Прокурорский надзор в сфере защиты прав граждан: эффективность мер прокурорского реагирования.

Прокурорский надзор в сфере защиты прав граждан: эффективность мер прокурорского реагирования.

Авторы публикации

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 2 (100), Январь ‘23

Дата публикации 20.01.2023

Поделиться

В статье раскрывается тема прокурорского надзора в сфере защиты прав граждан, а также наглядно показано каким образом применяется комплекс мер прокурорского реагирования для пресечения и устранения выявленных нарушений.

С момента образования современной России был взят целенаправленный и планомерный курс на демократизацию как общества в целом, так и осуществления управления страной, построение правового и в последующем социального государства, как завершающего этапа развития правового государства. Однако при этом, как указывает В.Г. Камышов, на протяжении долгих лет существования нашего государства защита прав и свобод личности не являлась первоочередной задачей.

Однако данное положение дел начало меняться с момента принятия Конституции Российской Федерации в 1993 году и декларативного закрепления в ней, в качестве одного из основ конституционного строя, а именно в ст. 2, тезиса о том, что права и свободы человека теперь провозглашаются высшей ценностью. После долгого периода авторитаризма и использования права, прежде всего, в связи с политическими мотивами, закрепление данного положения, безусловно, прогрессивный шаг. 

На сегодняшний день органы прокуратуры, вне всякого сомнения, являются не только частью данного механизма, но и, по верному замечанию Г.М. Мусаевой, выполняют особую роль в нём, созданы все предпосылки, в том числе и для повышения её роли, обеспечения охраны прав и свобод граждан, получивших своё конституционное закрепление.

Важно, что надзор в сфере защиты прав граждан носит именно комплексный характер по той причине, что защита прав граждан, так или иначе, реализуется в любом виде прокурорского надзора.

Так, осуществление надзора за процессуальной деятельностью органов, осуществляющих предварительное расследование, оперативно-розыскные мероприятия, направлено на защиту прав граждан от необоснованного преследования и др. «Общий надзор», возложенный на органы прокуратуры, встречает самые разношерстные оценки в юридическом сообществе, начиная от признания его необходимости и важности, заканчивая призывами к его полному упразднению. По этой причине государство прямо заинтересовано в максимальной эффективности осуществления прокурорского надзора и реальных результатах, наглядно демонстрирующихся в укреплении законности и правопорядка.

Практика рассмотрения обращений граждан наглядно демонстрирует, что подавляющее число граждан обращаются именно в органы прокуратуры по вопросу восстановления их нарушенного права: неправомерное поведение должностных лиц, невыплата заработной платы работникам, земельные правоотношения, долевое строительство, защита прав несовершеннолетних, природоохранное законодательство и по другим вопросам. При этом следует отметить, что органы прокуратуры применяют весь комплекс мер реагирования не только при нарушении прав отдельных граждан, но при нарушении прав больших групп граждан и неопределённого круга лиц. Правозащитная деятельность прокуратуры увеличивает ответственность перед обществом и её социальную значимость, требует постоянного совершенствования и разработок соответствующих тактик и методик прокурорского надзора, заставляет искать иные способы действий для решения поставленных задач, предопределяет необходимость моментального реагирования на нарушения при соблюдении прав и свобод человека и гражданина.

Поскольку зачастую граждане не обладают знаниями законов, не в полной мере знают свои права и обязанности, которые должны исполнять согласно требованиям закона, такие предупредительно-профилактические мероприятия повышают правовую грамотность населения страны, тем самым обучают граждан отстаивать свои права, и соблюдать требования действующего законодательства.

Если прокурор имеет сведения о готовящемся нарушении закона, он объявляет должностным лицам предостережения о недопустимости такого нарушения закона что играет огромную роль в предупреждении нарушений.

Несомненно, прокуроры наделены широкими полномочиями для осуществления надзора за соблюдением и защитой прав и свобод граждан.

Организовывая работу в этой области, прокурор должен ясно представлять и учитывать реальные возможности прокуратуры в сфере защиты прав и свобод граждан, а также реальные возможности соответствующих государственных и муниципальных органов, которые исходя из своих функций и предназначения, обязаны защищать права и свободы физических лиц.

На руководителя прокуратуры возложена немалая ответственность, и порой стоят неразрешимые задачи. Руководитель прокуратуры должен достоверно знать о состоянии исполнения и исполнимости действующего законодательства, о тех правах и свободах, нарушение которых в каждом конкретном регионе является наиболее распространенным, требующим незамедлительного вмешательства органов прокуратуры и других правоохранительных органов.

В результате своей работы прокурор, выявляет нарушения прав и свобод определенных лиц, и тут он обязан отреагировать на данные нарушения безотлагательно. В случае выявленного нарушения прав и свобод человека и гражданина, компетентным прокурором в зависимости от характера нарушения, принимаются акты прокурорского реагирования.

Законодательно предусмотрены такие средства прокурорского реагирования как протест, представление, постановление, предостережение.

Приведем наглядный пример применения прокурором целого комплекса мер при выявлении и пресечения нарушения. Так, Нижегородской природоохранной прокуратурой совместно со специалистами Управления Россельхознадзора по Нижегородской области и Республике Марий Эл в ходе внеплановой выездной проверки с Нижегородской межрайонной в феврале 2021 года выявлены нарушения ветеринарного законодательства на промышленном свинокомплексе Нижегородской области.

Ранее, в начале 2020 года, на данном объекте, подобные нарушения уже выявлялись, выдавались предостережения, вносились представление об устранении нарушений, но предприятие игнорировало акты прокурорского реагирования. В связи с чем, природоохранным прокурором переданы материалы административного дела в районный суд Нижегородской области. 13.04.2021 по решению районного суда, деятельность промышленного свинокомплекса была приостановлена на 5 суток, в части полного запрета на отгрузку живых животных. Данной решение было обжаловано руководством свинокомплекса, но Нижегородский областной суд оставил без изменения решение районного суда. В дальнейшем нарушения ветеринарного законодательства были устранены.

Таким образом, в данной ситуации был применен комплекс мер прокурорского реагирования для пресечения длительного правонарушения. Данный пример показателен, поскольку прокурор взял ситуацию на контроль, отслеживал устранение нарушения по первичным актам прокурорского реагирования: предостережению и представлению и в дальнейшем проанализировав ситуацию и сделав вывод, что нарушение е устраняется организацией, обратился в суд.

Список литературы

  1. Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 № 2202-1;
  2. Приказ Генерального прокурора РФ от 01.12.2007 № 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина»;
  3. Приказе Генерального прокурора Российской Федерации от 07.02.2013 № 58 «Об утверждении Положения о применении общих подходов при подготовке и проведении проверок деятельности прокуратур субъектов Российской Федерации и приравненных к ним специализированных прокуратур»;
  4. Методологические основы оценки работы органов прокуратуры субъектов Российской Федерации по обеспечению законности и правопорядка: науч. доклад / Академия Генеральной прокуратуры Рос. Федерации. М., 2013;
  5. Настольная книга прокурора / под общ. ред. С. Г. Кехлерова, О. С. Капинус ; науч. ред. А. Ю. Винокуров. М., 2019.
  6. Камышов В.Г. Прокурорский надзор как средство защиты личных прав и свобод человека и гражданина: дисс. … канд. юрид. наук. М., 2012.
  7. Мусаева Г.М. Роль прокуратуры Российской Федерации в механизме защиты прав и свобод человека и гражданина в российской федерации // Юридический вестник ДГУ. 2014. № 3.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 4 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary