В настоящее время драгоценные металлы, а конкретно – золотовалютные резервы, представляют собой один из важнейших инструментов политики государства в сфере денежного обращения.
Драгоценные металлы выступают в качестве валютных активов, тем самым выполняя ряд денежных функций. Следует отметить, что ранее драгоценные металлы использовались в любом виде, за исключением ювелирных изделий, а также иной бытовой продукции, как и лом такой продукции, на основании ст. 1 Закона РФ от 09 октября 1992 № 3615-1 «О валютном регулировании и валютном контроле». Однако после вступления в силу ФЗ № 173 от 10 декабря 2003 «О валютном регулировании и валютном контроле» драгоценные металлы были исключены из валютных ценностей.
Это соответствовало проводимой политике либерализации законодательства, регулирующего валюту. Вместе с тем, следует отметить, что в настоящее время звучат предложения наделить драгоценные металлы «особым режимом» валютных ценностей.
Как отмечает С. В. Янкевич: «являясь высоколиквидными ресурсами, обеспечивая задачи резервирования в частных и публичных капиталах, тем не менее драгоценные металлы и драгоценные камни в соответствии с действующим законодательством РФ фактически отнесены к обычным товарам» [3, стр. 9].
Эти инвестиционные ресурсы носят особый характер, так как преобладание публично-правового значения над частноправовым состоит в значительных ограничениях, связанных с оборотом драгоценных металлов и камней.
Представляется, что с мнением о преобладании «публично-правового значения» драгоценных металлов следует согласиться, равно как и с предложением об их включении в состав валютных ценностей.
В данной связи следует отметить, что обращение драгоценных металлов в значительной мере определяется нормами бюджетного и налогового законодательства.
К примеру, в Бюджетном кодексе (БК) РФ среди прочего к источникам финансирования относятся поступления от реализации драгоценных металлов уменьшенные на размер выплат за их приобретение [1, ст. 94].
На основании статьи 93.1 БК РФ средства, которые были получены от реализации металлов, подлежат зачислению в бюджеты различных уровней по нормативу 100 процентов.
В Налоговом Кодексе РФ указано, что налогообложение при продаже драгоценных металлов различным государственным фондам РФ, ЦБ РФ и тд. осуществляется по налоговой ставке 0 процентов [2, ст. 164].
Обязательства по ценным бумагам, относящимся к покупке драгоценных металлов, выпускаются от имени государства и выступают в качестве разновидности долговых обязательств нашей страны.
Номинальная сумма долга по ценным бумагам находится в структуре объема всего долга РФ как на внутреннем, так и на внешнем уровне.
В истории России был опыт выпуска бумаг, которые назывались «золотые сертификаты», они также наравне с остальными являлись именными.
Исходя из норм законодательства, выпуск «золотых сертификатов» осуществлялся для того, чтобы более эффективного использовать золотовалютные резервы.
Объем реализации таких сертификатов определялся в количестве, соответствующем стоимости 100 тонн золота. Золотые сертификаты обращались на рынке в 1993-1994 г. В настоящее время они полностью погашены.
В 1998 году Правительство Российской Федерации утвердило новые Генеральные условия выпуска и обращения государственных облигаций, которые можно погасить с помощью золота.
В них указано, что эмиссия золотых сертификатов осуществляется отдельными выпусками, и в качестве эмитента выступает Министерство финансов РФ. Золотые сертификаты выпускаются в форме документа, с обязательным централизованным хранением. Номинальная стоимость сертификата соотносится с действующей ценой покупки 1 килограмма химически чистого золота Центральным банком РФ на дату выпуска золотого сертификата.
Итак, государство не отказалось от выпуска золотых ценных бумаг, и можно отметить, что выпуск золотых сертификатов имеет хорошие перспективы в связи с ростом цен на золото на международном рынке.
В то же время неразвитость рынка ценных бумаг в РФ существенно затрудняет использование таких сертификатов в качестве одного из инструментов накопления средств.
В данной связи имеет смысл выделить в рамках подотрасли институт «метода регулирования денежной политики», в который войдут нормы, включающие методы реализации государственной денежно-кредитной политики Центрального Банка РФ.
С момента исключения драгоценных металлов из перечня валютных ценностей вопросы правового регулирования их обращения стали рассматриваться в основном применительно к сфере банковского права. Однако в настоящее время правовое регулирование обращения драгоценных металлов играет все возрастающую роль в бюджетном и налоговом законодательстве.
Из вышеизложенного можно сделать вывод, что общественные отношения, складывающиеся в процессе обращения драгоценных металлов регулируются нормами, входящими в различные подотрасли финансового права.
Таким образом, правовое регулирование обращения драгоценных металлов на территории Российской Федерации осуществляется с помощью норм финансово-правовых подотраслей, финансово-правовых институтов денежного обращения, бюджетного и налогового права. В частности, данные отношения регулируются нормами финансово-правовых институтов банковской деятельности, государственного кредита и рынка ценных бумаг.
Список литературы
- Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (с изм. и доп. от 21.11.2022) [Электронный ресурс] // Официальный интернет портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru (дата обращения 23.12.2022).
- Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (с изм. и доп. от 21.11.2022) [Электронный ресурс] // Официальный интернет портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru (дата обращения 23.12.2022).
- Янкевич С.В. Правовое регулирование обращения драгоценных металлов и драгоценных камней в Российской Федерации (финансово-правовые аспекты) : дис. … канд. юрид. наук М., 2015. С. 9.