Анализ бюджетов муниципальных образований показывает, что средств, заложенных в них, далеко не всегда хватает на решение насущных вопросов местного значения. Нехватка у муниципальных бюджетов собственных доходных источников, позволяющих гарантированно финансировать все вопросы местного значения, побуждает изыскивать дополнительные источники средства. К ним могут быть отнесены средства самообложения граждан.
Основные моменты, связанные с этим направлением финансовой деятельности муниципалитетов, отражены в нормах Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Так, в соответствии со статьей 56 этого закона средства самообложения граждан относятся к доходам местных бюджетов. Под средствами самообложения граждан понимаются разовые платежи граждан, осуществляемые для решения конкретных вопросов местного значения [1].
Размер платежей в порядке самообложения граждан устанавливается в абсолютной величине равным для всех жителей муниципального образования, за исключением отдельных категорий граждан, численность которых не может превышать 30 процентов от общего числа жителей муниципального образования и для которых размер платежей может быть уменьшен.
Важнейшим признаком самообложения граждан является то, что решения о его применении принимаются на местном референдуме (сходе граждан). В этом выражается непосредственная демократия населения.
В 2020 году в 131-ФЗ были внесены изменения, которыми субъекты федерации наделены полномочиями по установлению критериев определения границ части территории населенного пункта, входящего в состав городского округа, на которой может проводиться сход граждан по вопросу введения и использования средств самообложения граждан.
В Российской Федерации наибольшее распространение самообложения граждан получило в Пермском крае и Республике Татарстан. Так, начиная с 2011 г. на территории Пермского края применяется механизм по стимулированию введения самообложения граждан. Вопросы введения и использования средств самообложения граждан решаются в муниципалитетах на местных референдумах и сходах граждан в отдельных населенных пунктах. При этом, при введении самообложения граждан на территории муниципалитета из краевого бюджета предоставляется 5 рублей на каждый 1 рубль граждан, поступивший в бюджет муниципалитета. На каждый 1 рубль сверхустановленного платежа выделяется также 1 рубль из бюджета Пермского края. С 1 января 2020 г. прием заявок на предоставление из бюджета Пермского края субсидий бюджетам муниципальных образований на решение вопросов местного значения, осуществляемых с участием средств самообложения граждан, осуществляется на конкурсной основе.
В муниципальных образованиях Московской области практика самообложения граждан пока отсутствует. Здесь в настоящее время применяется только инициативное бюджетирование. Сходство с самообложением есть. Жители собирают инициативную группу, обсуждают проблему и с собственным проектом выходят с предложением в муниципалитет. На реализацию проектов инициативного бюджетирования из бюджета Московской области выделяется 500 млн рублей в год [2].
В интересах внедрения механизма самообложения граждан в Комитете по местному самоуправлению Московской областной Думы разработан проект регионального закона, который позволит муниципалитетам Подмосковья применять практику самообложения местных жителей.
Законопроектом предусматривается, что сход граждан по вопросу введения и использования средств самообложения граждан может проводиться на части территории населенного пункта, входящего в состав городского округа Московской области. Границы части территории населенного пункта, входящего в состав городского округа Московской области, на которой проводится сход граждан, будут определяться нормативным правовым актом представительного органа городского округа Московской области, в состав которого входит данный населенный пункт, с учетом специально разработанных критериев, ими станут следующие:
1)единая территориально-пространственная целостность группы жилых домов, подъезд многоквартирного жилого дома, многоквартирный жилой дом, жилой микрорайон, иная территория проживания граждан;
2)проживание на территории, где вводится и используется механизм средств самообложения граждан не менее 10 человек.
Таким образом, введение самообложения граждан в муниципальных образованиях требует дополнительного правового регулирования. В основе самообложения граждан должен быть принцип диспозитивности. Применение данной системы должно носить строго добровольный характер. Кроме того, самообложение граждан обусловливает установление действенного общественного контроля. При соблюдении указанных условий самообложение граждан в муниципальных образованиях может стать эффективным способом получения необходимого объема средств местного бюджета.
Список литературы
- Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) // Собрание законодательства Российской Федерации от 06.10.2003, № 40, ст. 3822.
- Эксперты объяснили, как заработает закон о самообложении граждан // https://www.mk.ru/mosobl/2021/03/05/eksperty-obyasnili-kak-zarabotaet-zakon-o- samooblozhenii-grazhdan.html (дата обращения: 26.11.2018).