Влияние состава транспортного потока на параметры, характеризующие дорожное движение

Влияние состава транспортного потока на параметры, характеризующие дорожное движение

В статье рассмотрены проблемы, связанные с влиянием состава транс-портного потока на параметры, характеризующие дорожное движение. Влияние состава потока на другие характеристики дорожного движения обусловлено многими факторами. Во многом это связано с разницей в динамических и тормозных качествах легковых и грузовых автомобилей.

Авторы публикации

Рубрика

Технические науки

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 15 (17), июнь ‘21

Поделиться

В настоящее время невозможно представить жизнь людей без транспорта. В больших и малых городах транспорт является связующим элементом и играет важную роль в перемещении людей и товаров.

Транспортные потоки распределены по городу неравномерно. В некоторых районах, обычно расположенных в центральной части города, потоки имеют большие размеры и степень их концентрации. Это приводит к перегрузке городских коммуникаций, возникновению заторов при продвижении потоков, усложняет работу общественного транспорта, коммунальных и социальных служб.

Состав транспортного потока характеризуется соотношением в нем транспортных средств различных видов. Оценка осуществляется по процентному составу или доле транспортных средств различных типов. Состав транспортного потока оказывает существенное влияние на все параметры, характеризующие дорожное движение. При этом состав потока обычно отражает общий состав автопарка в стране, регионе или городе. Так, на дорогах США и других западных стран преобладают легковые автомобили, которые составляют более 80% всего автопарка. В Советском Союзе в период после Великой Отечественной войны и до 60-х годов грузовики составляли основную часть автопарка и, соответственно, на дорогах. В настоящее время в связи с резким увеличением производства легковых автомобилей их доля значительно увеличивается в дорожном движении.

Состав транспортного потока влияет на загруженность дорог, что в первую очередь связано со значительной разницей габаритных размеров автомобилей. Если длина отечественных легковых автомобилей серийного производства 4-5 м, грузовиков 6-8, то длина автобусов достигает 11, автопоездов 20 м и более. Сочлененный автобус имеет длину 16,5 м. Однако разница в габаритных размерах - не единственная причина необходимости особого учета состава потока при анализе интенсивности движения. 

Состав транспортного потока существенно влияет на условия и режимы движения автомобилей. Состав транспортного потока оценивается в основном по процентному содержанию или соотношению транспортных средств различных типов. Объективная оценка уровня транспортной загрузки, сравнение уровня загруженности различных магистралей может производиться только с учетом состава транспортного потока. Влияние состава потока на другие характеристики дорожного движения обусловлено многими факторами. Во многом это связано с разницей в динамических и тормозных качествах легковых и грузовых автомобилей. В процессе эксплуатации эти различия становятся еще более заметными. Следовательно, в смешанном транспортном потоке увеличивается вероятность потенциально опасных ситуаций. 

Фактический динамический габарит автомобиля также зависит от обзорности, удобства управления, маневренности автомобиля, которые влияют на дистанцию, выбираемую водителем. В этом случае следует обратить внимание на следующее обстоятельство. При движении машин колоннами каждый водитель, благодаря большой площади остекления, а также малым габаритам автомобилей впереди, может достаточно хорошо видеть и прогнозировать ситуацию перед несколькими автомобилями. В то же время, если грузовик или автобус движется впереди легкового автомобиля, водитель легкового автомобиля лишается возможности оценить и спрогнозировать ситуацию впереди, и его действия за рулем становятся менее уверенными. В этом случае из-за невозможности точно спрогнозировать обстановку впереди опасность резко возрастает при обгоне, а также в случае аварийной остановки автомобилей, движущихся плотной колонной.  

Все эти аспекты привели к необходимости применения понижающих коэффициентов к обычному легковому автомобилю. Определение значений понижающих коэффициентов основано на сравнении динамических размеров транспортных средств разных типов. Динамический размер автомобиля - это сегмент дорожной полосы, который включает длину автомобиля и расстояние, необходимое для безопасного следования впереди идущего автомобиля.

Таким образом, состав транспортного потока в той или иной степени оказывает влияние на параметры, характеризующие дорожное движение. Крупногабаритные перевозки в составе транспортного потока оказывают значительное влияние на общий транспортный поток, но далеко не положительный, и для уменьшения этого воздействия может потребоваться строительство дополнительных полос движения для крупногабаритных транспортных средств, чтобы не нарушать скоростной режим, общую пропускную способность и интенсивность движения. Но для этого потребуются большие материальные затраты.

Список литературы

  1. Пеньшин Н.В. Обеспечение безопасности дорожного движения на ав-томобильном транспорте: учебное пособие / Н.В. Пеньшин. В.А. Молодцов, В.С. Горюшинский - Изд-во: ФГБОУ ВПО «ТГТУ», 2012. - 115 с.
  2. Пеньшин, Н. В. Организация транспортных услуг и безопасность транспортного процесса: учебное пособие для бакалавров / Н. В. Пеньшин; Тамб. гос. техн. ун-т. - Тамбов: ТГТУ, 2014. - 476 с
  3. Лященко, Е. В. Влияние крупногабаритных перевозок на общий транспортный поток / Е. В. Лященко. —// Молодой ученый. — 2018. — № 32 (218). — с. 16-17.
  4. Федеральная служба государственной статистики Электронный ре-сурсhttps://rosstat.gov.ru

Предоставляем бесплатную справку о публикации,  препринт статьи — сразу после оплаты.

Прием материалов
c по
Осталось 6 дней до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary