест Гилфорда «Диагностика социального интеллекта.» в модификации Михайловой Е.С. [3], альбом для экспресс-диагностики социального интеллекта детей дошкольного возраста: Рабочая тетрадь «Диагностика социального интеллекта у старших дошкольников» ∗ Под ред. Н. В. Микляевой [1]. В данных методиках анализировались: умение детей предположить последствия поведения человека в конкретной ситуации и предсказать дальнейшее развитие событий; умение дошкольников понимать эмоции, выражать их, а также сопоставлять эмоции с конкретной ситуацией. Также были проведена методика «Закончи историю» Г.А. Урунтаевой, Ю.А, Афонькиной [7], целью которой является изучение понимания ребятами старшего дошкольного возраста нравственных норм. Кроме того, для определения стратегий выхода из конфликтной ситуации, нами была использована методика «Картинки» Смирновой Е.О. [6], где определялись стратегии детей выхода из конфликтной ситуации.
Результаты исследования. Интересным результатом при определении уровня сформированности компонентов социального интеллекта был факт различия результатов в первом и втором субтестах теста Гилфорда «Диагностика социального интеллекта.» в модификации Михайловой Е.С.
Рисунок 1-Диагностика социального интеллекта Гилфорда в модификации Михайловой. Субтест №1 "Истории с завершением"
На данной диаграмме (Рисунок 1) можно увидеть, что в первом субтесте «Истории с завершением», средний балл детей из многодетных семей равен 3,3; в семьях с одним ребёнком равен 2,6 в семьях с двумя детьми 2,1.
Наивысший показатель детей из многодетных свидетельствует о том, что они лучше понимают причинно-следственные связи поведения людей из-за опыта общения с сиблингами. В многодетных семьях больше ситуаций, которые могут наблюдать дети, и даже участвовать в них, что даёт возможность прогнозировать некоторые бытовые ситуации с сиблингами и родителями.
Во втором субтесте «Группы экспрессии» (Рисунок 2) дети из многодетных семей набирали в среднем 9,9 баллов, дети из семей с одним ребёнком 7,1 баллов и дети с одним сиблингом набрали 7,7 баллов в среднем. Таким образом, можно сделать выбор, что дети из многодетных семей лучше понимают эмоции, их узнают и различают.
Рисунок 2-Диагностика социального интеллекта Гилфорда в модификации Михайловой. Субтест №2 "Группы Экспрессии"
Для того, чтобы исследование было более комплексным была проведена методика из альбома для экспресс-диагностики социального интеллекта детей дошкольного возраста: Рабочая тетрадь «Диагностика социального интеллекта у старших дошкольников» ∗ Под ред. Н. В. Микляевой, цель которой - выявить отношение ребенка к окружающей его действительности и определить позицию по отношению к проблемной ситуации; выявить умение ребенка определять эмоции и объединять ими различные ситуации; уровень способности ребенка определить последствия поведения людей; уровень способности ребенка использовать эмоциональную окраску высказываний; уровень умения ребенка понимать окружающих; умение ребенка анализировать свои поступки и поведение.[3]
По результатам первого теста (Рисунок 3) на решение проблемных ситуаций можно заметить, что большинство детей имеет средний уровень умения предположить последствия поведения человека в конкретной ситуации и предсказать дальнейшее развитие событий. (80% детей из семей с одним ребёнком, 60% детей из семей с двумя детьми, и 66,6% для детей из многодетных семей). Это свидетельствует о нормативном развитии своеобразно возрасту понимания последствий поведения. Также интересен тот факт, что высокий уровень понимания поведения у детей с сиблингами встречается чаще (26,6% вместо 6,6% и 16,6%).
Рисунок 3- АЛЬБОМ ДЛЯ ЭКСПРЕСС-ДИАГНОСТИКИ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Микляевой Н.В. Субтест № 1 «Истории с завершением»
Во втором тесте (Рисунок 4), который был направлен на изучение определения детьми эмоций и умения объединять ситуации одной эмоцией большинство детей из всех групп имели высокий уровень понимания эмоций (66,6% детей из семей с одним ребёнком, 66,6% детей из семей с двумя детьми, и 91,6% для детей из многодетных семей). У детей из многодетных семей этот процент выше, чем у детей из других групп. Зачастую эти дети понимали эмоции, могли их показывать, рассуждать, и называли верно. Стоит обратить внимание, что на момент исследования с детьми проводили занятия по развитию эмоциональной сферы. Низкий уровень был всего у одного человека.
Рисунок 4- АЛЬБОМ ДЛЯ ЭКСПРЕСС-ДИАГНОСТИКИ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Микляевой Н.В. Субтест № 2 «Группы экспрессии»
Третий тест (Рисунок 5), который предназначен для выявления уровня понимания корректного использования эмоций при произнесении фразы в различных ситуациях показал иные результаты: средний (46,6% детей из семей с одним ребёнком, 33,3% детей из семей с двумя детьми, и 33,3,% для детей из многодетных семей) и высокий уровень (40% детей из семей с одним ребёнком, 40% детей из семей с двумя детьми, и 58,3,% для детей из многодетных семей). У детей в процентном соотношении почти не отличались показатели по данному субтесту. Стоит отметить, что дети, воспитывающиеся в многодетных семьях, преимущественно лучше понимают эмоциональность высказываний и лучше сопоставляют их с различными ситуациями. Это видно по процентам и отсутствую низкого уровня понимания корректных эмоций среди данной группы детей.
