Правовое регулирование любого процесса, деятельности и отношений, как известно требует наличия не только совокупности юридических норм регламентирующих соответствующий кластер правоотношений, но и наличие предмета и объекта такого регулирования. Прочно сложившиеся отношения между субъектами различных сфер деятельности неизбежно влекут за собой появление определенных правил поведения. Данные правила могут быть основаны и сформированы исключительно на четком понимании того, что именно подвергается правовому регулированию, какова правовая суть и природа предмета и объекта регулирования, какие отношения будут подпадать под правовое поле таких правил, какие участники отношений будут иметь возможность реализации своих имущественных интересов, и самое главное, будут ли достигнуты цели самого регулирования. Тем более если учесть, что гражданское право регулирует экономические отношения, развивающиеся быстрее права, поэтому всегда возможна ситуация, когда отношения, в принципе подпадающие под гражданско-правовое регулирование, оказываются неурегулированными нормами гражданского права [1, с. 55]. Очевидно, что решение таких вопросов возможно лишь при условии законодательного определения соответствующего понятия сферы деятельности или отношений. К примеру, отношения в сфере предпринимательства регулируются гражданским законодательством исходя из имеющегося ст. 2 ГК РФ определения предпринимательской деятельности как самостоятельной, осуществляемой на свой риск деятельности, направленной на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг [2]. Нормы права направленные на развитие предпринимательства, защиту их интересов, устанавливающие ответственность и правовой статус в целом, формируются на основе конкретизации понятия предпринимательской деятельности.
На сегодняшний день отношения по поводу оборота ценных бумаг, валюты, полезных ископаемых и других товаров и услуг складываются на финансовом рынке. Степень значимости и влияния финансового рынка на рост экономики и гражданского оборота сложно переоценить. Соответственно правовое регулирование финансового рынка должно иметь оптимально выстроенную систему нормативно-правовых актов данной сфере. В России применяются ряд федеральных законов, регулирующих финансовый рынок, но ни один из них не содержит определения финансового рынка. Одним из характерных черт финансового рынка является возможность его участников заключать различные сделки в отношении ценных бумаг, финансовых инструментов и услуг на биржевом и на не биржевом рынках. Федеральный закон «Об организованных торгах» от 2.11.2011 N 325-ФЗ в ст. 1 объектом своего регулирования устанавливает отношения, возникающие на организованных торгах на товарном и (или) финансовом рынках, устанавливает требования к организаторам и участникам таких торгов, определяет основы государственного регулирования указанной деятельности и контроля за ее осуществлением [3]. В такой ситуации, крайне сложно перечислить все отношения и круг субъектов, подпадающих под правовое влияние этого закона, без конкретного определения финансового рынка, не говоря уже о том, как квалифицировать определенные правоотношения, которые содержат внешние признаки отношений складывающихся на финансовом рынке. Другой Федеральный закон «О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка» от 13.07.2015 N 223-ФЗ в ст. 2 устанавливает в качестве одной целей деятельности саморегулируемых организаций - развитие финансового рынка Российской Федерации [4]. Думается что оптимальный результат по достижению указанной цели возможен лишь при условии внятного разъяснения законом понятия финансового рынка, о том какие конкретно отношения, между кем и по поводу чего складываются на нем.
Следующий вопрос, заслуживающий пристального внимания, это субъектный состав регулирования финансового рынка. И тут нужно сразу отметить, что процесс регулирования распределен между двумя формами: государственное регулирование и саморегуляция. Государственное регулирование представлено деятельностью Центрального Банка России. Это обусловлено прежде всего тем что Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 10.07.2002 N 86-ФЗ устанавливает одной из своих целей регулирования, контроля и надзора за некредитными финансовыми организациями - обеспечение устойчивого развития финансового рынка Российской Федерации и защиту прав и законных интересов инвесторов на финансовых рынках [5]. К тому же Банку России дано право, осуществлять регулирование, контрольные и надзорные функции за точным соблюдением субъектами рынка требований законодательства об акционерных обществах, рынке ценных бумаг. Что же касается саморегулирования то здесь можно наблюдать его весьма высокий уровень, ввиду того что некоторые контрольно-надзорные компетенции сосредоточены в рамках полномочий саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка. Учитывая обстоятельство, при котором финансовый рынок распадается два сектора (на банки, кредитные организации, и на некредитные организации) саморегуляция будет во многом ограничиваться требованиями Центрального Банка. Так как лица, занимающиеся профессиональной деятельностью в сфере финансового рынка, должны быть членами саморегулируемой организации, что является обязательным условием для наличия прав на осуществление такой деятельности. Из чего следует проблемность соотношения государственного регулирования и саморегулирования. Кроме того, Банк России будучи мегарегулятором отношений в сфере финансового рынка, сам является его участником, то есть может совершать определенные сделки на нем.
Еще один не маловажный вопрос, касающийся регулирования финансовых рынков который как нам кажется стоит осветить, это способы совершения сделок на различных сегментах рынка. Учитывая сложившуюся обстановку на мировом и соответственно российском финансовом рынке, можно выделить его основные сегменты (соответствующие обращаемым активам, товарам, услугам секторы). По таким сегментам рынок распадается на рынок капиталов, валютный рынок, фондовый рынок, рынок драгоценных металлов, товарный, кредитный рынок и прочие рынки. Как известно любой рынок предполагает оборот каких-либо объектов гражданских прав, посредством заключения различных сделок, которые условно можно назвать куплей-продажей. Такие сделки на любом сегменте рынка совершаются при помощи производных финансовых инструментов – договоров (контрактов) стороны которого, обязуются купить или продать товар, ценную бумагу, совершить сделку или вполнить определенное действие в будущем, или при наступлении определенных обстоятельств, по цене (условиям), определяемым на момент заключения договора. Если на момент исполнения обязательств по договору, рыночная стоимость товара или ценной бумаги (базисного актива) выросла или упала, то стороны соответственно получают прибыль или несут убытки. Благодаря производным финансовым инструментам (деривативам) достигается определенный позитивный результат в зависимости от целей субъектов рынка.
Рассмотрим несколько примеров применения деривативов обусловленных определенной целью сторон их заключающих.
1. Пример хеджирования. Участники рынка, предполагающие, что цена на нефть будет снижаться, могут заключить фьючерсный договор (вид дериватива) где будут выступать продавцом определенного количества нефти, по цене, установленной на момент заключения сделки, а поставку нефти будут осуществлять через месяц. Другие участники рынка, рассчитывая, что цена на нефть будет расти, выступят в такой сделке в качестве покупателей и приобретут нефть через месяц по условленной стоимости. Таким образом, покупатели и продавцы нефти трансформируют свои обязательства по её купле-продаже в данный фьючерсный договор (контракт) где продавец фьючерса обязуется поставить нефть по оговоренной цене и в установленный срок, а покупатель фьючерса заплатить эту сумму. Если стоимость нефти повысится, то продавец контракта получит прибыль, ели понизится, то продавцу удастся избежать имущественных потерь. Тем самым, участники рынка хеджируют (страхуют) свои имущественные риски (интересы) на случай изменения цены на нефть (базисный актив). При этом реальная поставка нефти не всегда обязательна, достаточно осуществить перерасчет, основанный на разнице в цене нефти, сложившейся на рынке на момент исполнения договора и ценой установленной в момент его заключения.
2. Пример спекуляции. Другая категория участников рынка – спекулянты, которые покупают такие фьючерсы по определенной цене с целью получения нефти в будущем по выгодной цене, либо разницы, в качестве прибыли. В данном случае, при покупке или продаже фьючерсов, происходит перемена лиц в обязательстве, то есть обязанность стороны выплатить оговоренную контрактом сумму в момент его исполнения, автоматически переходит к лицу, которое приобрело этот контракт. При этом необходимые действия, предусмотренные главой 24 ГК РФ, направленные на перемену лиц в обязательстве и передаче договора, не осуществляются.
3. Пример арбитража. Участники рынка, предвидя его нестабильность в виде резких колебаний спроса на те, или иные активы, либо понижение спроса на определенные товары, могут одновременно заключить контракт на продажу и покупку разных деривативов на различные базисные активы (разнонаправленные договоры), что дает возможность поддерживать баланс на рынке, то есть делать его привлекательным для других участников, (потому как без них рынок «рухнет») и одновременно получать небольшую, но безрисковую прибыль.
Как видно из приведенных примеров, деривативы обладают уникальной способностью удовлетворять интересы всех участников рынка. Однако правовое регулирование производных финансовых инструментов как договоров, на современном этапе развития теории гражданского права и его норм осуществляется крайне поверхностно. Нормы ГК РФ не регулируют такой вид договоров, а действующее законодательство лишь дает определение деривативным договорам, не устанавливая правовой режим сторон, порядок его заключения и не конкретизируя обязательства, порождаемые такой сделкой.
Таким образом, правовое регулирование финансового рынка должно начинаться с нормативного закрепления его дефиниции. С учетом характера и цели финансового рынка как системы функционирования экономики с минимизацией бездействующего капитала, путем непрерывного перелива финансовых ресурсов в наиболее перспективные отрасли [6, с. 107], отношения на финансовом рынке должны регулироваться преимущественно нормами гражданского права. Как справедливо заметил А.В. Турбанов «…совершаемые на финансовом рынке сделки не могут и не должны регулироваться нормами финансового права. Это бы означало огосударствление рынка и нивелирование частных интересов. Более того, сделки на рынке с участием государственных (публичных) финансов (финансовых инструментов) тоже не являются предметом публично-правового регулирования, поскольку государство в данном случае выступает как равный партнер наряду с другими участниками рынка и его деятельность подпадает под частноправовое (гражданско-правовое) регулирование» [7, с. 14]. При этом саморегуляция финансового рынка на наш взгляд не должна превышать те пределы, за которыми стоят национальные интересы государства.
Список литературы
- Лукьяненко М.Ф. Л 84 Оценочные понятия гражданского права: разумность, добросовестность, существенность. – М.: Статут, 2010. – 423 с.
- Гражданский кодекс Российской федерации от 30.11.1994 № 51-ФЗ. Консультант Плюс: справочная правовая система: [сайт]. [Электронный ресурс] - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/ (Дата обращения: 31.05.2021).
- Федеральный закон «Об организованных торгах» от 21.11.2011 N 325-ФЗ. Консультант Плюс: справочная правовая система: [сайт]. [Электронный ресурс] - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121888/ (Дата обращения: 31.05.2021).
- Федеральный закон «О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка» от 13.07.2015 N 223-ФЗ. Консультант Плюс: справочная правовая система: [сайт]. [Электронный ресурс] - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_182662/ (Дата обращения: 31.05.2021).
- Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации» от 10.07.2002 N 86-ФЗ. Консультант Плюс: справочная правовая система: [сайт]. [Электронный ресурс] - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37570/ (Дата обращения: 02.06.2021).
- Аристова Е. В. Теоретические основы взаимосвязи сегментов финансового рынка России : дис. …канд. экон. наук : 08.00.01 / Аристова Елена Владимировна ; НИТПУ; науч. рук. Е.Г. Новоселова. – Томск., 2014. – 227 с.
- Турбанов, А. В. Финансовое право и финансовый рынок (часть 2 / А. В. Турбанов // Финансовое право. – 2021. – № 1. – С. 10-16.