Профессиональная деятельность - важная составляющая жизни человека. Он считается здоровым, когда у него гармонично развиваются потенциальные физические и творческие силы, делающие его зрелым, работоспособным и активным членом общества. Эффективность такого вида профессиональной деятельности, как педагогическая, во многом зависит не только от того, как учитель умеет координировать свои действия, поступки, высказывания и эмоции, но и от состояния физического, психического и социального благополучия.
Проблема профессионального здоровья педагога является особенно значимой, поскольку именно от педагога в больше степени зависит здоровье подрастающего поколения. Ведь учитель - это ключевая фигура образовательного процесса, носитель знаний, образец поведения, здорового образа жизни и адекватного отношения к здоровью. Современному педагогу приходится выдерживать социальные, психофизические и профессиональные нагрузки, возникающие в своей деятельности и профессиональном развитии. [1,7,9].
Проблема профессионального здоровья педагога только в настоящее время привлекает к себе внимание ряда исследователей. Одним из первых исследователей, обратившихся к проблеме профессионального здоровья учителя, является Л.М. Митина, определившая профессиональное здоровье
учителя как «способность организма сохранять и активизировать компенсаторные, защитные, регуляторные механизмы, обеспечивающие работоспособность, эффективность [8].
Цель работы состояла в выявлении профессиональных рисков, влияние нагрузки, а также анализ состояния здоровья школьных учителей, педагогов СПО и ВУЗов.
Современный этап развития российского образования характеризуется переходом к инновационному развитию, основные направления которого изложены в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа». В условиях реализации данной инициативы существенно возрастают нагрузки на учителя.
Ведущими факторами риска, влияющих на здоровье педагогов, являются: высокое психоэмоциональное напряжение; необходимость переключать внимание на самые разнообразные виды деятельности; повышенные требования к вниманию, памяти; постоянную нагрузку на речевой аппарат; гиподинамию; ортостатические нагрузки; неудовлетворенность своей трудовой деятельностью; продолжительное пребывание в аудитории; низкий уровень психологической культуры; недостаточное развитие коммуникативных способностей и навыков самоорганизации у некоторых педагогов; индивидуальные психофизиологические свойства (например, слабую нервную систему); слабую профессиональную подготовленность [7].
К напряженным ситуациям педагогической деятельности исследователи (А.К. Маркова, Л.М. Митина, М.М. Рыбакова, И.И. Рыданова и др.) относят:
- ситуации взаимодействия учителя с учащимися на уроке (нарушение дисциплины и правил поведения на уроке, непредвиденные конфликтные ситуации, непослушание, игнорирование требований учителя, глупые вопросы и т.д.);
- ситуации, возникающие во взаимоотношениях с коллегами и администрацией школы (резкие расхождения во мнениях, перегруженность поручениями, конфликты при распределении нагрузки, чрезмерный контроль за учебно-воспитательной работой, непродуманность нововведений в школе и т.д.);
- ситуации взаимодействия учителя с родителями учащихся (расхождения в оценке ученика учителем и родителями, невнимание со стороны родителей к воспитанию детей и т.д.) [6].
Профессия педагога связана с риском возникновения таких заболеваний, как различные нарушения голосообразования, нервные расстройства (чаще в форме астеноневротических состояний), заболевания сердечно-сосудистой системы (гипертонические проявления, вегетососудистая дистония, стенокардия и др.), заболевания верхних дыхательных путей, нарушения зрения, остеохондроз, варикозное расширение вен нижних конечностей и др. Интенсивная нагрузка на речевой аппарат приводит к формированию дисфонии и афонии. По сравнению с другими профессиональными группами у педагогов достаточно высок риск возникновения невротических расстройств, накопления «тяжелых» форм неврозов, психосоматических проблем [5].
Московская городская организация Профсоюза работников народного
образования и науки Российской Федерации (МГО Профсоюза), как
и многие коллеги из других регионов провела исследование режима рабочего времени педагогических работников общеобразовательных организаций (воспитателей и учителей). В этом исследовании не просто определялось рабочее время учителя, но и время организации его повседневной жизни, в том числе семейной и культурной, время на здоровье и на возможность самореализации. Частичные результаты проведенного исследования физического состояния педагогов представлены в таблице 1:
Таблица 1 – Недельная нагрузка учителя по направлениям деятельности
Недельные временные затраты учителя по видам выполняемой аудиторной и внеаудиторной деятельности |
Среднее количество затраченного времени (в часах) |
|
21 |
|
3 |
|
2,5 |
|
1,5 |
|
1,5 |
Аудиторная работа: |
29,5 |
|
10 |
|
3 |
|
2 |
|
1,5 |
|
8 |
|
3 |
|
1 |
Внеаудиторная работа, часто - домашняя |
28,5 |
|
1,5 |
|
1 |
|
1 |
|
1 |
Воспитательная работа с детьми и родителями |
4,5 |
|
1 |
|
0,5 |
|
1 |
|
1 |
Общественная методическая работа |
3,5 |
|
3 |
|
1 |
|
0,5 |
Работа по повышению ПК. В том числе средствами ИКТ |
4,5 |
ИТОГО: 70,5 часа |
По результатам этого исследования было выявлено, что недельная рабочая нагрузка учителя (при аудиторной занятости в среднем 24 часа в неделю) составляет 70,5 часов, что почти в два раза превышает установленный для этой категории работников режим рабочего времени. Если провести пересчет полученной фактической занятости на один рабочий день, то становится очевидной его избыточная длительность — один рабочий день длится более 11 часов.
Статистика заболеваний у учителей. Ни для кого не секрет, что профессия учителя относится к разряду стрессогенных и требует от него больших резервов самообладания и саморегуляции. Неудивительно, что учительство, как профессиональная группа, отличается крайне низкими показателями физического и психического здоровья. И эти показатели снижаются по мере увеличения стажа работы в школе.
Основными факторами, приводящими к деформации личности учителя и, как следствие, потерю им психического и физического здоровья, являются следующие:
- все виды конфликтных ситуаций;
- обвинения, особенно несправедливые, высказанные в оскорбительной, грубой форме;
- неожиданные, психологически неприемлемые приказы, распоряжения;
- нагромождение всевозможных дел и дефицит времени на их выполнение;
- личные неблаговидные поступки;
- разочарование в людях, в работе, в ранее принятой позиции, в ранее отстаиваемых подходах и установках;
- длительное ожидание чего-либо, в связи с этим перевозбуждение.
- педагогическая ригидность;(нарушение способности принимать чужую внешнюю оценку, что приводит к трудностям осознания собственных психологических проблем, актуального состояния, мотивов и потребностей.)
- неадекватное эмоциональное реагирование (невротизм);
- стереотипность способов психологической защиты;
- гиподинамия (стойкое мышечное сокращение при продолжительной работе).
Так, по данным С.Г. Ахмеровой (2003) наиболее высокий уровень заболеваемости зафиксирован среди преподавателей общественных дисциплин и лингвистов. Невротические изменения в большей степени проявлены у русского языка учителей и литературы, в меньшей степени – у преподавателей физической культуры и труда. Исследования показывают, что те или иные жалобы на состояние здоровья предъявляют практически все учителя [1].
Постоянные перегрузки в связи с выполнением рабочих обязанностей, неравномерность питания и недостаток сна, невнимание к своему здоровью – все это очень серьезные проблемы современного учителя, вызванные, в основном, занятостью по выполнению своих профессиональных обязанностей как в рабочих аудиториях, так и в домашних условиях.
Следствием такого положения вещей является высокая степень
распространения в среде педагогов следующих заболеваний, список
которых подтверждается статистикой различных мониторингов:
• сердечно-сосудистая патология: ишемическая болезнь сердца,
вегетососудистая дистония, варикозное расширение вен конечностей, гипертоническая болезнь и другие;
• снижение зрения, которое развивается с различными заболеваниями глаз;
• проблемы желудочно-кишечного тракта: гастриты, хронические холециститы, дискинезия желчевыводящих путей, язвенная
болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки и так далее;
• дыхательные заболевания: от частых простуд, хронических
бронхитов, тонзиллитов, ларингитов и фарингитов;
• сахарный диабет [5].
Необходимо отметить, что в 2015 году техническая инспекция
труда МГО Профсоюза приняла участие в расследовании 52 несчастных случаев с членами Профсоюза, причем:
— 8 из них являются тяжелыми случаями на производстве;
— 1 случай на производстве с летальным исходом;
— 5 случаев с летальным исходом, не связанных с производством.
Указанные несчастные случаи произошли с педагогами разного
возраста, но все они связаны с сердечной недостаточностью [4].
Таблица 2 – Структура заболеваемости учителей
О.Ф. Жуков в своем исследовании указывает, что большинство учителей физики, математики и информатики лицея №40 при Ульяновском государственном университете (96%) считают, что главной причиной их заболеваний считают специфику своей профессиональной деятельности, связанную с перенапряжением, перегрузками, психотравмирующими факторами и т.д. На втором месте по степени влияния находится фактор, связанный с низкой двигательной активностью педагогов – 68%. Далее идут так называемые социальные факторы (отсутствие достойной системы социальной поддержки, низкая заработная плата) – 56% и 64% соответственно. Не рациональное и несвоевременное питание как фактор возникновения заболеваний отметили – 56 %педагогов (таблица 2) [3, 4].
Е.А.Селиванова и Л.А.Кулешова провели диагностику субъектной позиции слушателей Челябинского института переподготовки и повышения квалификации работников образования, в части отношения к себе и своему здоровью [9].
Проведенное исследование выявило картину: только 50% учителей заботятся о своем здоровье. Кроме того, исследуемыми преподавателями было подтверждено, что в профессиональной деятельности учителей можно выявить различные барьеры, препятствующие их профессиональному развитию.
В любом случае современному учителю важно понимать значимость сохранения своего профессионального здоровья, профилактики различных соматических заболеваний и эмоционального выгорания.
В настоящее время достаточно остро стоит вопрос психологического здоровья педагогов, поскольку профессия учителя связана с большими нервно-психическими нагрузками и требует от него резервов самообладания и саморегуляции. Именно поэтому учительство как профессиональная группа отличается низкими показателями физического и психологического здоровья.
Здоровьесберегающая компетентность - интегральное качество личности, проявляющееся в общей способности и готовности к здоровьесберегающей деятельности в образовательной среде, основанной на интеграции знаний и опыта. Существует устойчивая взаимосвязь между отношением учителя к своему здоровью, его потребностью в ведении ЗОЖ, уровнем грамотности в вопросах восстановления всех аспектов здоровья и оказанием соответствующего воспитательного воздействия на учеников. Чем ниже уровень грамотности педагога в этих вопросах, тем менее он сам мотивирован к ведению ЗОЖ, тем меньше рассматриваемые вопросы представлены в его воздействии на школьников [7].
Педагоги по своему положению, профессиональной и социальной роли являются не только носителями специальных знаний, но образцом поведения и отношения к здоровью. Вместе с тем современные исследования указывают на крайне низкие показатели физического и психического здоровья учителей как профессиональной группы, которые снижаются по мере увеличения стажа работы [3].
Педагог с его собственной системой взглядов на вопросы здоровья и здоровьесбережения выступает как проводник здоровьесберегающей деятельности в учреждении образования и как ее потребитель в контексте сохранения профессионального здоровья и долголетия.
В доступной литературе недостаточно данных о степени готовности педагогических работников к организации мероприятий по формированию здорового образа жизни среди разных слоев населения, о представлениях учителей о проблемах здоровья и здоровьесберегающей деятельности, хотя такие сведения могли бы существенно облегчить разработку гуманитарной политики в регионах, повысит эффективность подготовки будущих учителей к здоровьесберегающей деятельности.
Соченко Ю.А. проводила опрос учителей по проблемам здоровья и здоровьесберегающей деятельности. Анализ данных опроса учителей школ нескольких городов крымского региона выявил недостаточный уровень сформированности представлений респондентов о проблемах здоровья и здоровьесберегающей деятельности, значительный интерес опрошенных к изучению вопросов профессионального здоровья.
Только 7,27% опрошенных педагогов считают себя вполне компетентными в вопросах здоровьесбережения. На компетентность в отдельных вопросах сохранения здоровья указали 67,28% респондентов. Более четверти опрошенных – 25,45% – не считают себя компетентными в вопросах о здоровье и здоровьесберегающей деятельности.
Выявлена значительная востребованность в формировании профессионального здоровья учителей на всех этапах подготовки и повышения квалификации [11].
Ахтариева Р. Ф. в статье рассмотрела проблему ведения учителями здорового образа жизни, как элемента профессиональной культуры педагога-предметника.
Первоначально была выяснена приверженность респондентов к вредным привычкам. В результате: употребляют алкоголь и курят по 8,9% (5 человек) опрошенных. На первый взгляд это невысокий процент, но необходимо отметить, что в малых населенных пунктах все на виду и особенно учителя, которые должны пропагандировать отказ от вредных привычек.
На вопрос «Заботитесь ли Вы о своем здоровье?» 23,2% респондентов (13 учителей) ответили отрицательно, хотя осознают его значимость, так как иногда приходится работать в стрессовых ситуациях.
Двигательная активность является одним из важнейших условий для формирования и сохранения здоровья, но только лишь 16,1% (9 человек) учителей считают, что физическая активность находится у них на высоком уровне. Уточнением стал вопрос «Как часто Вы занимаетесь спортом?» Здесь были получены следующие данные: 21,4% (12 учителей) опрошенных занимаются каждый день, 57,2% (32 человека) вообще не занимаются, 21,4% респондентов (12 человек) занимаются от случая к случаю.
Следующим немаловажным фактором ведения здорового образа жизни является стиль питания. 8,9% учителей считают, что питаются неправильно. Остальные стараются придерживаться правил рационального питания. Однако современные продукты не способны удовлетворить потребности организма в витаминах, поэтому необходимо их регулярное употребление. Только 35,7% (20 человек) педагогов принимают витамины.
Учителя осознают значимость ведения здорового образа
жизни и стараются придерживаться основных его правил преимущественно за счет регулирования питания и отказа от вредных привычек. Однако подавляющее большинство учителей не прибегают к повышению уровня физической активности, как средству формирования и поддержания здоровья [1].
Вывод. Современный учитель характеризуется низкими показателями здоровья. Поэтому содействие сохранению, укреплению, а в некоторых случаях восстановление профессионального здоровья преподавателя должно происходить через систему специальных мероприятий, а также самосохранительное поведение и здоровый образ жизни самих представителей данной профессии.
Среди направлений деятельности образовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья учителей можно выделить следующие: формирование знаний по сохранению и укреплению собственного здоровья; создание благоприятных условий труда; стимулирование и вознаграждение сотрудников, заботящихся о своем здоровье; ежегодные профилактические медицинские осмотры; разработка программ физической реабилитации; физкультурно-оздоровительная деятельность с педагогами с использованием материально-технических (спортивные залы и оборудование) и кадровых (учителя физической культуры) ресурсов образовательного учреждения.
Для развития здоровьесберегающей компетентности необходима ориентация всех педагогов на ответственное отношение к своему здоровью и здоровью обучающихся, формирование компетенций в области здоровья и здорового образа жизни с целью внедрения этих принципов в образовательный процесс.
Необходимо проводить пропаганду здорового образа жизни
среди учителей, поскольку данные исследования говорят о недостаточной информированности представления о здоровом образе жизни как элемента профессиональной культуры педагога. Данная деятельность будет эффективна (либо должна быть организована) в образовательных учреждениях, готовящих профессиональных педагогов.
Список литературы
- Ахтариева Р. Ф. Здоровый образ жизни как элемент профессиональной культуры педагога-предметника // Вестник Челябинкого ГПУ №8. 2013 г. с.9-16
- Багнетова Е.А. Профессиональные риски педагогической среды // Фундаментальные исследования. – 2013. – № 1 (часть 1) – С. 27-31
- Жуков, О.Ф. Профессиональное здоровье учителя. Научно-теоретический журнал «Ученые записки», № 3(73) – 2011.
- Жуков О.Ф Влияние условий дистанционного обучения на эмоциональное и физическое состояние учителя / О.Ф. Жуков, Е.В. Черкесова, М.Н. Алексеева // Современные проблемы науки и образования. – 2021. - № 2, с 12 – 20.
- Зимняя И.А. Педагогическая психология. Учебник для вузов. Изд. второе, доп., испр. и перераб. - М., 2000
- Зернова Г.П. Педагогические риски в профессионально-личностном росте учителя // Современные проблемы развития образования. №2 – 2017 г – с. 11-13.
- Константиновский Д. Л. Профессиональное самочувствие учителей: от энтузиазма до выгорания / Д.Л. Константиновский, М.А. Пинская М, Р.С.Звягинцев // Социологические исследования. – 2019. № 5. с. 14-25
- Профессиональное здоровье педагога. Как не допустить профессионального выгорания? // Московская городская организация профсоюза работников народного образования и науки РФ// М.: - 2015 г.
- Селиванова Е. А., Курышова Л. А. Диагностика и профилактика нарушений профессионального здоровья педагога // Научно-теоретический журнал №1 (30) – 2017 г – с.29-36
- Соченко Ю.А. Представления учителей о проблемах здоровьяи здоровьесберегающей деятельности// Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта №3. 2012 г – с. 115-118