Состояние и развитие сферы придорожного сервиса в Республике Башкортостан

Состояние и развитие сферы придорожного сервиса в Республике Башкортостан

Авторы публикации

Рубрика

Менеджмент и управление

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 1 (99), Январь ‘23

Дата публикации 11.01.2023

Поделиться

В данной статье рассматриваются состояние и развитие сферы придорожного сервиса в Республике Башкортостан. Рассказывается о результатах мониторинга текущего состояния объектов придорожного сервиса и о важных аспетках, влияющих на развитие придорожного сервиса.

Республика Башкортостан на сегодняшний день занимает второе место в России по протяженности дорог общего пользования – 48 607,3 км, в том числе 794 км федерального значения, 13 647,8 км – региональных и межмуниципального, остальные – местные.

Придорожный сервис является одним из важных элементов формирования имиджа республики как гостеприимного региона. В совместной работе Правительства РБ используется системный подход. Задачи, которые ставит правительство региона на среднесрочный период до 2024 года – 1000 новых объектов придорожного сервиса и 1000 модернизированных объектов.

Результаты мониторинга текущего состояния объектов придорожного сервиса, свидетельствуют о недостаточном уровне развития придорожного сервиса в Республике Башкортостан. Потребители хотят получать равный уровень сервиса независимо от того, где они едут. Системно выстроенная сеть объектов придорожного сервиса по республике выгодна малому бизнесу, крестьянско-фермерским хозяйствам и муниципальным образованиям, так как налоги будут идти в местный бюджет. Грамотно построенный придорожный сервис способен привлечь не только российских, но и зарубежных туристов.

В настоящее время автодороги Республики Башкортостан обслуживают более 900 объектов придорожного сервиса (таблица 1.3).

Таблица 1.3 – Структура объектов придорожного сервиса, размещенных на федеральных, региональных и муниципальных дорогах

Наименование автомобильной дороги

Количество объектов при дорожного сервиса, ед.

Доля объектов придорожного сервиса в общем количестве объектов, %

Федеральные автодороги, в том числе:

221

23

М-5 «Урал»

107

М-7 «Волга»

52

Р-240 «Уфа-Оренбург»

62

 

Региональные и межмуниципальные дороги, в том числе:

552

58

Кропачева-Месягутово-Ачит

51

Бирск-Тастуба-Сатка

49

Уфа-Иглино-Красная Горка-Павловка

39

Магнитогорск-Ира

35

Уфа-Инзер-Белорецк

26

Дороги местного значения

180

19

Всего

953

100

         

Территориальное размещение объектов придорожного сервиса республики характеризуется неравномерным развитием данной сферы.

В разрезе муниципальных образований количество объектов придорожного сервиса варьируется от 1 объекта (Бижбулякский и Ишимбайский районы) до 83 объектов (Уфимский район).

Структура придорожного сервиса республики в разрезе видов объектов придорожного сервиса выглядит следующим образом (рисунок 1.5).

 

Рисунок 1.5 – Структура придорожного сервиса Республики Башкортостан, ед./%

Как видно по рисунку, в Республике Башкортостан больше всего АЗС и пунктов питания (по 24%), в то время как автостоянок всего 5%.

В последние годы основными инвесторами создания объектов придорожного сервиса являлись крупные нефтяные компании, имеющие достаточно ресурсов для создания таких объектов.

В настоящее время в стадии строительства находятся 63 объекта придорожного сервиса.

Рассмотрим состояние конкуренции на рынке придорожного сервиса. Согласно опросу, проведенному сервисом «Голос РБ» среди организаций, осуществляющих деятельность в сфере придорожного сервиса, на рынке умеренная конкуренция (рисунок 1.6).

Рисунок 1.6 – Структура ответов респондентов на вопрос «Как Вы оцениваете уровень конкуренции на рынке придорожного сервиса Республики Башкортостан?»

Мнения респондентов на следующий вопрос представлены на рисунке 1.7.

Большая часть опрошенных считает, что состояние конкуренции улучшилось, это почти половина сотрудников (46%). Только 4% респондентов ответили, что состояние конкурентной среды в сфере придорожного сервиса за текущий год стало хуже. Таким образом, государство прилагает меры для улучшения ситуации по конкуренции (рисунок 1.8).

Рисунок 1.7 – Структура ответов респондентов на вопрос «Как Вы считаете, как изменилось состояние конкурентной среды в сфере придорожного сервиса за текущий год?»

36% опрошенных считает, что антиконкурентные действия в органах государственной власти и местного самоуправления отсутствуют, 30% - что такие действия были, но их число уменьшилось. Убеждены, что антиконкурентных действий меньше не стало, всего 4% опрошенных.

В качестве административных барьеров для осуществления деятельности в сфере придорожного сервиса опрошенные выделяют высокие налоги (рисунок 1.9).

18% опрошенных считают, что ограничений вообще нет. Нестабильность законодательства – существенная проблема, так как условия антироссийских санкций могут негативно повлиять и на деятельность организаций придорожного сервиса. Проверки, проводимые контрольными органами, являются необходимыми, на наш взгляд. Что касается сложности получения доступа к земельным участкам и процедуре регистрации предприятия, компаниям необходимо повышать финансовую грамотность.

Рисунок 1.8 – Структура ответов респондентов на вопрос «Как Вы считаете, уменьшилось ли количество антиконкурентных действий органов государственной власти и местного самоуправления в сфере придорожного сервиса за текущий год?»

Ответы респондентов на следующий вопрос приведены на рисунке 1.10.

Большая часть опрошенных считает, что административных барьеров для придорожного бизнеса либо нет (32%), либо стало меньше. Только для 2% опрошенных их стало преодолевать труднее.

Таким образом, эта ниша становится привлекательной не только за счет поддержки государства (инвесторам обещают возместить до 50% расходов субсидиями, предоставить земельный участок без торгов), но и умеренной конкуренции.

Результаты мониторинга текущего состояния объектов придорожного сервиса, а также вышеприведенная структура и отзывы участников дорожного движения об уровне и качестве обслуживания свидетельствуют о недостаточном уровне развития придорожного сервиса в Республике Башкортостан.

Рисунок 1.9 – Структура ответов респондентов на вопрос «Какие из перечисленных административных барьеров, по Вашему мнению, являются наиболее существенными для ведения текущей деятельности или открытия нового бизнеса на рынке придорожного сервиса Республики Башкортостан?»

Рисунок 1.10 – Структура ответов респондентов на вопрос «Как, по Вашей оценке, изменился уровень административных барьеров на рынке придорожного сервиса Республики Башкортостан за последние два года»

Основные недостатки существующего состояния объектов придорожного сервиса связаны с отсутствием условий для системного и прогнозируемого развития, предусматривающего наличие удобного механизма прохождения предпринимателями всех необходимых процедур, связанных со строительством объектов, а также эффективных мер государственной поддержки и инструментов контроля качества предоставляемых услуг.

Список литературы

  1. Гайнанов Д. А., Печаткин В. В., Сафиуллин Р. Г. Ф Макова М. М., Гаймалова С. М., Ахметов Т. Р., Усов В. А. Формирование и развитие кластеров в регионе: теоретико-методологические и прикладные аспекты (на примере Республики Башкортостан). Уфа: ИСЭИ УНЦ РАН, 2009.
  2. Васильева А. Е., Сафиуллин Р. Г К вопросу о рекреационном районировании Республики Башкортостан // В сб.: Районирование в современной экономической, социальной и политической географии: потенциал, теория, методы, практика. М.: 2004.
  3. Сафиуллин Р. Г., Чернуха Д. С. Критерии оценки уровня и эффективности развития туристско-рекреационного хозяйства региона // Успехи современного естествознания. 2017. № 1.
  4. Сафиуллин Р. Г., Чернуха Д.С. Развитие и пространственное размещение объектов туристско-рекреационного хозяйства региона // Успехи современного естествознания. 2018. № 2.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 4 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary