Государственно-частное партнерство представляет собой институциональный и организационный альянс государства и бизнеса, заключающийся во взаимодействии финансовых, правовых, социальных и политических факторов, направленных на эффективное объединение государственных и частных ресурсов и их различных источников в единый комплекс с целью решения стратегических задач социально-экономического развития страны, а так же позволяющего сформулировать необходимые условия для привлечения инвестиций в приоритетные отрасли экономики.
Государственно-частное партнерство в Российской Федерации в настоящее время регламентируется рядом государственных, отраслевых и региональных правовых актов: общие вопросы государственно–частного партнерства регулируется гражданским законодательством, особенности правового режима государственно–частного партнерства задаются положениями бюджетного законодательства. Федеральный закон от 13.07.2015 г. №224-ФЗ «О государственно–частном партнерстве, муниципально–частном партнерстве в Российской Федерации» определяет правовые условия для привлечения инвестиций на основе ГЧП в экономику Российской Федерации повышает в целом качество предоставляемых населению услуг и обеспечивает их доступность [1].
Финансирование проектов государственно–частного партнерства имеет свои механизмы и инструменты, которые и обусловили специфику данной области. Государственно–частное партнерство дает возможность финансирования из разных источников и комбинирования собственных и заемных средств.
Устойчивость российской экономики в настоящее время во многом определяется проводимой государством политикой в области регионального развития. В условиях дефицита государственного бюджета и ограниченных возможностей регионов по привлечению внутреннего и внешнего долгового финансирования использование долгосрочных инвестиционных инструментов национальных институтов развития, в частности Государственной корпорации «Банка развития и внешнеэкономической деятельности», для реализации крупных региональных инвестиционных проектов становится важнейшей задачей инвестиционной политики государства на региональном уровне [9, с. 23].
Как показывает мировая практика, основной целью участия государства в проектах государственно–частного партнерства является развитие общественной инфраструктуры, повышение эффективности ее эксплуатации, обеспечение экономического роста, улучшение качества услуг, которое достигается путем привлечения внебюджетного финансирования.
Таким образом, государственно–частное партнерство представляет собой средне, и долгосрочное сотрудничество между государством и бизнесом, которое удовлетворяет интересы публичного и частного партнерства, реализуется в различных формах и направлено на решение общественно значимых задач на национальном, региональном и местном уровнях.
Список литературы
- Федеральный закон от 13.07.2015 N224-ФЗ (ред. от 11.06.2022) «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Российская газета. N 156. 17.07.2015.
- Есин В.В. Возможные организационно-правовые формы муниципальночастного партнерства и государственно-муниципально-частного партнерства // Местное право. – 2016. – № 6. – С. 25–32.
- Зайцева Е.В., Резер Т.М. Перспективы развития государственночастного партнерства в социальном предпринимательстве на муниципальном уровне // Стратегии развития социальных общностей, институтов и территорий : материалы III Международн. научн.-практ. конф. Екатеринбург, 21-22 апреля 2017 г.: в 2-х т. – Екатеринбург : Изд-во Урал.ун-та, 2017. Т. 2. – С. 20 – 23.
- Кадыров И.Ш. Государственно-частное партнерство в современной российской экономике: диссертация ... кандидата социологических наук: 22.00.04 – Москва, 2015. – 189 с.
- Маслова С.В., Соколов М.Ю. Трансграничные проекты государственно-частного партнерства: концептуальные особенности и практические аспекты управления // Вопросы государственного и муниципального управления. – 2020. – № 1. – С. 86– 114
- Хардина Ю.В. Государственно-частное партнерство в трансформирующемся российском обществе: политический аспект: диссертация ... кандидата политических наук: 23.00.02 – Москва, 2007. – 145 с.