Рисунок 5- АЛЬБОМ ДЛЯ ЭКСПРЕСС-ДИАГНОСТИКИ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Микляевой Н.В. Субтест № 3 «Вербальная экспрессия»
Четвёртый тест (Рисунок 6), направленный на изучение понимания эмоций и дальнейших последствий и правильной тактики поведения позволил сделать выводы, что большинство детей имеет средний уровень (60% детей из семей с одним ребёнком, 60% детей из семей с двумя детьми, и 75% для детей из многодетных семей). Скорее всего, это связано с более богатым опытом типичных детских ситуаций при наличии братьев и сестёр, например, когда они видят реакции родителей на различное поведение сиблингов и таким способом научаются.
Рисунок 6- АЛЬБОМ ДЛЯ ЭКСПРЕСС-ДИАГНОСТИКИ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Микляевой Н.В. Субтест № 4 «Истории с дополнением»
Дополнительно была использована методика "Закончи историю" Г.А. Урунтаевой и Ю.А.Афонькиной (Рисунок 7). Целью данной методики является изучение понимания детьми старшего дошкольного возраста нравственных норм (щедрость - жадность, трудолюбие - лень, правдивость – лживость, внимание к людям - равнодушие). Так как социальный интеллект имеет и когнитивный компонент, нам было важно узнать и опыт детей в назывании социальных характеристик.
Рисунок 7- Методика "Закончи историю" (Г.А. Урунтаева, Ю.А.Афонькина)
В ходе диагностики выяснилось, что дети из многодетных семей лучше понимают и могут объяснить поведение сверстников наличием у последних отдельных черт характера, такие как: щедрость - жадность, трудолюбие - лень, правдивость – лживость, внимание к людям – равнодушие, 2,7 балла при 2,0 и 1,8 у детей с одним сиблингом и детей из семей с одним ребёнком, соответственно.
Также было исследована коммуникативная компетентность в общении старших дошкольников со сверстниками (Рисунок 8). Заключалось задание в понимании конфликтной ситуации на сюжете картинок и если эта конфликтная ситуация осознавалась, то в поиске решений предполагаемых способов решения. В итоге многодетные дети в среднем набирали больше баллов из-за выбора конструктивных способов решения ситуаций, а также агрессивных, таких как «ударить», «разорвать игрушку», а вот дети из семей с одним ребёнком предпочитают уход от ситуации.
Рисунок 8- Выявление коммуникативной компетентности в общении со сверстниками (Методика "Картинки") О.Смирнова
Заключение
Подводя итог, анализ полученных результатов методик, позволил выявить общие различия в уровне социального интеллекта у детей, в зависимости от количества детей в семье: дети из многодетных семей лучше понимают эмоции, их узнают и различают, понимают эмоциональность высказываний; дети, воспитывающиеся в многодетных семьях также лучше понимают проблемные ситуации и понимают пути их решения; дошкольники, у которых больше одного сиблинга лучше понимают причинно-следственные связи поведения людей, умеют объединять ситуации одной эмоцией; дети из многодетных семей лучше понимают и могут объяснить поведение сверстников наличием у последних отдельных черт характера, такие как: щедрость - жадность, трудолюбие - лень, правдивость – лживость, внимание к людям – равнодушие; в конфликтных ситуациях дошкольники из многодетных семей зачастую выбирают конструктивные и агрессивные способы решения ситуаций, а вот дети из семей с одним или двумя детьми предпочитают уход от ситуации. В дальнейшем было бы интересно сопоставить полученные данные с социальным поведением данных детей в естественных условиях и провести диагностику социального интеллекта через 2-3 года для выявления различных тенденций в развитии когнитивного, поведенческого и эмоционального компонентов социального интеллект.
Список литературы
- Альбом для экспресс-диагностики социального интеллекта детей дошкольного возраста (в 3-х раб. тетр.) : приложение к сборнику научных статей по материалам межрегиональной дистанционной научно-практической конференции «Социализация детей дошкольного и младшего школьного возраста как инвестиция в будущее» / Под ред. Н. В. Микляевой. — М.; Берлин: Директ-Медиа, 2018. — 55 с.
- Антопольская Т.А., Журавлева С.С. Социальный интеллект как потенциал социально-коммуникативного развития дошкольников//Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета-2018.- 5 с. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnyy-intellekt-kak-potentsial-sotsialno-kommunikativnogo-razvitiya-doshkolnikov/viewer (дата обращения: 02.12.2022)
- Каменская В.Г., Зверева С.В. К школьной жизни готов! Диагностика и критерии готовности школьника к школьному обучению – СПб.: «ДЕТСВО-ПРЕСС», 2004- 120с., ил. (Библиотека журнала «Дошкольная педагогика»)
- Пожидаева В.М., Фархшатова И, А. РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. // Проблемы современного педагогического образования. -2020. – С 225-228. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-sotsialnogo-intellekta-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta ( дата обращения: 02.12.2022)
- Савенкова Т.Д. РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ// Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2019.- С 128-135
- Детская психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений, обучающихся по специальности «Дошкольная педагогика и психология» / Е.О. Смирнова. — М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2008. — 366 с.
- Урунтаева, Г. А. Практикум по дошкольной психологии: пособие : для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина. - Москва : Academia, 1998. - 293 с.
- Чеснокова О.Б. Возрастной подход к исследованию социального интеллекта у детей // Вопросы психологии, 2005. – № 6. – С. 35-45.