Реализация культурологического подхода на уроках внеклассного чтения

Реализация культурологического подхода на уроках внеклассного чтения

Авторы публикации

Рубрика

Педагогика

Просмотры

109

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 2 (100), Январь ‘23

Дата публикации 18.01.2023

Поделиться

В статье рассмотрена специфика применения культурологического подхода на уроках внеклассного чтения, а также особенности выбора литературных произведений для данного вида учебной деятельности. Целью статьи является анализ изучения особенностей культурологического подхода, его влияния на образовательный процесс, в частности внеклассного чтения. Также автором указывается о роли внеклассного чтения в формировании читательского интереса школьника.

Культурологический подход является главной составляющей любого урока литературы. Современное образование ставит перед собой определенные задачи, организация эффективной читательской деятельности одна из них. Этому может способствовать только мотивация в сторону формирования такого типа читателя, способного самостоятельно и сознательно ориентироваться в книжном пространстве, используя при этом необходимые знания и умения.  Внеклассное чтение наряду с другими уроками литературы создает простор для индивидуально-творческой деятельности, которая в свою очередь направлена на развитие интеллектуальных, нравственных и эмоциональных способностей. Такой вид деятельности учит анализу и синтезу, расширяет возможности воображения и фантазии.  Помимо этого внеклассное чтение способно проявить в ученике чувства прекрасного, эстетического, по отношению к произведениям и их содержанию. Однако, как писал В.А. Доманский, «лишь при активной деятельности реципиента, его сотворчества с автором». Читатель должен вступить в диалог с автором, это дает возможность к интерпретации произведения, которое становится таковым только в случае появление реципиента. Такому пониманию способствует учитель, именно он должен стремиться добиться этого. Посредством чтения ученик познает мир произведения, следуя по его страницам, читатель проходит путь, намеченный автором. М.Рубакин в свою очередь писал, что «мы знаем не книги, и не чужие слова, и не их содержание, - мы знаем наши собственные проекции их и то содержание, которое в них мы сами вкладываем, а не то, что вкладывал автор. Сколько у книги читателей, столько и толкований» [3, с. 123].

Современный урок – культурологический феномен, созданный педагогической мыслью; продукт восхождения человечества к бесконечному процессу познания и осмысления Мира [2, с. 23].

Внеклассное чтение дает возможность ознакомиться с теми произведениями, которые не вошли в общую программу.

Использование культурологического подхода при изучении литературы позволяет не только получить порцию необходимых культурных знаний, но и добиться развития каждого ученика в определенных областях посредством продуктивной деятельности.

 На основе целостности и структурирования выстраивается закономерность усвоения школьником мира культуры, что неразрывно связанно с процессом познания. Исходя из этого, важным элементом является познание развития личности в рамках истории и культуры. 

Чтение книг, а именно их выбор, сказывается на культурном, нравственном и эстетическом развитии школьника, определяя таком образом его начитанность и личность, в частности. Как было сказано ранее, внеклассное чтение является не менее важным, хоть и дополнительным, аспектом в нравственно-культурном воспитании ученика. Литература для внеклассного чтения подбирается с учетом определенных особенностей класса, для этого необходимо индивидуально подходить к выбору произведений. В данном случае не обойтись без культурологического подхода, посредством которого будет намечена необходимая база изучаемых работ. Отбор книг осуществляется на основе некоторых критериев, определяющим и основным будет культурная ценность в совокупности с нравственной. Жанровое и тематическое разнообразие может быть подобрано в зависимости от вкусов школьников, их предпочтений. Книги, включающиеся в перечень произведений для внеклассного чтения, необходимо подбирать, основываясь на их разнообразии: русская и зарубежная литература должны составлять примерно одинаковые пропорции.

Внеклассное чтение и урок тесно взаимосвязаны, первое в свою очередь дополняет второе, обогащая, углубляя и расширяя познания ученика. Урок формирует необходимую базу, основу, а самостоятельное чтение опирается на неё. Изучение литературы невозможно без определенных знаний – багажа, именно он помогает осмыслить произведения, исходя из их культурного, социального контекста. 

Таким образом, внеклассное чтение играет большую роль в формировании читательских умений, интереса, оно помогает рассмотреть такие стороны литературного процесса, какие могут не даваться на других уроках. Внеклассная работа вкладывает необходимое в воспитание и развитие культурной личности, а это невозможно без применения культурологического подхода.

Список литературы

  1. Доманский В. А. Литература и культура. Культурологический подход к изучению словесности в школе., М. : Флинта : Наука, 2009. — 368 с.
  2. Крылова, Н.Б. Культурология образования / Н.Б. Крылова. – Москва : Народное образование, 2000. – 272 с.
  3. Рубакин Н.А. Психология читателя и книги. Краткое введение в библиологическую психологию. — М.: Всесоюзная книжная палата, 1977. — 230 с.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее