Енисейское пароходство в годы Великой Отечественной войны

Енисейское пароходство в годы Великой Отечественной войны

В статье рассмотрена работа Енисейского речного пароходства в годы Великой Отечественной войны, показаны самоотверженность речников и их вклад в великую победу Ключевые слова: Енисейское речное пароходство, Енисей, законы военного времени, речные перевозки. Помощь фронту .

Авторы публикации

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 51 (96), Декабрь ‘22

Дата публикации 19.12.2022

Поделиться

Наши бабушки раньше проживали городе Енисейск. Поэтому решили ознакомиться с историей  флота на великой реке Енисей. Мы выяснили, что первым пароходом, положившим начало развитию флота, был пароход «Енисей», который был спущен на воду в нашем городе  в 1863 году. Его построили купцы и Баландины, Грязновы,, Калашниковы,  Кытмановы для доставки  рыбы против течения реки с рыбных промыслов, расположенных  в районе Туруханска. К концу императорского периода  на Енисее использовалось более двадцати больших и малых пароходов, принадлежавших государству и частным лицам. Но за годы гражданской войны многие корабли пришли в негодность.  Только в начале 30-х гг. ХХ в.  советская власть получила возможность взяться за возрождение флота.

Для того, чтобы выяснить, что представлял собой  пароходный флот Красноярского края к началу Великой Отечественной войны мы пересмотрели  много публикаций в газетах того времени, ознакомилась с материалами в Интернете. Мы узнали, что к началу 40-х годов речной транспорт на Енисее сделал большой скачек в развитии материально-технической базы и профессиональных кадров.

 В началом войны речники столкнулись с нехваткой кадров, так как многие из них были призваны в ряды вооруженных сил. Енисейские речники обычно направлялись на службу на корабли Военно-морского флота страны.

На  речной флот Красноярского края легла ответственность за доставку на строительство Норильского горно-металлургического комбината  строительных материалов, оборудования и продовольствия, рабочих для рыбных промыслов. Обратно суда везли рыбу, выловленную  в Енисее и его северных притоках, которая была важнейшим продовольственным ресурсом для бойцов и гражданского населения страны.

 Так как наш край вытянут на три тысячи километров с юга на север, то Енисей стал важнейшей транспортной артерией для сбора зерна и другой сельскохозяйственной продукции, на всем протяжении сельскохозяйственной зоны края.  На его берегах находились сборные пункты, куда колхозы и совхозы свозили свою продукцию, которую потом вывозили речники.

Для перевода речного транспорта на военный лад был издан указ «О режиме рабочего времени рабочих и служащих в военное время», согласно которому были введены обязательные сверхурочные работы и отменялись все отпуска. Из воспоминаний начальника  Енисейского речного пароходства  Ивана Назарова  мы узнали, что для его  работников устанавливалась ответственность наравне с военнослужащими Красной Армии. За нарушения  законов военного времени применялись суровые наказания вплоть до трибунала, с направлением на фронт в штрафные роты. Для продуктивной работы флота был введен особый график военного времени, которым была установлена очередность вывозки грузов в зависимости от важности их военного характера.

Из энциклопедии Енисейского флота мы узнали, что в первые месяцы войны в деятельности речного транспорта было много негативных моментов. Пароходство столкнулось с проблемой в работе не только из-за не подготовленности к войне, но и из-за отсутствия  качественной и сложенной работы самих речников.  В июне — июле 1941 года в Енисейском пароходстве появились угрозы срыва навигационных планов. Причины этого заключались в простоях судов, неудовлетворительной работе портов и пристаней, в недостаточном количестве работников плавсостава и грузчиков. Начиная с октября 1941 года, в деятельности пароходства начался кризис. В результате, оно не выполнило годовой план навигации, хотя в июле — сентябре речники пытались активизировать свою работу и даже в это время выполнили месячные навигационные задания. План по итогам года ими был осуществлен на 89,1 % по тоннам, а по тонно-километрам — на 65,2 %.

Помимо отсутствия полного плавсостава, проблема заключалась еще и в том, что Енисей – довольно опасная для судоходства река. Его дно водоема каменистое, поэтому, если корабль садился  на мель или цеплял  винтом камень, то это почти наверняка означало пробоину и серьезную поломку. Эту информацию мы прочитали в книге Ивана Антоновича Булавы «Рожденные Енисеем», а так  мы сами живем на его берегах , то   знаем  его суровый характер.. Кроме того,  Енисей вплоть   до пуска в эксплуатацию Красноярской ГЭС очень рано замерзал. Все это не раз приводило к тому, что судна получали значительные повреждения и ли вмерзали в лед вместе со всем грузом.

В годы войны в край практически не поступало оборудование для поддержания судов в технически исправном состоянии. Красноярский судоремонтный завод был загружен производством оружия и боеприпасов. Поэтому речникам приходилось рассчитывать только на свои собственные силы. Было решено создать Технический совет Енисейского речного пароходства по рационализаторским предложениям и изобретениям. Это позволило в каждом конкретном случае находить возможности для решения технических проблем.

 В основном перестройка водного транспорта в крае  была завершена в конце 1942 - начале 1943 года. Переход на военные рельсы н способствовал повышению производительности труда речников, обеспечение речного транспорта кадрами, увеличению грузооборота и количественного роста перевозок.

Кстати, в промежуток с 1941 по 1942 год енисейские речники приняли участие в оказании помощи фронту. В данный период существовала подписка на военные займы и денежно-вещевую лотерею. Многое речники внесли в  строительство боевых кораблей суммы,  превышающие их ежемесячные оклады в 100-200 раз. В январе 1942 г.  коллектив ЕнУРПа  приобрел билетов денежно-вещевой лотереи на 41340 рублей.  В апреле 1942 года единая сумма подписки на фронтовой займ  здесь  составила  119470 рублей. 

Работники флота и их семьи также занимались сбором и доставкой фронтовикам теплых вещей. На  1-ое января 1942 годы речники собрали более двух тысяч предметов одежды и обуви.

Сотрудники речного автотранспорта проявляли поддержку семьям фронтовиков. В 1941 также 1942 годах речники ЕнУРПа  оказали им материальную помощь в размере 2250 руб.,  поддержали их продовольствием, одеждой, обувью, дровами.

Конечно, жизненный уровень речников был крайне низким, на уровне выживания, кто-то пишет об уравниловке в оплате и обеспечении их  продовольствием и товарами. Но кто бы мог сказать как можно было жить по другому в условиях войны, когда вопрос стоял  о сохранении страны и ее судьба зависела от позиции каждого ее гражданина.

             В первые дни навигации 1943 года весь речной флот был приписан к конкретным портам и пристаням. К этому времени речники имели опыт работы в чрезвычайных условиях. Поэтому они успешно осуществили план  перевозок  1943 года. осуществили Это был трудовой подарок фронту. Годовой план навигации Енисейское речное пароходство выполнило по количеству тонн на 101,4%, а по тонно-километрам на 100,8%.

Пересмотрев многие источники информации  мы пришли к выводу, что работники Енисейского пароходства внесли  большой вклад в работы тыла и оказание помощи фронту.

В послевоенный период  ведущими становятся отрасли промышленности машиностроение и металлообработка. В крае развитие этих отраслей планировалось вести ускоренными темпами. Кроме того, важным направлением оставалось развитие угольной и лесной промышленности, что было связано с большими стратегическими и восстановительными работами в эти годы. Решение этих задач было бы невозможно без речного транспорта, который под влиянием роста экономики края быстро развивался. впервые годы происходит дальнейшее развитие материальной базы флота. На Красноярском судоремонтном заводе были построены пароходы «А. Пархоменко», «Котовский» и две металлические баржи.

Список литературы

  1. Последний караван Обь-Енисейского канала А.Н. Осипов
  2. Воспоминания Адмирала Енисейского флота Ивана 7 июля 2016 г
  3. Булава И.А. Флотская судьба/ Красноярск. 2000год.
  4. Большаков В.Н. О соединительном водном пути между бассейнами Оби и Енисея / Большаков В.Н. // Хозяйственное освоение Сибири. История, историография, источники. Вып. 1. – Томск, 1991. – С. 124.
  5. Электронный ресурс К 70-ЛЕТИЮ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ https://sevizm.mos.ru/70-years-of-the-great-victory/detail/1732461.html
  6. ПЕТРОГРАД, ЛЕНИНГРАД В ИСТОРИИ КРАСНОЯРЬЯ (ПО МАТЕРИАЛАМ КГКУ "ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИВ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ")
  7. «Речник Енисея» 31.08 – 06.09.2001г. газета, изд. г. Красноярск
  8. Гончаров А.Е., Карелин Н.М. Организация пароходного сообщения на Енисее в XIX веке: история одного дневника // Вестн. Сев. (Арктич.) федер. ун-та. Сер.: Гуманит. и соц. науки. 2018. № 2. С. 15–26.
  9. Архивы Красноярского края [Электронный ресурс] – URL: (Дата обращения 07.12.2020)
  10. Канские ведомости:-Ирины Самойловой «» от25 июля 2013
  11. hum.sbras.ru/snm/kiskidosova.htm. Сибирь - важнейший регион нашей Родины.
  12. История пароходства на Енисее в фотографиях [Электронный ресурс] – URL: http://fotoyarsk.ru/photo/istoricheskie-foto/parohodstvo-na-enisee.html (Дата обращения 07.12.2020)
  13. Развитие судоходства на Енисее [Электронный ресурс] – URL: http://samzan.ru/88500 (Дата обращения 07.12.2020)
  14. Энциклопедия Енисейского флота посвещеннная 80-летию Енисейского речного пароходства, Скобло Н.П.
  15. Книга «Рожденные Енисеем» Ивана Антоновича Булавы

Предоставляем бесплатную справку о публикации, препринт статьи — сразу после оплаты.

Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary