ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПОЖАРОТУШЕНИЯ И ПРОВЕДЕНИЯ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ РАБОТ В ТУННЕЛЯХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПОЖАРОТУШЕНИЯ И ПРОВЕДЕНИЯ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ РАБОТ В ТУННЕЛЯХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

Авторы публикации

Рубрика

Пожарная безопасность

Просмотры

10

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 3 (101), Январь ‘23

Дата публикации 29.01.2023

Поделиться

В статье проведен анализ пожарной опасности и потенциальных рисков в туннелях железнодорожного транспорта. Приведены статистические данные о произошедших пожарах вышеуказанных туннелях на территории Российской Федерации и за рубежом. Также в статье рассмотрен международный опыт организации пожаротушения и проведения аварийно-спасательных работ в туннелях железнодорожного транспорта.

Любой туннель – это, согласно самому распространённому определению,  горизонтальное или наклонное подземное сооружение, одно из измерений которого (длина) значительно превосходит по размерам два других (ширину и высоту). Туннели, как правило, служат для движения автомобильного транспорта и железнодорожных составов, хотя также могут быть и пешеходные туннели или же комбинированные. В качестве примера на рисунке 1 представлен туннель для железнодорожного транспорта на две железнодорожные колеи (линии).

Рисунок 1. Пример туннеля для железнодорожного транспорта

Железнодорожные составы в общем, как и их организация движения, в частности, представляют высокую пожарную опасность. Железнодорожный состав – это  группа сцепленных между собой вагонов, как пассажирских, так и грузовых для перевозки различных веществ и материалов, в том числе и пожароопасных и взрывоопасных. Перевозка опасных грузов железнодорожным транспортом – это  сложный и многоуровневый процесс обеспечения безопасности в целях недопущения возникновения аварий, крупных пожаров и чрезвычайных ситуаций. Особое внимание в данном процессе отводится мероприятиям, направленным на обеспечение безопасности при осуществлении перевозок внутри туннельного пространства. Как правило, наличие опасных грузов и большее количество вагонов в грузовом железнодорожном составе, создает условия для возникновения потенциальных рисков и угроз, хотя не стоит забывать и о пассажирских железнодорожных составах. Пассажирские составы могут состоять из следующих типов вагонов: купе, плацкарт и сидячие, в которых могут находиться до одной тысячи пассажиров единовременно. На рисунке 2 продемонстрированы основные виды пассажирских вагонов.

Рисунок 2. Виды пассажирских вагонов

В случае возникновения пожара в пассажирском составе, необходимо все усилия, прежде всего, направить на организацию эвакуации всех пассажиров из состава в безопасную зону. При этом, нахождение состава в туннеле, может многократно осложнить действия по организации эвакуации людей. Внутритуннельное пространство является благоприятной средой для быстрого задымления и воздействия всех опасных факторов пожара на пассажиров, при чем, как внутри пассажирских вагонов, так и внутри туннеля, вне помещений вагона. С учетом ограниченного пространства, быстро растет температурный режим от возникшего пожара. Самая значительная опасность для всех пассажиров – это отравление продуктами сгорания и в туннеле данный риск возрастает в разы. Необходимо понимать, что в данной ситуации, люди не могут быть в безопасности, пока не будут эвакуированы из внутритуннельного пространства. Лишь только после того, как все пассажиры будут эвакуированы в безопасную зону, а пострадавшим оказана первая помощь, необходимо сосредотачивать силы и средства для организации тушения пожара. При этом, следует организовывать с учетом сильного задымления и высоких температур. С высокой скоростью и интенсивностью задымления и роста температуры, содержание кислорода в воздухе будет уменьшаться, что способствует низкой скорости распространения горения, а при наличии незначительной пожарной нагрузки, горение и вовсе может быть тлеющим. В таком случае очень сложно найти первоначальный источник возгорания.

Рисунок 3. Проведение пожарно-тактических учений в метро города Москвы

На рисунке 3 пример проведения пожарно-тактических учений в метро города Москвы в 2022 году. Сразу следует отметить, что пожары, аварии и чрезвычайные ситуации, связанные с пассажирскими составами в подземном метро между станциями тоже необходимо рассматривать в рамках данной темы. Количество людей, находящихся в одном передвижном составе может превышать одну тысячу человек, особенно в час пик в крупных мегаполисах.

Что касается, грузовых составов, то тут ситуация может быть кардинально другой, в зависимости от того, какие опасные грузы транспортирует грузовой железнодорожный состав. Каждый вид груза в отдельности может представлять определённый  тип опасности, в соответствии с которыми их подразделяют на девять основных групп – классов. В таблице 1 представлена классификация опасных грузов.

Таблица 1. Классификация опасных грузов

Опасные грузы, а именно, вещества и материалы и вещества, которые транспортируются, имеют различные химические и физические свойства, в зависимости от класса опасности. Поэтому, при возникновении пожара или какой-либо аварии будут вести себя по-разному, в том числе и в случае, если произойдет возгорание. Необходимо это учитывать в первую очередь при организации соответствующих работ по тушению пожара или проведению аварийно-спасательных работ, связанных с тушением пожара.

Список литературы

  1. Абрамчук В.П., Власов С.Н., Мостков В.М. Подземные сооружения. М.: ТА Инжиниринг, 2005. — 470 с. — ISBN: 5-9900476-2-2.
  2. Бугаева О.Е. Проектирование обделок транспортных тоннелей. Л.: Ленинградский институт инженеров железнодорожного транспорта, 1963. — 100 с.
  3. СНиП 32-04-97.Тоннели железнодорожные и автодорожные. М., 1997. 20 с.
  4. Галич А.В., Ильницкий С.В., Боровков А.В. Пожарная безопасность на транспорте и объектах инфраструктуры. Научно-аналитический журнал «Надзорная деятельность и судебная экспертиза в системе безопасности». 2021 № 1 (ISSN 2304-0130) С. 59-64
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее