Отмывание доходов, полученных преступным путем — проблема мирового масштаба, которая не только угрожает международной безопасности, но и оказывает негативное воздействие на стабильность, целостность, прозрачность и эффективность финансовых систем, подрывает экономическое благосостояние стран и препятствуют их экономическому развитию.
В целях противодействия незаконному отмыванию доходов, полученных преступным путем, необходимо наладить эффективный механизм взаимодействия всех стран в сфере обмена информацией, реализацией мер уголовного преследования и других аспектах международного сотрудничества.
В связи с возрастающими угрозами международной стабильности и в целях борьбы с ними мировым сообществом на уровне межгосударственного общения выстроена система, деятельность которой направлена на борьбу с отмыванием доходов, получаемых преступным путем. В современных условиях развития мирового сообщества существование подобной системы крайне необходимо, поскольку за счет финансовых средств, полученных подобным путем осуществляется не только преступная деятельность внутри отдельных государств, но спонсируется деятельность международных террористических организаций, а также может финансироваться подрывная политическая деятельность, направленная на осуществление государственных переворотов и смену действующих внутригосударственных режимов иным путем.
Деятельность международных и региональных организаций в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем (далее – ПОД), направлена на разработку и внедрение международных стандартов по борьбе с отмыванием преступных доходов, регулирование международного сотрудничества в этой сфере и осуществление программ оказания возможного содействия.
Как представляется, ключевыми звеньями рассматриваемой системы противодействия получения нелегальных доходов выступают следующие международные структуры [1]:
1. Группа разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег (далее соответственно – ФАТФ, Группа);
2. Региональные группы по типу ФАТФ;
3. Всемирный банк;
4. Международный Валютный Фонд;
5. Управление ООН по наркотикам и преступности;
6. Группа подразделений финансовой разведки «Эгмонт».
ФАТФ – независимая межправительственная организация, основополагающей задачей которой, в частности, является установление стандартов по противодействию отмыванию доходов, полученных преступным путем, а также обеспечение эффективного осуществления правовых, технических и организационных мер, позволяющего предотвратить отток незаконно полученного капитала.
В целях обеспечения выполнения возложенных на Группу задач, разработаны Международные стандарты по противодействию отмыванию денег, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения (далее – Рекомендации).
Разделом G Рекомендаций определены основные направления международного сотрудничества в данной сфере, к которым относятся [2]:
- ратификация и применение соответствующих международных конвенций (Рекомендация 36);
- оказание взаимной правовой помощи по рассматриваемой категории дел, основанное на принципе оперативности (Рекомендация 37);
- создание механизма замораживания, ареста и конфискации доходов от отмывания денег на основании оперативной информации, полученной от зарубежных стран (Рекомендация 38);
- осуществление экстрадиции лиц, связанных с отмыванием доходов, полученных преступным путем, а также исключение возможности предоставления убежища таким лицам (Рекомендация 39);
- иные (Рекомендация 40).
При этом страны обязаны руководствоваться базовыми международно-правовыми принципами в данной сфере (определены в пояснительной записке к Рекомендации 40) и обеспечивать оказание наиболее полного международного содействия иностранным партнерам. В этой связи необходим эффективный механизм ускоренного информационного обмена, осуществляемого как по запросу, так и по собственной инициативе одной из сторон. При этом не должно быть избыточных ограничительных условий получения необходимой информации, в частности, например, страны не должны использовать законы, которые требуют от финансовых учреждений сохранять тайну или конфиденциальность в качестве причины для отказа от предоставления содействия, а также компетентные органы должны иметь возможность проводить расследования в интересах иностранных государств.
В целях практичного применения форм обмена информацией в сфере ПОД в пояснительной записке к Рекомендации 40 определены отдельные требования к организации международного сотрудничества между уполномоченными органами, такими как подразделения финансовой разведки (далее – ПФР), органы финансового надзора, правоохранительные органы и органы, не являющимися партнерами.
Для обмена информацией между компетентными органами, а также в зависимости от целей такого сотрудничества могут использоваться различные каналы, например, могут быть подписаны двусторонние или многосторонние соглашения, меморандумы о взаимопомощи или же обмен через соответствующие международные или региональные организации.
В целях контроля выполнения единых международных норм в сфере ПОД в рамках ФАТФ существует механизм мониторинга соблюдения рекомендаций, осуществляющийся путем проведения:
- взаимных оценок, в ходе которых другие страны – участницы оценивают состояние каждой национальной системы ПОД;
- национальная оценка рисков легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем (далее – НОР), проводимой с целю выявления на национальном уровне рисков и угроз, причиняемых финансовой системе, а также предупреждения последствий, которые могут быть причинены экономике страны и принятия должных мер реагирования.
Решение о проведении взаимных оценок было принято в 2002 году в ходе консультаций ФАТФ, Международного валютного фонда (МВФ) и Всемирного банка [3]. По результатам оценивания осуществляется обмен отчетами, которые должны быть опубликованы на официальных интернет ресурсах соответствующих международных, либо региональных организаций по типу ФАТФ, на основе чего в последующем выстраивается работа по приведение ситуации в регионе к требованиям международных стандартов в сфере ПОД.
В ходе проведения оценки соответствия стандартам оценщики уделяют внимание не только на правовые и организационные аспекты, но и в большей мере на достигнутые практические результаты в борьбе с легализацией преступных доходов и их эффективность.
В период с 11 по 29 марта 2019 года в Российской Федерации состоялся 4 Раунд взаимных оценок ФАТФ, по итогам проведения которого составлен отчет, содержащий подробный анализ уровня соответствия 40 Рекомендациям ФАТФ и эффективности российской системы ПОД, а также даны рекомендации по совершенствованию данной системы [3].
В части международного сотрудничества оценщиками отмечено, что Российская Федерация своевременно и результативно оказывает правовую помощь и в возможно короткие сроки исполняет запросы иностранных государств об экстрадиции, а также от иностранных стран получены положительные комментарии относительно выполняемой российской стороной работы в данной сфере. Определяя приоритетность ответов по полученным запросам, органы государственной власти исходят из их срочности, а также определяют их соответствие рискам, отраженных в отчетах о НОР с учетом возможных законодательных ограничений за задержание лиц. При этом в части экстрадиции остается нерешенным вопрос о криминализации доходов, который может сказаться на признании сторонами того или иного деяния преступлением и в последствии повлиять на принятие таких мер, как обыск и конфискация имущества.
Необходимо отметить, что Российская Федерация имеет правовую возможность передачи (полностью или частично) конфискованного имущества (активов) иностранным партнерам в связи с принятым решением суда иностранного государства.
Не осталась без особого внимания работа Росфинмониторинга как подразделения финансовой разведки с российской стороны.
В отчете отмечен высокий уровень сотрудничества с ПФР иностранных государств, который основывается как на принципе взаимности в предоставлении необходимой информации стране-партнеру, так и на основании заключенных договоров и соглашений об оказании взаимопомощи.
При этом в качестве недостатка российской системы выступает фактор отсутствия органа, отвечающего за получение всех международных запросов об оказании правовой помощи. В Российской Федерации такие вопросы рассматриваются непосредственно компетентными органами государственной власти в зависимости от их предмета. Так, например, Генеральная прокуратура Российской Федерации, Следственный комитет Российской Федерации, Министерство внутренних дел Российской Федерации, Федеральная служба безопасности Российской Федерации и Федеральная таможенная служба рассматривают вопросы по уголовным делам, относящимся к ведению соответствующего органа, Министерство юстиции Российской Федерации рассматривает вопросы, связанные с судебной деятельностью всех судов, за исключением Верховного суда Российской Федерации, который, в свою очередь, рассматривает вопросы судебной деятельности Верховного суда Российской Федерации.
Обмен информацией осуществляется с помощью определенных механизмов или каналов передачи такой информации, в частности, например, Росфинмониторинг в своей деятельности использует защищенную сеть Группы подразделений финансовой разведки «Эгмонт», а со странами, не входящими в данную группу, иные каналы связи. Генеральная прокуратура Российской Федерации, Следственный комитет Российской Федерации, Министерство внутренних дел Российской Федерации, Федеральная служба безопасности Российской Федерации используют специальные каналы связи Интерпола, защищенные каналы электронный почты и иные, например, дипломатические. Наряду с данными механизмами сторонами могут создаваться совместные следственные группы, проводить очные встречи или встречи в режиме видео-конференц-связи.
Стоит отметить, что ответы на международные запросы в части выявления и отслеживания активов, причастных к легализации, также своевременно направляются российской стороной по результатам проводимых расследований и количество случаев замораживания таких активов соответствует объемам выводимых за границу Российской Федерации подозрительных доходов. Однако существует недостаток, связанный с конфискацией денежных средств в сумме соразмерной осуществленным преступлениям, а также с конфискацией виртуальных активов.
Таким образом по итогам прошедшем в 2019 году 4 Раунду взаимных оценок Российская Федерация по исполнению Рекомендациям 36, 37, 38, 39 и 40 получила оценку значительного соответствия «ЗС».
Очередной Раунд взаимных оценок должен состояться в текущем 2023 году.
В конце 2022 года проведена НОР на основании результатов совместной работы по выявлению и минимизации угроз, уязвимостей и рисков ОД, проводимой органами государственной власти Российской Федерации и организациями, что позволило выявить ключевые риски в Российской Федерации [3].
Согласно статистике Росфинмониторинга за 2018-2021 годы от иностранных ПФР наибольшее количество поступивших запросов связано с расследованием отмывания денежных средств, полученных от совершения преступлений:
- в денежно-кредитной сфере (376) в части свершения валютных операций по переводу денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации на счета нерезидентов с использованием подложных документов;
- в сфере незаконного оборота наркотических средств (99) в части использования электронных платежных средств, наличных денежных средств, систем электронных переводов денежных средств и виртуальных валют в схемах по отмыванию доходов, полученных от реализации таких наркотических средств;
- коррупционной направленности (77) в части осуществления мошеннических действий, в частности осуществляемой должностными лицами, а также проверки лиц, аффилированных с должностными лицами;
- в бюджетной сфере (73) в части осуществления мошеннических действий с государственными средствами, а также налоговые преступления.
От российской стороны в иностранные ПФР были направлены запросы по аналогичным сферам.
В рамках проводимых на международных площадках исследований выявлены основные виды угроз.
Так, в 2020 году наибольшие угрозы поступали от киберпреступности путем совершения фишинговых атак с использованием электронной почты и SMS-сообщений, а также от неправомерного использования цифровых идентификаторов с целью ОД. Другой угрозой 2020 года было мошенничество, связанное с изготовлением и сбытом контрафактной продукции и изделий медицинского назначения. Наряду с этим активно использовались схемы, при использовании которых мошенники выдавали себя за представителей органов государственной власти с целью получения сведений о банковских картах своих «жертв». Еще одной значительной угрозой этого года было проведение фиктивных операций при которых осуществлялось занижение или завышение стоимости товаров, или же товары фактически не перемещались.
В 2021 году основной угрозой было сокрытие товаров и активов, полученных от незаконной продажи леса (материалов), добычи полезных ископаемых.
Незаконный вывоз мигрантов – угроза 2022 года. За незаконный ввоз мигрантов используются неформальные системы расчетов в целях ОД, денежные средства за совершение которых, как правило, «вливаются» в официальный бизнес.
Так, в рамках международного взаимодействия в сфере ПОД за период с 2018 по 2021 годы наибольшее количество запросов российской стороны было направлено в: Латвию, Турцию, Чехию, Швейцарию, Эстонию, Германию, Великобританию, Испанию, Корею и Кипр.
При этом стоит отметить, что не все их указанных стран добросовестно выполняют международные договоренности и несвоевременно направляют необходимую информацию (Испания, Швейцария, Кипр и Корея).
Таким образом можно сделать вывод, что в целом система противодействия легализации (отмывания) доходов, полученных путем, на мировой арене работает эффективно и способствует сокращению вывода из стран незаконно полученных денежных средств.
Список литературы
- Establishment of FATF: [сайт]. URL: http://www.fatfgafi.org/ (дата обращения 02.01.2023)
- FATF Recommendations: [сайт]. URL: http://www.fatfgafi.org/ (дата обращения 02.01.2023)
- Росфинмониторинг: [сайт]. URL: https://www.fedsfm.ru (дата обращения 02.01.2023)