Причины совершения побегов из мест лишения свободы и поведенческие реакции осужденного на совершенное преступление становятся ясны, только если глубоко исследована его личность с учетом всех ее признаков.
Условия совершения таких преступлений, как правило, тесно связаны с социальной средой, в которой пребывает осужденный в местах лишения свободы. Здесь проявляется воздействие неформальных социальных групп, в состав которых попадает осужденный, причем особенно важно их социально-психологическое влияние на конкретную личность в условиях учреждения, исполняющего наказания.
Отрицать существенное влияние на человека социальной среды при формировании его личности и поведенческих реакций нельзя. К осужденным это относится также в полной мере, поскольку их окружение и социальная среда многократно усиливают влияние на них из-за своей специфики. Прежде всего, они изолированы, их окружает закрытый коллектив, круг общения у этих лиц узок, они вынуждены подчиняться сложившейся в учреждении преступной иерархии и определяемым ею правилам поведения. Длительное нахождение в условиях изоляции влечет деформацию личности и приобретение определенных качеств.
Личность пенитенциарного преступника формируется путем приобретения набора негативных свойств и качеств, соответствующих демонстрируемому им преступному поведению. Склонный к побегу из мест лишения свободы преступник – это все тот же пенитенциарный преступник, ему свойственны в большинстве случаев те же характеристики, но есть и свои особенности.
Наиболее распространенными мотивами совершения побегов из мест лишения свободы следует признать следующие.
Во-первых, нежелание отбывать уголовное наказание в виде лишения свободы. Необходимо иметь в виду, что лишение свободы – самый суровый вид уголовного наказания (за исключением смертной казни). Карательные элементы в нем представлены наиболее широко, и в этом плане большинство осужденных не желают отбывать данное наказание. Именно поэтому лишение свободы реализуется принудительно, т. е. вопреки воле и желанию осужденных. Оно сопровождается особыми мерами охраны, изоляции, надзора и принуждения. В связи с этим следует отметить, что исходная точка криминогенной мотивации побега – нежелание отбывать наказание в виде лишения свободы, – будет существовать, пока существует данное уголовное наказание[1].
Во-вторых, желание увидеть семью, родных и близких. Подобная мотивация, как правило, формируется у той категории осужденных, которые имеют довольно прочные связи с семьей. У них возникает стремление оказать помощь своим близким за пределами исправительных учреждений любой ценой. Для них неважно, что они ставят в опасность жизнь и здоровье лиц, препятствующих побегу, равно как и последствия последующей уголовной ответственности за это преступление.
В-третьих, конфликтные отношения с другими осужденными. Эта мотивация преступного поведения может быть обусловлена несколькими видами конфликтов, в результате которых осужденный терпит притеснения со стороны других участников конфликта. Таким образом, мотивировать побег может стремление осужденного избежать расправы над собой. При отбывании наказания в виде лишения свободы осужденный, в отношении которого имеет место угроза безопасности, не может самостоятельно обеспечить последнюю, так как он не имеет возможности покинуть камеру, отряд, секцию, бригаду. Он вынужден постоянно находиться с теми, от кого исходит угроза.
Причинами покушений на личную безопасность могут быть и личные неприязненные отношения, соперничество за материальные и духовные ценности, долги азартных игр. Чаще всего к администрации с просьбой об обеспечении личной безопасности обращаются лица, допускающие нарушения режима содержания и подвергавшиеся дисциплинарным взысканиям. Несвоевременная реакция администрации на подобное заявление также способствует принятию осужденным решения совершить побег.
В данном случае речь может идти о реализации осужденным защитной функции с целью обезопасить себя, не подвергать риску стать жертвой криминального воздействия со стороны других осужденных. С позиции уголовного права при этом возникают серьезные вопросы. Однако с точки зрения криминологического понимания причин и условий, способствующих совершению преступления, указанная проблема адресуется, прежде всего, тем службам (отделам), которые прямо предназначены для предупреждения такого рода преступлений. Действующее уголовно-исполнительное законодательство предусматривает в качестве профилактической меры обеспечение личной безопасности осужденных.
В-пятых, стремление реализовать агрессивные намерения по отношению к отдельным лицам, находящимся вне мест лишения свободы. К ним могут относиться: лица из числа преступных связей (характерно для лиц, входивших в преступные группы); лица, совместно совершавшие преступления, но по каким-либо причинам оставшиеся на свободе; свидетели и потерпевшие (как правило, те, кто, по мнению осужденного, был неискренен на следствии и в суде); работники правоохранительных и других органов, которые, по мнению осужденного, допустили необъективность в решении вопроса о привлечении его к уголовной ответственности и наказанию; родственники осужденного в тех случаях, когда их поведение воспринимается как ущемляющее интересы осужденного (супружеская измена, лишение права наследования и т. д.)[2].
Наличие фактов самовольного оставления осужденными учреждений государственной и муниципальной систем здравоохранения свидетельствует об отсутствии взаимодействия руководства учреждений и территориальных органов УИС с администрацией учреждений здравоохранения в части дополнительного контроля за находящимися на лечении осужденными и информировании администрации учреждения УИС при изменении обстановки или их поведения.
По-прежнему основными причинами и условиями, способствующими совершению осужденными побегов из-под надзора, остаются:
- ненадлежащий ведомственный контроль со стороны аппаратов управлений территориальных органов ФСИН России за деятельностью подведомственных учреждений;
- отсутствие должного надзора за осужденными, в том числе на производственных объектах и при нахождении осужденных в штрафных изоляторах (далее – ШИЗО);
- слабое изучение личности осужденных и неудовлетворительная профилактическая работа, проводимая с ними;
-неэффективная организация работы по предотвращению проникновения к осужденным запрещенных предметов;
- низкое качество проводимых обысков и досмотров на объектах колоний-поселений.
Итак, можно выделить следующие причины побегов:
1. Неэффективное руководство деятельностью подчиненных, ненадлежащий контроль за выполнением подчиненными должностных обязанностей. Наличие любого факта совершения побега из учреждения УИС указывает на недостаток эффективности выполнения руководителями возложенных на них управленческих функций на всех уровнях служебной иерархии.
2.Профессиональная некомпетентность и низкий уровень выполнения сотрудниками УИС служебных обязанностей. Подтверждением служат факты, свидетельствующие, например, о низком уровне проведения обысковой работы в учреждениях УИС, когда сотрудники не могут отыскать и изъять запрещенные предметы (алкоголь, средства мобильной связи), спрятанные ухищренным способом осужденными, подозреваемыми и обвиняемыми.
3. Слабая организация профилактическoй работы с лицами, содержащимися в учреждениях УИС. Нередки факты совершения побега лицами, состоящими на профилактическом учете как склонные к побегу, которые должны находиться под постоянным усиленным контролем со стороны сотрудников учреждения, а также оставления осужденными колонии-поселения без умысла побега с намерением в дальнейшем вернуться на территорию учреждения.
4. Формальное отношение сотрудников к изучению личности подозреваемых, обвиняемых, осужденных, игнорирование значимой информации, указывающей на риск совершения побега.
5. Неэффективность реализации основных средств исправления осужденных. Пенитенциарная практика имеет множество примеров, когда осужденный, несмотря на активно проводимую с ним профилактическую, в том числе воспитательную и психологическую, работу не поддается исправительному воздействию, продолжает нарушать установленный порядок отбывания наказания и совершает побег. В отнoшении таких осужденных следует более оперативно принимать меры, направленные на усиление контроля за их поведением, а также анализировать причины низкой эффективности мер исправительного воздействия[3].
6. Недостатки в организации и реализации системы контроля (надзора и охраны) за поведением подозреваемых, обвиняемых и oсужденных в учреждениях УИС.
7. Неэффективность взаимодействия отделов и служб исправительного учреждения. Проявляется в oтсутствии сотрудничества руководителей подразделений, совместного обсуждения и принятия решений, обмена значимой информацией и должного на нее реагирования.
8. Неблагоприятная социально-психологическая обстановка в исправительном учреждении, которая характеризуется напряженной атмосферой в среде oсужденных, наличием криминальной субкультуры, разного рода конфликтов, групповых эксцессов, дестабилизирующих деятельность сотрудников пенитенциарного учреждения.
Выявляя мотивы сoвершения побега из мест лишения свободы, важно установить связь содеянного с прежним опытом осужденного и всеми элементами структуры его личности. Исследователи при этом отмечают крайне слабое стремление осужденных, склонных к совершению побега из мест лишения свободы, к самoанализу своего поведения. Они часто не могут четко сформулировать, что именно побудило их к выбору определенного варианта поведения, называют внешние, поверхнoстные, незначительные факторы. Так, осужденный может в качестве мотива побега назвать клевету со стороны сотрудников УИС, но объяснить причинно-следственную связь между «оговором» и принятием решения об оставлении места отбывания наказания он в большинстве случаев не в состоянии.
Накопленный опыт знаний в области психологии осужденных позволяет ученым систематизировать некоторые характеризующие личность особенности, которые требуют учета при организации профилактической работы, направленной на недопущение побегов.
Обязательному изучению в этом случае подлежит:
- вид преступлений, за которые осужденный был лишен свободы и которые совершал уже будучи под стражей;
- отношение осужденного к содеянному и к постановленному судом приговору;
- наличие криминальных связей у осужденного, единоличный или групповой характер его преступной деятельности;
- наличие психоэмоциональных травмирующих обстоятельств, спровоцировавших осужденного к совершению преступления (например, проблемы в семье);
- адаптивность, способность приспособиться к ситуации.
Изучение типологий осужденных, склонных к совершению побега из мест лишения свободы, позволяет нам составить криминологическую модель таких пенитенциарных преступников – это представители последовательно-криминогенного типа, т. е. лица с устойчивыми отрицательными свойствами и качествами, многократно судимые, совершавшие в прошлом тяжкие или особо тяжкие преступления, являющиеся профессиональными преступниками, основными мотивами к совершению побега из мест лишения свободы у которых выступают пренебрежение установленными правилами, неподчинение и неуважение к государственной воле – престижный мотив.
Анализ личностных характеристик осужденных к лишению свободы с учетом усредненного портрета и криминологической модели наиболее типичных преступников данного вида позволит сотрудникам УИС качественнее прогнозировать варианты индивидуального преступного поведения спецконтингента, предотвращать попытки нарушения режима.
Список литературы
- Крайнова Д.В. Психология побегов из мест лишения свободы / В сборнике: Актуальные проблемы юридической науки и правоприменительной практики: сборник материалов 4-й междунар. науч.-практ. конф. Чебоксары, 2014. С. 233.
- Нуждин А. А. Побеги осужденных и лиц, содержащихся под стражей: современное состояние и аспекты предупреждения // Ведомости уголовно-исполнительной системы. – 2020. № 5(216). С. 51.
- Симонович Н.Е. Причины побега осужденных из исправительных учреждений: психологические факторы // NovaInfo.Ru. 2017. Т. 2. № 58. С. 450.