К ВОПРОСУ О ПОНИМАНИИ ТЕРМИНА «ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ УСЛУГИ

К ВОПРОСУ О ПОНИМАНИИ ТЕРМИНА «ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ УСЛУГИ

В статье рассматриваются законодательный и научные подходы к толкования термина «государственные и муниципальные услуги» и на их основе формулируется термин автора.

Авторы публикации

Рубрика

ПРОЧЕЕ

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 7 (105), Февраль ‘23

Дата публикации 25.02.2023

Поделиться

Введение

Актуальность темы данной статьи обусловлена тем, что институт государственных услуг, с момента введения его в реальность в правовое поле и реальность, отсутствует единое понимание термина «государственные и муниципальные услуги». При разработке законопроектов, нужно учитывать общее понимание сути термина для дальнейшего усовершенствования института государственных услуг.

От качества предоставляемых услуг напрямую зависит уровень жизни населения. Государственные услуги присутствуют во всех сферах общества и предоставляются на весь период его существования.

Понятие «государственные и муниципальные услуги» не имеет в литературе единого понимания. Свой вклад в понимание данного термина  внесли следующие научные исследователи: Манохин В. М, Сакулина Л. Л., Курбатова О. В., Герба В. А., Семенехин В. В., Игнатова Т. В., Аширова М. Н.,   Булгакова К. Р., Ефанова О. А., Исаков А. Р., Иванов В. И., Руденко И. А., Жидкова О. С., Иванченко Т. Я.

Первым нормативно-правовым актом, который ввел понятие «государственные услуги» в российский законодательный массив является Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» [5], по которому одной из четырех групп функций государственных органов исполнительной власти названа функция по оказанию государственных услуг.

Понятия государственных и муниципальных услуг сформулированы отдельно в Федеральном законе от 27.07.2010 № 210 «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» [4]. Государственные услуги оказываются в соответствии с федеральным и региональным законодательством, муниципальные услуги в соответствии с федеральным законом от 06.10.2003 № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [3]. 

 

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 

Государственная услуга, предоставляемая федеральным органом исполнительной власти, органом государственного внебюджетного фонда, исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органом местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, - деятельность по реализации функций соответственно федерального органа исполнительной власти, государственного внебюджетного фонда, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органа местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, полномочий органов, предоставляющих государственные услуги, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления - деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и уставами муниципальных образований, а также в пределах предусмотренных указанным Федеральным законом прав органов местного самоуправления на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения, прав органов местного самоуправления на участие в осуществлении иных государственных полномочий, если это участие предусмотрено федеральными законами, прав органов местного самоуправления на решение иных вопросов, не отнесенных к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенных из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, в случае принятия муниципальных правовых актов о реализации таких прав.

В законодательстве имеется еще одно определение государственных (муниципальных) услуг, согласно которому государственные (муниципальные) услуги (работы) – услуги (работы), оказываемые (выполняемые) органами государственной власти (органами местного самоуправления), государственными (муниципальными) учреждениями и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, иными юридическими лицами [2].

По сравнению с определением из 210-ФЗ, не совпадает круг субъектов, на которых возложено оказание государственных (муниципальных) услуг. Если в Федеральном законе «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» это федеральные органы исполнительной власти, органы государственного внебюджетного фонда, исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления (в установленных законом случаях), то Бюджетный кодекс РФ к субъектам, предоставляющим государственные и муниципальные услуги в бюджетной сфере, относит органы государственной власти, органы местного самоуправления, государственные (муниципальные) учреждения, иные юридические лица (в случаях, установленных законодательством РФ).

Таким образом, можно сформировать общее понятие на основе предоставленного федеральным законодательством: государственная и муниципальная услуга – это предоставляемая органами исполнительной власти и органами местного самоуправления услуга, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных ограничений федеральным, региональным и местным законодательством.

Термин «государственная услуга» недостаточно разработан в российской юридической науке, поэтому существуют различные подходы к его определению.

С точки зрения толкования термин «услуга», это действие, которое приносит пользу второму лицу по заказу второго лица, характеризующаяся формальной неосязаемостью результата предоставляемого результата. Таким образом, исходя из понимания терминологии, государственная и (муниципальная) услуга должна помогать получателям услуги, физическими и юридическим лицам, в удовлетворении потребностей, которые оказывают исполнительные органы власти. Это подкрепляется п. 2 ст. 6 Конституции [1].

Согласно одной из позиций, государственные услуги – это услуги, оказываемые органами государственной власти каждому отдельному индивиду, обратившемуся за ними.

Нестеров А. В. к государственным услугам (услугам власти) относят бесплатные услуги, согласно закону оказываемые уполномоченными услугодателями добровольно обратившимся заинтересованным лицам в соответствии с регламентами и стандартами государственных услуг, предоставляемых за счет использования ресурсов государства [8]. 

Государственные и муниципальные услуги – это совокупность услуг, оказываемых органами государственного и муниципального управления, а также их должностными лицами в отношении населения или хозяйствующих субъектов, выступающих в качестве заявителей [6]. 

Государственная услуга относится к деятельности государства в лице его компетентных органов. В этой связи следует согласиться с утверждением А. И. Коломеец о том, что «государственная услуга, в первую очередь, характеризует субъекта, оказывающего услугу: это всегда государственные органы» [7]. 

Хотя также существует возможность передачи государственных полномочий на исполнение подведомственным учреждениям, органам местного самоуправления и другим организациям, однако оказание муниципальными органами услуг не может рассматриваться как государственное, исходя из конституционного статуса органов местного самоуправления. 

Важно отметить, что не все государственные услуги имеют полномочия оказания государственных услуг. И хотя, согласно получившей широкое распространение концепции «сервисного» государства, в широком смысле все государственные органы исполняют функции по оказанию услуг обществу, в узком смысле, функцию оказания услуг могут выполнять только органы исполнительной власти, это и вытекает из цели существования данной ветви власти, как, впрочем, и остальных двух. 

Сервисная идея становления государственной власти основывается на простой схеме – «производитель услуги» - «получатель услуги». В этой концепции легитимность и устойчивость государственного аппарата основывается на эффективности действий государственного управления и, в частности, государственных служащих. 

И именно в этой концепции эффективность государственного аппарата оценивается удовлетворенностью потребителей. Ответственность за социальное обеспечение и безопасность возлагается на государство, которое в этой концепции призвано гарантировать удовлетворение потребностей населения, в числе которого, отдельных групп и отдельных личностей.

Сервисный подход видится в развитии цифровизации государственных и муниципальных услуг: онлайн-услуги, единый портал государственных услуг в виде сайта и приложений для мобильных услуг для ускорения получения данных услуг. 

Государственные услуги непосредственным образом связаны с публичными функциями государства, их оказание государственными структурами основано на этих функциям и вытекает из них. Действующее нормативное поле не содержит единой типологии функций органов исполнительной власти. Исключение составляет Указ Президента № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», в котором приведена нормативно оформленная классификация функций [5].  

Функции по оказанию государственных услуг трактуются Указом как предоставление органами власти и подведомственными им организациями услуг гражданам и организациям в области образования, здравоохранения, социальной защиты населения и в других областях, установленных федеральными законами. 

 

ВЫВОДЫ

Таким образом, мы можем сформулировать единое понимание термина «государственные и муниципальные услуги» на основе законодательного и научного подходов: государственные и муниципальные услуги – это предоставляемая органами исполнительной власти и органами местного самоуправления услуга на безвозмездной основе, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных ограничений федеральным, региональным и местным законодательством в соответствии со стандартами качества их оказания за счёт использования ресурсов государства.

Список литературы

  1. Конституции Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 // Российская газета. – 1993. – 25 декабря.
  2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 года № 145-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 03.08.1998, № 31, ст. 3823
  3. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // СЗ РФ. – 2003. – № 40. – Ст. 3822.
  4. Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» // Российская газета. – 2010. – 30 июля.
  5. Указ Президента № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» // Российская газета. – 2004. – 12 марта
  6. Организация работы органов и учреждений социальной защиты населения: учебник / под ред. В.Ш. Шайхатдинова, А.Н. Митина. — Москва: ИНФРА-М, 2022. — 346 с.
  7. Коломеец А. И. Актуальные проблемы предоставления государственных (муниципальных) услуг // Научные исследования. 2017. № 3. С. 19-22.
  8. Нестеров А. В. Понятие услуги государственной, общественной (социальной) и публичной // Государственная власть и местное самоуправление. 2020. № 3. С. 16-23.

Предоставляем бесплатную справку о публикации, препринт статьи — сразу после оплаты.

Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary