В настоящие время речевые расстройства, встречающиеся у детей, не ограничиваются лишь нарушениями звукопроизношения. Все чаще при обследовании речи нарушения выявляются в интонационной выразительности.
У детей с дизартрией наблюдается нарушение просодических компонентов речи, даже если все звуки поставлены и введены в самостоятельную речь при связных высказываниях мы наблюдаем смазанную, невыразительную речь, ребёнок не владеет интонацией, не моделирует голосом.
Любая коррекционная работа начинается с полного обследования речевого развития ребенка. Методики диагностики Е.Ф. Архиповой, В. А. Евдокимовой, Г. В. Дедюхиной и других авторов традиционно применяются в практической работе учителя-логопеда.
С целью изучения уровня сформированности средств выразительности речи у дошкольников с дизартрией были адаптированы методика «Исследование просодической стороны речи» Е. Ф. Архиповой и методика В. А. Евдокимовой «Обследование интонационной стороны речи у дошкольников с минимальными проявлениями дизартрии».
Исследование проводилось на базе Центра коррекции речи «Индиго» г. Томска. В исследовании приняли участие 10 детей с дизартрией.
Для выявления того или иного критерия каждое направление включало в себя серию комплексов заданий.
Для анализа результатов работы были использованы следующие критерии:
4 балла – задание выполнено верно и самостоятельно;
3 балла – задание выполнено верно, но в замедленном темпе;
2 балла – задание выполнено с ошибками, но ошибки ребенок исправлял самостоятельно;
1 балл – для выполнения задач требовалась помощь взрослого;
0 баллов – задание не выполнено совсем.
В результате обследования была составлена таблица, отражающая состояние сформированности таких компонентов, как интонация, речевое дыхание, темпо-ритмическая организация речи, модуляции голоса по высоте и силе, логическое ударение и тембр.
Таблица 1
Испытуемый |
Интонация |
Реч. дыхание |
Темпо-ритм. организация речи |
Модуляции голоса по высоте и силе |
Логическое ударение |
Тембр |
1 |
3 |
4 |
4 |
3 |
3 |
3 |
2 |
2 |
2 |
3 |
2 |
2 |
2 |
3 |
3 |
3 |
4 |
4 |
3 |
3 |
4 |
2 |
3 |
3 |
2 |
2 |
3 |
5 |
4 |
4 |
4 |
2 |
4 |
3 |
6 |
2 |
2 |
1 |
1 |
1 |
2 |
7 |
2 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
8 |
2 |
2 |
3 |
3 |
2 |
3 |
9 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
10 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
Результаты проведенного исследования позволили условно разделить испытуемых на три группы:
Первая группа (Низкий уровень) - от 0 до 10 баллов;
Вторая группа (Средний уровень) - 11 – 17 баллов;
Третья группа (Высокий уровень) – 18 – 24 баллов.
Можно выделить следующие особенности каждого уровня:
Низкий уровень (40% (4 человека)) – нарушение модуляций голоса по высоте и силе, а также в темпо-ритмической организации речи. Детям тяжело соблюдать темп и ритм.
Средний уровень (30% (3 человека)) – больше всего нарушений в интонации и логическом ударении. Дети с заданиями справляются, но с помощью педагога.
Высокий уровень (30% (3 человека)) – задания, в основном, выполняются детьми самостоятельно, ошибок мало.
Таким образом, данные констатирующего эксперимента говорят о необходимости организации и проведения целенаправленной работы по коррекции средств выразительности речи с детьми дошкольного возраста с дизартрией.
Список литературы
- Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей: учебное пособие для студентов вузов. / Е. Ф. Архипова – Москва: АСТ: Астрель, 2007. – 320 с.
- Волкова, Л.С., Шаховская, С.А. Логопедия: Учеб. для студентов дефектол. фак. пед высш. учеб. заведений / Л.С. Волкова, С.А. Шаховская. – Москва, 2003. – 680 с.
- Лопатина, Л.В. Методика исследования экспрессивной речи детей дошкольного возраста, страдающих стертой формой дизартрии / Л.В. Лопатина // Изучение и коррекция речевых расстройств. – Санкт-Петербург, 1986. – С. 82-88.
- Филичева, Т. Б. Нарушения речи у детей: пособие для воспитателей дошкольных учреждений. / Т. Б. Филичева. – Москва: Профессиональное образование, 1993. – 232 с.
- Филичева, Т. Б., Чевелева, Н. А., Чиркина, Г. В. Основы логопедии. / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина – Москва: Просвещение, 1989.