ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЮРИДИЧЕСКОГО СТАТУСА СУБЪЕКТОВ ПРАВА НА ТОВАРНЫЙ ЗНАК

ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЮРИДИЧЕСКОГО СТАТУСА СУБЪЕКТОВ ПРАВА НА ТОВАРНЫЙ ЗНАК

Авторы публикации

Рубрика

Право

Просмотры

318

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 10 (108), Март ‘23

Дата публикации 19.03.2023

Поделиться

В данной статье раскрывается роль субъектов права на товарный знак. Раскрываются понятия юридического лица, государственных учреждений и физических лиц, обладающих правом на товарный знак.

Для осуществления коммерческой деятельности владельцем исключительного права на товарный знак (правообладателем) может быть юридическое лицо или физическое лицо (индивидуальный предприниматель).

Однако в отличие от патентно-правовых отношений, субъектный состав участников отношения по правовой охране и использованию товарных знаков ограничен. Если позиция закона исключает возможность физического лица, не занимающегося предпринимательской деятельностью иметь исключительное право на товарный знак.  В случае прекращения предпринимательской деятельности физического лица права на товарный знак прекращаются на основании решения федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности [4].

Есть мнение у Зуйковой Л.П., что это абсолютно соответствует международному законодательству. В некоторых странах мира закон предусматривает возможность осуществления предпринимательской деятельности для физических лиц [2, с. 19]. Что касается Италии, то закон о товарных знаках от 21 июня 1942 года в ст. 22 гласит: «Любое лицо с целью производства товаров или продажи услуг на своей собственной фирме может получить регистрацию товара»» [3, с. 5].

И это мнение не только ученых, но и представителей других областей науки. Э. П. Гаврилов полагает, что положения ст. 1478 ч. 4 ГК РФ несправедлива для физических лиц: у них может появиться необходимость приобрести исключительное право на товарный знак в отношении товаров периодически производимых и продаваемых [1, с. 151].

Таким образом, в связи с этим возникает вопрос о праве на авторство физических лиц, которые являются правообладателями произведений.

Создание образцов товарного знака, например изобразительных знаков, требует больших затрат и само по себе является интеллектуальным трудом. У юридического лица (индивидуального предпринимателя) есть исключительное право на товарный знак, но и у его создателя. Важный момент заключается в том, что законодательство Российской Федерации не закрепляет авторские права на товарные знаки за конкретными разработчиками. По согласованию с авторами произведения могут быть использованы в качестве товарных знаков. Это значит, что в данном случае они не имеют дополнительных прав и привилегий. А для того, чтобы защитить свои интересы, они должны соблюдать авторские права.

В данном случае возникает еще один вопрос, связанный с содержанием ч. IV ГК РФ о товарном знаке. Но почему нормы об авторском праве предусматривают исчерпывающий перечень объектов авторского права (ст. 1483 ГК РФ) и для регистрации которых требуется согласие правообладателя? При государственной регистрации объектов авторских прав как товарных знаков необходимо согласие на регистрацию товаров и услуг, хотя статья 1259 Гражданского кодекса РФ защищает любые произведения независимо от степени их известности.

То есть если говорить о первом вопросе, то П. В. Садовский считает, что эту проблему есть возможность  решить в пользу положений об охране авторских прав. Поэтому автор имеет право на использование своего произведения в любой форме и в любых способах (ст. 1259 ГК РФ). При этом регистрация товарного знака является одним из способов использования этого произведения [5, с. 3].  Поэтому автор имеет право не допустить регистрацию любого произведенного им произведения или его части как товарных знаков. Однако, это также позволяет внести изменение в подпункт 1 пункта 9 статьи 1483 ч. IV ГК РФ о невозможности регистрации любых объектов авторского права без получения соответствующего разрешения правообладателя.

Компании, которые производят товары и выполняют работы или оказывают услуги с целью успешной реализации на рынке выходят на первый план. Ведь их целью всегда являлось - извлечение прибыли.

В первую очередь на ведущее место выходят компании, которые производят товары и выполняют работы или оказывают услуги для успешной реализации продукции на рынке. Именно поэтому, в первую очередь, они стремились к получению максимальной прибыли.

На товарные знаки и знаки обслуживания имеют право владельцы некоммерческих организаций. Они не преследуют цель извлечения прибыли как основную цель своей деятельности, из статей 1477-1478 IV ГК РФ следует, что такие юридические лица не должны иметь права на товарные знаки без установления дополнительных требований.

Список литературы

  1. Гаврилов Э.П. Комментарий к главам 69, 70, 71, 76 части четвертой Гражданского кодекса РФ. М. 2008. С. 251.
  2. Гульбин Ю.Т. Исключительные права на средства индивидуализации товаров – товарные знаки, знаки обслуживания, наименования мест происхождения товаров: гражданско-правовой аспект. М. 2007. – 325 с.
  3. Зуйкова Л.П. Промышленная собственность предприятий на перекрестке законов. Комментарий к части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации // Экономико-правовой бюллетень. 2007. – 139 с.
  4. Приказ Роспатента от 03.03.2003 N 28 "О Правилах принятия решения о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака и знака обслуживания в случае ликвидации юридического лица - обладателя исключительного права на товарный знак или прекращении предпринимательской деятельности физического лица - обладателя исключительного права на товарный знак" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 21.03.2003 N 4302) [Электронный ресурс]: - URL: // (дата обращения 19.03.2023).
  5. Садовский П.В. Можно ли защитить права авторов // ЭЖ-Юрист. 2005. № 9 - 345 с.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 5 дней до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее