Универсальные и общепризнанные права и свободы личности закреплены в основных законах государств, а также актах международного права (Всеобщая декларация прав человека 1948г.; Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966г. и пр.).
В Конституции Российской Федерации определено, что Россия является социальным государством (ст. 2). Права человека признаются высшей ценностью и характеризуются всеобщностью и неотделимостью от правового статуса личности (ст. 17, 18). Следовательно, основные социальных права человека, закрепленные в ст. 38 - 43 Конституции РФ (право на социальное обеспечение; право на жилище; право на охрану здоровья и медицинскую помощь; право на образование и пр.) также обладают указанными свойствами. Кроме того, справедливо утверждение ряда ученых, что сложившийся обширный свод социального законодательства включает помимо традиционных отраслей законодательства о труде и социальном обеспечении новые законодательные отрасли и межотраслевые правовые комплексы, при этом разветвление социального законодательства обусловлено объективными факторами[1].
Настоящий этап государственного развития Российской Федерации обусловлен широким распространением информационно-цифровых технологий, что привело к формированию новой области общественных отношений, так называемой цифровой или виртуальной реальности, которая существенным образом влияет на право. Новые информационно-цифровые технологии позволяют вывести управление государством и экономикой на совершенно иной технологический уровень. Сегодня государственное управление уже трудно представить себе без использования информационно-цифровых технологий.
Иными словами, современный период развития государственного и муниципального управления характеризуется повсеместным внедрением электронного взаимодействия общества и государства. Это вызвано наличием явной заинтересованности населения, гражданского общества в повышении доступности и транспарентности государства при решении насущных для общества проблем.
В конституционно-правовую науку активно проникают такие ранее неизвестные понятия как "цифровая личность", "цифровые права" и "цифровое государство". Они еще не получили закрепления в действующем российском законодательстве и находятся на стадии теоретической разработки. Однако уже сегодня можно говорить о том, что цифровые права могут быть нарушены со стороны третьих лиц (производителем, продавцом, провайдером, сотовым оператором, преступником или государством)[2].
Таким образом, формирующееся информационно-цифровое пространство объективно становится качественно новой сферой правового, в том числе конституционно-правового, влияния. Совершенствование системы государственных гарантий конституционных прав и свобод человека и гражданина в информационной сфере было заявлено в качестве одной из целей реализации государственной программы "Информационное общество (2011 - 2020 годы)". Пришедшая ей на смену "Стратегия развития информационного общества на 2017 - 2030 гг.", указывает на увеличение значения цифровой информации в жизни личности, общества, государства.
Передовые цифровые технологии оказывают значительную помощь в сфере эффективной реализации государственных услуг в сфере социальной защиты населения, помогая государственным учреждениям и частному лицу обмениваться информацией в удаленном режиме. Также для этих целей созданы многофункциональные центры оказания муниципальных и государственных услуг, которые осуществляют назначение и применение мер социальной поддержки по принципу "одного окна".
Также цифровые технологии оказали значительное влияние на здравоохранение и образование. У граждан появилась реальная возможность на получение медицинских и образовательных услуг посредством доступа мультимедийным технологиям.
Однако внедряемые информационно-цифровые технологии порождают не только новые возможности, но и угрозы для человека и человечества, порождая проблему соблюдения и защиты прав и свобод личности со стороны государства и предпринимательского сообщества, которые получают широкие возможности для проникновения в частную жизнь граждан. Это вызвано, в том числе, объективными затруднениями в обеспечении ограничение на доступ к персональной информации со стороны третьих лиц, например, в социальных, медицинских и образовательных учреждениях. Поэтому многие ученые отмечают, что защита персональных данных становится важной задачей как международных организаций, национальных законодателей, так и самой личности[3].
Важнейшей проблемой защиты цифровых социальных прав человека следует также назвать соблюдение цифрового равенства граждан. Согласно Федеральному закону Российской Федерации от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" информационная доступность является одним из принципов социального обслуживания населения. Так, Н.С. Бондарь отмечает, что имеющаяся сегодня угроза для права связана с глобальным дефицитом конституционного равенства в различных сферах социального бытия, в том числе здравоохранении и образовании[4].
В заключение отметим, что, хотя информационно-цифровые технологии упрощают процесс реализации социальных прав личности, делая его более оперативным и дешевым, государственным институтам и гражданскому обществу следует своевременно выявлять и регулировать сопутствующие цифровизации риски.
Список литературы
- Баранов П.П. Права и свободы человека в цифровую эпоху: проблемы и перспективы политико-правовой динамики // Балтийский гуманитарный журнал. 2019. Т. 8. № 4(29). С. 320-324.
- Бондарь Н.С. Конституция России в условиях глобальных перемен правовой жизни: от политических иллюзий к юридическому реализму // Журнал российского права. 2018. № 12. С. 18-32.
- Брагой К.А. Электронное государство: правовые аспекты формирования и развития // Информационные технологии и право: правовая информатизация-2018: Материалы VI международной научно-практической конференции (г. Минск, 17 мая 2018 г.): Сб. науч. ст. / Под общ. ред. Е.И. Коваленко. Минск: НЦПИ Республики Беларусь, 2018. С. 96-102.
- Ковлер А.И. Права человека в цифровую эпоху // Бюллетень Европейского суда по правам человека. Российское издание. 2019. № 6. С. 146-150.
- Хабриева Т.Я. Основные векторы и проблемы развития социального законодательства // Журнал российского права. 2014. № 8. С. 5-15.