САМООБЛОЖЕНИЕ ГРАЖДАН: ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РЕАЛИЗАЦИИ

САМООБЛОЖЕНИЕ ГРАЖДАН: ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РЕАЛИЗАЦИИ

Авторы публикации

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 52 (97), Декабрь ‘22

Дата публикации 20.12.2022

Поделиться

В статье рассматриваются правовые основы ведения и использования средств самообложения граждан.

Анализ бюджетов муниципальных образований показывает, что средств, заложенных в них, далеко не всегда хватает на решение насущных вопросов местного значения. Нехватка у муниципальных бюджетов собственных доходных источников, позволяющих гарантированно финансировать все вопросы местного значения, побуждает изыскивать дополнительные источники средства. К ним могут быть отнесены средства самообложения граждан.

Основные моменты, связанные с этим направлением финансовой деятельности муниципалитетов, отражены в нормах Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Так, в соответствии со статьей 56 этого закона средства самообложения граждан относятся к доходам местных бюджетов. Под средствами самообложения граждан понимаются разовые платежи граждан, осуществляемые для решения конкретных вопросов местного значения [1].

Размер платежей в порядке самообложения граждан устанавливается в абсолютной величине равным для всех жителей муниципального образования, за исключением отдельных категорий граждан, численность которых не может превышать 30 процентов от общего числа жителей муниципального образования и для которых размер платежей может быть уменьшен.

Важнейшим признаком самообложения граждан является то, что решения о его применении принимаются на местном референдуме (сходе граждан). В этом выражается непосредственная демократия населения.

В 2020 году в 131-ФЗ были внесены изменения, которыми субъекты федерации наделены полномочиями по установлению критериев определения границ части территории населенного пункта, входящего в состав городского округа, на которой может проводиться сход граждан по вопросу введения и использования средств самообложения граждан.

В Российской Федерации наибольшее распространение самообложения граждан получило в Пермском крае и Республике Татарстан. Так, начиная с 2011 г. на территории Пермского края применяется механизм по стимулированию введения самообложения граждан. Вопросы введения и использования средств самообложения граждан решаются в муниципалитетах на местных референдумах и сходах граждан в отдельных населенных пунктах. При этом, при введении самообложения граждан на территории муниципалитета из краевого бюджета предоставляется 5 рублей на каждый 1 рубль граждан, поступивший в бюджет муниципалитета. На каждый 1 рубль сверхустановленного платежа выделяется также  1  рубль  из  бюджета  Пермского  края.  С  1  января  2020  г.  прием  заявок  на предоставление из бюджета Пермского края субсидий бюджетам муниципальных образований  на  решение  вопросов  местного  значения,  осуществляемых  с  участием средств самообложения граждан, осуществляется на конкурсной основе.

В муниципальных образованиях Московской области практика самообложения граждан пока отсутствует. Здесь в настоящее время применяется только инициативное бюджетирование.  Сходство  с  самообложением  есть.  Жители  собирают  инициативную группу,  обсуждают  проблему  и  с  собственным  проектом  выходят  с  предложением  в муниципалитет.  На  реализацию  проектов  инициативного  бюджетирования  из  бюджета Московской области выделяется 500 млн рублей в год [2].

В интересах внедрения механизма самообложения граждан в Комитете по местному самоуправлению Московской областной Думы разработан проект регионального  закона,  который  позволит  муниципалитетам  Подмосковья  применять практику самообложения местных жителей.

Законопроектом предусматривается, что сход граждан по вопросу введения и использования средств самообложения граждан может проводиться на части территории  населенного  пункта,  входящего  в  состав  городского  округа  Московской области.   Границы   части   территории   населенного   пункта,   входящего   в   состав городского округа Московской области,  на которой проводится сход граждан, будут определяться нормативным правовым актом представительного органа городского округа  Московской  области,  в  состав  которого  входит  данный  населенный  пункт,  с учетом специально разработанных критериев, ими станут следующие:

1)единая территориально-пространственная целостность группы жилых домов, подъезд многоквартирного жилого дома, многоквартирный жилой дом, жилой микрорайон, иная территория проживания граждан;

2)проживание на территории, где вводится и используется механизм средств самообложения граждан не менее 10 человек.

Таким образом, введение самообложения граждан в муниципальных образованиях требует дополнительного правового регулирования. В основе самообложения граждан должен  быть  принцип  диспозитивности.  Применение  данной  системы  должно  носить строго  добровольный  характер.  Кроме  того,  самообложение  граждан  обусловливает установление действенного общественного контроля. При соблюдении указанных условий самообложение граждан в муниципальных образованиях может стать эффективным способом получения необходимого объема средств местного бюджета.

Список литературы

  1. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) // Собрание законодательства Российской Федерации от 06.10.2003, № 40, ст. 3822.
  2. Эксперты объяснили, как заработает закон о самообложении граждан // https://www.mk.ru/mosobl/2021/03/05/eksperty-obyasnili-kak-zarabotaet-zakon-o- samooblozhenii-grazhdan.html (дата обращения: 26.11.2018).
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Остался последний день
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary