В настоящее время, в условиях нестабильной обстановки в связи с коронавирусной инфекцией, студентам приходится все чаще учиться с использованием информационных технологий. С одной стороны, это удобно: есть возможность анализировать больше данных, также не нужно тратить время на поездки до учебного заведения и обратно – его можно использовать, например, для поездок на отдых, экскурсии, или занятие спортом. Однако подобный сидячий образ жизни вызывает и дискомфорт: неправильное питание, огромная учебная нагрузка, общее напряжение в теле – все это пагубно влияет на функционирование механизмов в организме. Поэтому с каждым годом увеличивается количество студентов, неспособных в полной мере заниматься на занятиях физической культуры. В связи с чем, считается целесообразным подробнее рассмотреть такое понятие как «Специальная медицинская группа».
Многие учебные заведения создают «Специальные медицинские группы», в которых могут заниматься студенты с хроническими заболеваниями. Следовательно, перед началом занятий преподавателям необходимо определить уровень подготовленности студентов и сопоставить комплекс физических упражнений со способностями студентов, освобожденных от занятий в основной группе. Для организации данного процесса обучения используются медицинские справки, в которых указываются: диагноз и какие конкретные виды деятельности, физические нагрузки нежелательны для обучающегося.
В этом случае преподаватели прибегают к использованию физических упражнений, предусмотренных лечебной физической культурой (ЛФК). Лечебная физическая культура (ЛФК) — медицинская дисциплина, применяющая средства физической культуры (в основном физические упражнения) с целью лечения и реабилитации больных и инвалидов, а также профилактики заболеваний. Для увеличения эффективности упражнений в задачи ЛФК входит использование педагогических средств воздействия: выработка у студента уверенности в своих силах, сознательного отношения к проводимым занятиям и необходимости принимать в них активное участие.
Комплекс физических упражнений разрабатывается в отдельности для каждого вида заболевания, так предусмотрена ЛФК при травмах и некоторых заболеваниях аппарата движения, при заболеваниях органов пищеварения, при заболеваниях сердечно-сосудистой системы, при заболеваниях органов дыхания. В общем виде упражнения по ЛФК делятся на гимнастические, идеомоторные, спортивно-прикладные, игры и посылку импульсов (рис. 1).
Рис. 1. Классификация физических упражнений по ЛФК
Чаще всего у студентов возникают травмы и некоторые заболевания аппарата движения. В данном случае весь курс применения ЛФК принято подразделять на три периода: иммобилизационный, постиммобилизационный и восстановительный.
В I периоде (иммобилизационном) наступает сращение отломков (образование первичной костной мозоли) через 60-90 дней. Специальные задачи ЛФК: улучшить трофику в области травмы, ускорить консолидацию перелома, способствовать профилактике атрофии мышц, тугоподвижности суставов, выработке необходимых временных компенсаций. Для решения этих задач применяют упражнения для симметричной конечности, для суставов, свободных от иммобилизации, идеомоторные упражнения и статические напряжения мышц (изометрические), упражнения для иммобилизированной конечности. Решению общих задач способствуют общеразвивающие упражнения, дыхательные упражнения статического и динамического характера, упражнения на координацию, равновесие, с сопротивлением и отягощением. Упражнения не должны вызывать боль или усиливать ее. При открытых переломах упражнения подбирают с учетом степени заживления раны.
II период (постиммобилизационный) начинается после снятия гипсовой повязки или вытяжения. У больных образовалась привычная костная мозоль, но в большинстве случаев снижена сила мышц, ограничена амплитуда движения в суставах. В этом периоде ЛФК направлена на дальнейшую нормализацию трофики в области травмы для окончательного формирования костной мозоли, ликвидации атрофии мышц и достижения нормального объема движений в суставах, ликвидации временных компенсаций, восстановления осанки.
При применении физических упражнений следует учитывать, что первичная костная мозоль еще недостаточно прочна. В этом периоде увеличивают дозировку общеукрепляющих упражнений, тренируют вестибулярный аппарат, обучают передвижению на: костылях, тренируют спортивную функцию здоровой ноги (при травме ноги), восстанавливают нормальную осанку. Для восстановления силы мышц используют упражнения с сопротивлением, предметами, у гимнастической стенки.
В III периоде (восстановительном) ЛФК направлена на восстановление полной амплитуды движения в суставах, дальнейшее укрепление мышц. Общеразвивающие гимнастические упражнения применяют с большей нагрузкой, дополняют их ходьбой, плаванием, физическими упражнениями в воде, механотерапией.
Таким образом, ЛФК, являясь важнейшим средством реабилитации, позволяет студентам с травмами или заболеваниями чувствовать себя в порядке, как в физическом плане, так и психологическом.
Список литературы
- Токарь Е.В. Лечебная физическая культура. Учебное пособие / Е.В. Токарь. – Благовещенск: Амурский гос. ун-т, 2018. – 76 с.
- Пархаева О.В., Судакова Ю.Е. Лечебная физическая культура как эле-мент физической культуры обучающихся // Научная Идея. 2017. №1.