ПОВЫШЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ МАГИСТРАЛЬНОГО ТРУБОПРОВОДНОГО ТРАНСПОРТА НЕФТИ НА УЧАСТКЕ СУРГУТ – ПОЛОЦК

ПОВЫШЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ МАГИСТРАЛЬНОГО ТРУБОПРОВОДНОГО ТРАНСПОРТА НЕФТИ НА УЧАСТКЕ СУРГУТ – ПОЛОЦК

Авторы публикации

Рубрика

Нефтегазовое дело

Просмотры

14

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 53 (98), Январь ‘23

Дата публикации 05.01.2023

Поделиться

В данной статье рассматриваются вопросы, связанные с повышением безопасности при эксплуатации магистрального трубопроводного транспорта нефти на участке Сургут-Полоцк. Автором подчеркивает важность комплексного подхода к проблеме обеспечения безопасности. Изучены основные мероприятия, проводимые на участке Сургут-Полоцк для повышения безопасности и снижения риска возникновения аварий. Разработан алгоритм с целью повышения безопасности при эксплуатации магистрального трубопроводного транспорта нефти на участке Сургут – Полоцк.

Актуальность темы исследования заключается в том, что магистральная трубопроводная система по транспортировке нефти представляет собой мощную, достаточно разветленную транспортную сеть с большим объемом грузооборота. Трубопроводная система является важным инструментом реализации государственной политики, обеспечивающей реализацию нефти на внутренние и внешние рынки, что в конечном итоге способствует притоку инвестиций в страну. Важными вопросами при эксплуатации магистрального трубопроводного транспорта являются обеспечение его безопасности, поскольку различные повреждения труб могут быть причиной возникновения аварий, пожаров, несчастных случаев, а также привести к загрязнению окружающей среды.

Вопросами изучения повышения безопасности при эксплуатации магистрального трубопроводного транспорта нефти занимались многие ученые такие, как О.И. Ожогин, Изгагина, Т.Н. Иванова и другие. Считаем, необходимым продолжить исследование в данном направлении и более подробно изучить отдельные вопросы темы. В данной статье предпринята попытка изучения повышения безопасности при эксплуатации магистрального трубопроводного транспорта нефти на участве Сургут-Полоцк [1, с.13].

При проведении данного исследования были использованы следующие методы: анализа, сравнения, логического рассуждения и многие другие.

В настоящее время безопасность при эксплуатации магистрального трубопроводного транспорта требует  к себе повышенного внимания в связи с увеличением нагрузки на трубопроводы и объемом выполняемых работ. Аварии на промышленных магистралях могут причинить непоправимый вред всему окружающему миру. Последствия разлива нефтяных продуктов могут быть катастрофическими, как для природы, так и для самого предприятия. Следовательно, решение проблемы безопасности при эксплуатации объектов магистрального трубопроводного транспорта является драйвером промышленного и экономического развития.

По нашему мнению, основными критериями обеспечения безопасности при эксплуатации на магистральном трубопроводном транспорте является надежное и стабильное обеспечение работы оборудования [2, с.23]..

Для каждого нефтяного объекта меры безопасности индивидуальны, поэтому, чтобы обеспечить безопасность предприятия, эксперты должны уделить внимание специализации организации [3, с.101]. Также следует учесть климатические и географические особенности территории, где расположено предприятие, а также характер негативных факторов. Политика безопасности должна быть разработана с учетом стратегии будущего развития. В данной политике должны быть отражены не только краткосрочные цели и задачи, но и на перспективу [4, с.27].

Нефтепровод Сургут-Полоцк, проходивший по так называемому северному коридору, протяженностью 3250 км, диаметром 1020 мм. Строительство вели поэтапно, с 1977 по 1981 гг. Были возведены 32 перекачивающие станции, выполнено около 1450 переходов через естественные и искусственные препятствия, преодолено более 400 км болот. Нефтепровод Сургут – Полоцк – магистральный нефтепровод, соединяю­щий российскую Западную Сибирь с Беларусью; сибирская нефть по нему перека­чивается в Беларусь, оттуда часть её уходит в страны Балтии и Польшу. Длина – 3250 км, диаметр – 1020 мм, пропускная способность – более 20 миллионов тонн в год. Крупнейшим потребителем является Новополоцкий нефтехимический комплекс (Новополоцкий НПЗ) [5].

Следует отметить, что с целью повышения промышленной и экологической безопасности работы в 2020 году был заменен участок, протяженностью 13 км через реку Малый Балык. С целью реконструкции была проложена труба в заранее подготовленный «коммуникационный коридор» Сургут – Полоцк. Труба отличается повышенной стойкостью, качеством материала и плотной толщиной стенок. Качество сварных стыков было тщательно выверено на предмет наличия дефектов, трещин, разрывов с помощью специальных (ультразвуковых, рентгенографических) приборов. В настоящее время проводятся работы по своевременному обновлению производственной инфраструктуры, замене отдельных частей и линий передач, их реконструкции.

Причинами возникновения угроз безопасности при эксплуатации магистрального трубопроводного транспорта на данном участке могут стать: ошибки эксплуатации, не соблюдение техники безопасности, нарушение правил проведения ремонта, реконструкции и т.д.

Основными задачами при обеспечении безопасности при эксплуатации магистрального трубопроводного транспорта  на участке Сургут – Полоцк являются:

1) разработка стратегии и концепции обеспечения безопасности при эксплуатации магистрального трубопроводного транспорта;

2) корректировка и ужесточение требований по эксплуатации на промышленном объекте;

3) проведение технического контроля магистрального трубопровода (своевременное выявление отклонений и нарушений);

4) контроль пожарной безопасности промышленного объекта;

5) проведение инструктажа по технике безопасности среди работников;

6) подготовка необходимых мероприятий на случай возникновения непредвиденных ситуаций или аварий.

В данной статье разработан алгоритм с целью повышения безопасности при эксплуатации магистрального трубопроводного транспорта нефти на участке Сургут - Полоцк, наглядно представленный на Рисунке 1.

Рис.1. Алгоритм повышения безопасности при эксплуатации магистрального трубопроводного транспорта нефти на участке Сургут - Полоцк

Считаем, что представленный алгоритм позволит повысить безопасность при эксплуатации магистрального трубопроводного транспорта нефти, снизить производственные риски возникновения аварий, а также своевременно заметить возможные проблемы и их устранить. Считаем, что подходить к решению данной проблемы необходимо комплексно, начиная от ведения документации, прохождения техники безопасности сотрудниками предприятия, технического осмотра и испытаний в процессе обслуживания оборудования, а также системы управления в целом и т.д.

Можно сделать вывод, что каждое промышленное предприятие заинтересовано в повышении эффективности своей деятельности. Достичь этого можно за счет быстрого реагирования на основные угрозы экологической, экономической, производственной, кадровой, финансовой, информационной безопасности. Безопасность при эксплуатации магистрального трубопроводного транспорта нефти на участке Сургут - Полоцк должна быть достигнута за счет комплексного подхода к деятельности. Разработанный алгоритм для обеспечения безопасности при эксплуатации магистрального трубопроводного транспорта нефти на участке Сургут-Полоцк позволит повысить безопасность деятельности, увеличить показатели финансовой деятельности, уменьшить природоохранные риски, а также риски возникновения аварий.

Список литературы

  1. Ожогин, О.И. Повышение безопасности магистральных трубопроводов / О. И. Ожогин, Д. А. Мельникова // Молодой ученый. - 2021. - № 34 (376). - С. 13-14. - Текст: непосредственный.
  2. Мочалова, Я.В. Организация агробизнеса в цифровой экономике: российский опыт. / Я.В. Мочалова, Е.В.Клейтман, С.В. Землянская // Экономика: вчера, сегодня, завтра, 2021. - Том 11. - № 9А. - С. 23-33. - Текст: непосредственный.
  3. Суглобов, А.Е. Экономическая безопасность предприятия / А.Е. Суглубов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. - 271 c. - Текст: непосредственный.
  4. Тихонов, В.И. Управление рисками и экологической безопасностью / В.И. Тихонов. - Санкт-Петербург, 2018. - 288 с. - Текст: непосредственный.
  5. Трубопроводный транспорт. - Текст электронный - URL: https://studfile.net/preview/6864294/ (дата обращения 28.12.2022
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее