Культурологический подход является главной составляющей любого урока литературы. Современное образование ставит перед собой определенные задачи, организация эффективной читательской деятельности одна из них. Этому может способствовать только мотивация в сторону формирования такого типа читателя, способного самостоятельно и сознательно ориентироваться в книжном пространстве, используя при этом необходимые знания и умения. Внеклассное чтение наряду с другими уроками литературы создает простор для индивидуально-творческой деятельности, которая в свою очередь направлена на развитие интеллектуальных, нравственных и эмоциональных способностей. Такой вид деятельности учит анализу и синтезу, расширяет возможности воображения и фантазии. Помимо этого внеклассное чтение способно проявить в ученике чувства прекрасного, эстетического, по отношению к произведениям и их содержанию. Однако, как писал В.А. Доманский, «лишь при активной деятельности реципиента, его сотворчества с автором». Читатель должен вступить в диалог с автором, это дает возможность к интерпретации произведения, которое становится таковым только в случае появление реципиента. Такому пониманию способствует учитель, именно он должен стремиться добиться этого. Посредством чтения ученик познает мир произведения, следуя по его страницам, читатель проходит путь, намеченный автором. М.Рубакин в свою очередь писал, что «мы знаем не книги, и не чужие слова, и не их содержание, - мы знаем наши собственные проекции их и то содержание, которое в них мы сами вкладываем, а не то, что вкладывал автор. Сколько у книги читателей, столько и толкований» [3, с. 123].
Современный урок – культурологический феномен, созданный педагогической мыслью; продукт восхождения человечества к бесконечному процессу познания и осмысления Мира [2, с. 23].
Внеклассное чтение дает возможность ознакомиться с теми произведениями, которые не вошли в общую программу.
Использование культурологического подхода при изучении литературы позволяет не только получить порцию необходимых культурных знаний, но и добиться развития каждого ученика в определенных областях посредством продуктивной деятельности.
На основе целостности и структурирования выстраивается закономерность усвоения школьником мира культуры, что неразрывно связанно с процессом познания. Исходя из этого, важным элементом является познание развития личности в рамках истории и культуры.
Чтение книг, а именно их выбор, сказывается на культурном, нравственном и эстетическом развитии школьника, определяя таком образом его начитанность и личность, в частности. Как было сказано ранее, внеклассное чтение является не менее важным, хоть и дополнительным, аспектом в нравственно-культурном воспитании ученика. Литература для внеклассного чтения подбирается с учетом определенных особенностей класса, для этого необходимо индивидуально подходить к выбору произведений. В данном случае не обойтись без культурологического подхода, посредством которого будет намечена необходимая база изучаемых работ. Отбор книг осуществляется на основе некоторых критериев, определяющим и основным будет культурная ценность в совокупности с нравственной. Жанровое и тематическое разнообразие может быть подобрано в зависимости от вкусов школьников, их предпочтений. Книги, включающиеся в перечень произведений для внеклассного чтения, необходимо подбирать, основываясь на их разнообразии: русская и зарубежная литература должны составлять примерно одинаковые пропорции.
Внеклассное чтение и урок тесно взаимосвязаны, первое в свою очередь дополняет второе, обогащая, углубляя и расширяя познания ученика. Урок формирует необходимую базу, основу, а самостоятельное чтение опирается на неё. Изучение литературы невозможно без определенных знаний – багажа, именно он помогает осмыслить произведения, исходя из их культурного, социального контекста.
Таким образом, внеклассное чтение играет большую роль в формировании читательских умений, интереса, оно помогает рассмотреть такие стороны литературного процесса, какие могут не даваться на других уроках. Внеклассная работа вкладывает необходимое в воспитание и развитие культурной личности, а это невозможно без применения культурологического подхода.
Список литературы
- Доманский В. А. Литература и культура. Культурологический подход к изучению словесности в школе., М. : Флинта : Наука, 2009. — 368 с.
- Крылова, Н.Б. Культурология образования / Н.Б. Крылова. – Москва : Народное образование, 2000. – 272 с.
- Рубакин Н.А. Психология читателя и книги. Краткое введение в библиологическую психологию. — М.: Всесоюзная книжная палата, 1977. — 230 с.