ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПОЖАРОТУШЕНИЯ И ПРОВЕДЕНИЯ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ РАБОТ В ТУННЕЛЯХ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПОЖАРОТУШЕНИЯ И ПРОВЕДЕНИЯ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ РАБОТ В ТУННЕЛЯХ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА

Авторы публикации

Рубрика

Пожарная безопасность

Просмотры

150

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 4 (102), Февраль ‘23

Дата публикации 01.02.2023

Поделиться

В статье проведен анализ пожарной опасности и потенциальных рисков в туннелях автомобильного транспорта. Приведены статистические данные о произошедших пожарах вышеуказанных туннелях на территории Российской Федерации и за рубежом. Также в статье рассмотрен международный опыт организации пожаротушения и проведения аварийно-спасательных работ в туннелях автомобильного транспорта.

Согласно общепринятому определению, туннель-это горизонтальное или наклонное подземное сооружение, одно из измерений которого (длина) значительно превосходит по размерам два других (ширину и высоту). Туннели могут быть предназначены для движения различных видов транспорта, но основная и общепринятая их классификация представлена на рисунке 1.

Рисунок 1. Классификация транспортных туннелей

В выше представленной схеме не отражен так же такой вид транспортных туннелей, как комбинированный, который может сочетать в себе несколько видов транспортных туннелей одновременно. Как правило, это сочетание пешеходной зоны туннеля с каким-либо видом транспорта или сочетание нескольких видов транспорта. Наибольшую опасность представляют собой туннели, в которых может одновременно быть организовано движение автомобильного транспорта и железнодорожных составов, как грузовых, так и пассажирских. В данной статье остановимся на детальном анализе всех потенциальных рисков туннелей для автомобильного транспорта. На рисунке 2 представлена информация о пожарах на различных объектах в Российской Федерации за 2022 год.

Рисунок 2. Статистика пожаров на различных объектах в Российской Федерации за 12 месяцев 2022 года

Как видно, только лишь три процента пожаров приходится на все виды транспорта, при этом тяжело сказать, сколько именно на пожары с транспортом, которые произошли внутри туннельного пространства. Подобных статистических данных просто нет, так учет пожаров в туннелях отдельно не ведется. Стоит упомянуть отдельные случаи крупных пожаров, которые произошли в туннелях, вследствие которых пострадало большое количество людей, а также был причинен значительный материальный ущерб.

24 марта 1999 года в туннеле под Монбланом произошел серьезный пожар, в результате которого:

  • Погибло 39 человек;
  • Повреждено около 1200 метров тоннеля;
  • Уничтожены аварийные убежища;
  • Расплавлен асфальт и облицовка сводов;
  • Сгорели 2 пожарные машины, 23 грузовика, 10 легковушек и 1 мотоцикл;
  • Дорогу под Монбланом закрыли на три года, а на реконструкцию тоннеля потратили 400 миллионов евро.

Для визуального представления на рисунке 3 представлен ряд фотоматериалов, сделанных с места пожара.

Рисунок 3. Фотоматериалы с пожара в туннеле Монблан

Одним из основных правил осуществления движения транспортных средств внутри туннеля – это  полный запрет на остановку, когда автомобили движутся по проезжей части внутри туннеля. Это, прежде всего, связано с требованиями обеспечения безопасности водителей и пассажиров транспортных средств, а также с требованиями обеспечения безопасного движения автомобильного транспорта. То есть, движение внутри туннеля – это  непрерывный процесс и в случае возникновения дорожно-транспортного происшествия или пожара, существует риск возникновения более значительных последствий из-за отсутствия возможности заблаговременно остановить транспортное средство. Особую опасность представляют транспортные средства, осуществляющие перевозку опасных грузов в любом агрегатном состояние.

Отдельно стоит выделить транспортные средства, осуществляющие перевозку легковоспламеняющихся и горючих жидкостей. При дорожно-транспортном происшествии может произойти утечка легковоспламеняющихся и горючих жидкостей с последующим возгоранием, что, в свою очередь, внутри туннельного пространства может повлечь воздействие всех опасных факторов пожара, воздействующим на всех участников движения. К опасным факторам пожара, воздействующим на людей и имущество, относятся:

1) Пламя и искры;

2) Тепловой поток;

3) Повышенная температура окружающей среды;

4) Повышенная концентрация токсичных продуктов горения и термического разложения;

5) Пониженная концентрация кислорода;

6) Снижение видимости в дыму.

К сопутствующим проявлениям опасных факторов пожара относятся:

1) Осколки, части разрушившихся зданий, сооружений, транспортных средств, технологических установок, оборудования, агрегатов, изделий и иного имущества;

2) Радиоактивные и токсичные вещества и материалы, попавшие в окружающую среду из разрушенных технологических установок, оборудования, агрегатов, изделий и иного имущества;

3) Вынос высокого напряжения на токопроводящие части технологических установок, оборудования, агрегатов, изделий и иного имущества;

4) Опасные факторы взрыва, происшедшего вследствие пожара;

5) Воздействие огнетушащих веществ.

Все вышеперечисленные факторы могут возникнуть при возгорании в туннеле. Если пожар происходит с транспортным средством, то движение в туннеле необходимо останавливать и перекрывать все въезды в туннель, при чем, незамедлительно. При этом необходимо предусмотреть организацию и проведение мероприятий, направленных на беспрепятственный проезд пожарно-спасательной техники пребывающих пожарно-спасательных подразделений. В случае, если выезд всех участников движения невозможен, необходимо организовать эвакуацию водителей и пассажиров транспортных средств из туннеля. Работу пожарных и спасателей необходимо организовывать только в средствах индивидуальной защиты органов дыхания с двойным запасом спасательных устройств и необходимого пожарно-технического вооружения и оборудования.

Огнетушащие вещества на тушение очага пожара следует подавать с наветренной стороны, чтобы избежать возможности травматизма и гибели личного состава пожарно-спасательных подразделений. Выбор огнетушащих веществ следует осуществлять с учетом пожарной нагрузки и веществ, которые горят внутри туннеля. Как правило, оптимальным и наиболее эффективным огнетушащим веществом для тушения пожаров в туннелях является пена средней кратности, которую можно подать из ручных пенных стволов.

Список литературы

  1. Абрамчук В.П., Власов С.Н., Мостков В.М. Подземные сооружения. М.: ТА Инжиниринг, 2005. — 470 с. — ISBN: 5-9900476-2-2.
  2. Бугаева О.Е. Проектирование обделок транспортных тоннелей. Л.: Ленинградский институт инженеров железнодорожного транспорта, 1963. — 100 С.
  3. СНиП 32-04-97.Тоннели железнодорожные и автодорожные. М., 1997. 20 С.
  4. Галич А.В., Ильницкий С.В., Боровков А.В. Пожарная безопасность на транспорте и объектах инфраструктуры. Научно-аналитический журнал «Надзорная деятельность и судебная экспертиза в системе безопасности». 2021 № 1 (ISSN 2304-0130) С. 59-64
  5. Ильницкий С.В., Гера В.А., Ефремов П.В., Особенности организации пожаротушения и проведения аварийно-спасательных работ в туннелях железнодорожного транспорта. Международный научный журнал «Научный лидер» (ISSN 2713-3168). 2023 № 3 (101). С. 184-187.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Остался последний день
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее