Роль пространственного решения в театрализованных концертах

Роль пространственного решения в театрализованных концертах

Авторы публикации

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 3 (101), Январь ‘23

Дата публикации 30.01.2023

Поделиться

Каждый из театрализованных концертов имеет свою тему, свою смысловую и эмоциональную драматургию. Для ее выстраивания режиссеру необходимо создавать общую интонацию, обращаясь к помощи пространственного и музыкального решений. Они необходимы.

Театрализованный концерт – формат праздника, который доступен любому учреждению культуры –  от сельского клуба до огромного концертного зала [2, с. 34]. Но поскольку театрализованный концерт – соединение художественного и смыслового, независимо от масштаба мероприятия и его организаторов, роль пространственного и музыкального решения неоспорима. Пространное решение – это точное выстраивание характера номера или концерта, его атмосферы с помощью различных световых, декорационных и прочих средств.  Это все необходимое,  задающее нужный тон действию.

Может показаться, что главная задача решения пространства -  взять внимание зрителей. Но театрализованный концерт – сплочение художественного и смыслового, отсюда следует, что держать внимание зрителей невозможно без внутреннего содержания, без раскрытия тематики концерта через номера.

Концерты составляются из номеров уже имеющихся или вновь создаваемых, но обязательно полностью исполняемых. Недопустимо то варвар­ское отношение к номерам, к которому порой прибегают во имя динамики концерта; недопустимо сокращение, изменение компози­ции без учета формы и внутренней драматургии исполняемого про­изведения [7, с. 28].  Помимо того, не стоит пренебрегать их сценическими решениями.

Театрализованный концерт «Все еще живы», посвященному 75-летию Победы. Хореографический номер «Белые сны» решен в голубом, приглушенном свете. Под трепетный звук «Колыбельной» Архиповского босые юноши ступают по стелящемуся туману дыммашины. Вся их хореография плавная, как бы невесомая. Именно от этого заданного тона с помощью не только сценического самочувствия юношей, но и пространственного дополнения, у зрителей рождается образ полета, сна. Только потом выбегут дети, а юноши будут их укачивать и нежно укрывать огромным одеялом, только потом дети сами укроют одеялом своих отцов. Но без этого найденного тона, без трепета, без приглушенного света зрителям было бы тяжело ощутить режиссерскую интонацию.

Несмотря на уникальность и своеобразие жанров, номера должны быть тщательно отобраны, не должны перечеркивать тематику концерта. Приведенный выше пример не противоречит Дню Победы, ведь, если говорить дословно, оголяя до сути - лежащие юноши, которых укрывают дети, отсылают нас мыслями к  братским могилам.

Чего должен добиваться режиссер, готовя тематический театра­лизованный концерт? Прежде всего, четкой идейной его выразительности и художест­венной образности. Создание особого сценического пространства помогает режиссеру прокладывать нить понимания со зрительным залом, а потом играть на ней, словно на струне. Например, вариантом настраивания контакта с залом может служить некая ассоциативность, узнавание.

Когда зритель приходит на концерт и знает, чему он посвящен, он настраивается на определенную тематическую волну и ждет воздействия, которое должно удовлетворить его интерес. Очень ва­жно не обмануть ожидания зрителя, надо не только привлечь его внимание, заинтересовать, взволновать, воздействуя на его разум и эмоции системой художественных образов. Например,  в концертной программе кинофестиваля «Виват кино России!» кинолента считывается и наглядно (выход на сцену героев с помощью встроенной в пол «багажной карусели»), и образно (прожитые роли артистов в кино).

Использование художественного или документального киноматериала возможно не только в контексте кинофестиваля. Киноматериалы могут раскрывать место действия, передать эпоху, создавать необходимую атмосферу и подтверждать режиссерскую мысль. Например, театрализованный концерт «Салют победы» в рамках фестивале 70-летия Победы, решен в канве судьбы военного оператора. Таким образом, появляется не только абсолютно органичное использование проектора (в качестве экрана в кинотеатре), но и режиссерский замысел, интересная интонация концерта, поскольку военный оператор невольно воспринимал все события через объектив камеры.

Например, сын оператора говорит о первом воспоминании с папой – поход на картину «Тимур и его команда» - и на сцене появляется цирковой коллектив, выстраивающий номер с использованием галстуков, труб, общего приподнятого, сплоченного состояния. Или, например, в хореографическом номере люди в госпитале собираются за просмотром «Веселых ребят» и не могут устоять, танцуют сначала ногами, потом самые здоровые  пускаются в общий пляс. И этот номер решен именно во взаимодействии с, непосредственно, экраном (как бы экраном в госпитале). Он – источник их внезапной радости и веры в лучшее.

Каждый из театрализованных концертов имеет свою тему, свою смысловую и эмоциональную драматургию. Для ее выстраивания необходимо создавать общую интонацию, обращаясь к помощи пространственного и музыкального решений. Истоки номеров и их комбинации разные, поэтому решения могут возникнуть абсолютно любые. Главное – позволить им рождаться. Быть чутким к материалу, не важно, собран он из профессионального или самодеятельного творчества. Режиссеру нужно хотеть транслировать зрителю идею, быть чутким к художественному.

Список литературы

  1. Э.В.Вершковский. Режиссура театрализованных представлений и праздников. — Санкт-Петербург: Нестор-История, 2017г. – С. 88
  2. Д.М.Генкин. Массовые праздники — Москва: Просвещение, 1975г.. — 69 с.
  3. Б.Е.Захава. Мастерство актера и режиссера. — Москва: Искусство, 1969г. — С.318
  4. А.И.Мазаев. Праздник, как социально-художественное явление: Опыт историко-теоретического исследования — Москва: Наука, 1978г. — С.381
  5. О.Л.Орлов. Российский праздник как феномен культуры — Санкт-Петербург, 2004г. — С.41
  6. Г.А.Товстоногов. Зеркало сцены: учебное пособие, 7-е изд. — Санкт-Петербург: Планета Музыки, 2021г. — С.397
  7. И.М.Туманов. Режиссура массового праздника и театрализованного концерта – Москва: Просвещение, 1976г. — 88 с.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 5 дней до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary